В Осетии вместо грузин — руины

Спецкор “МК” Ирина Куксенкова передает из Цхинвала

Эхо войны ощущается сразу возле аэропорта во Владикавказе: из железнодорожных вагонов военные разгружают зеленые ящики с оружием. По пыльной дороге, ведущей из Алагира, идут колонной трейлеры, на которые погружены танки. На технике развеваются российские триколоры и флаги ВДВ. Войска возвращаются домой. Проезжающие мимо гражданские машины сигналят им вслед и поднимают руку с двумя пальцами: “Виктория!” Благодарят…

Южноосетинские военные используют грузинский флаг как половую тряпку. Грузинские села на территории республики полностью разрушены и опустели.
Между тем 22 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заверил верховного комиссара ООН по делам беженцев Антонио Гутерриша, что в отношении беженцев и других перемещенных лиц, возвращающихся в Южную Осетию, никакой дискриминации по этническому принципу не будет. Правда, 15 августа Кокойты заявлял, что грузинским беженцам, которые ранее жили в анклавах на территории республики, не позволят вернуться. Впрочем, тогда его одернул российский МИД, который назвал это заявление слишком эмоциональным и напомнил о нормах международного права.

На границе с Южной Осетией очередь — люди возвращаются в Цхинвал. В машинах старики, женщины с детьми и имущество, вывезенное впопыхах перед войной. С начала этой недели в Южную Осетию вернулись около пятисот беженцев, но еще тысячи человек остаются у родственников в Северной Осетии…

СПРАВКА "МК"

В Южную Осетию в течение суток 1 августа вернулись 442 беженца, а всего с 12 августа в республику возвратились 29 тысяч 108 человек. Такие данные приводят в региональном оперативном штабе по ликвидации последствий грузино-южноосетинского конфликта.

По данным штаба, на территории Южной Осетии в пунктах временного размещения пребывает 651 человек, в Северной Осетии у родственников в частном секторе остаются 6 тыс. 828 человек.

По информации Управления ФМС по Северной Осетии, за период с 8 августа по 1 сентября на пункте пропуска “Верхний Ларс” (североосетинский участок российско-грузинской границы) принято от грузинской стороны 1058 граждан РФ. Передано грузинской стороне 63 гражданина Грузии.

Теперь в Цхинвал можно добраться намного быстрее, чем до войны, — раньше нужно было ехать по Зарской дороге, объезжая грузинские села, теперь — напрямую. Сокращая целый час времени, все едут по Джавской дороге.

— По большому счету так можно было ездить и раньше, но тогда никто не гарантировал, что осетин доедет по сокращенному пути до Цхинвала, — рассказывает таксист. — Миновать грузинские села было непросто, проезжающим машинам жители показывали непристойные жесты, а то и попросту обстреливали…

Сейчас тут вместо грузинских сел руины. И чувствуется “международная” напряженность. Осетины сквозь зубы говорят: “Это вам за наш народ”. По их словам, другого выхода не было, все дома здесь нужно было сжечь и взорвать, чтобы грузины не вернулись. Ведь в противном случае все бы повторялось и повторялось вновь…

Проезжаем Тамарашени и Кехви — грузинские села — нет ни одного человека и ни одного целого дома. Только заброшенные виноградники.

* * *

А Цхинвал оживает. Почти на каждом здании надпись: “Спасибо, Россия!”. По улицам ходят школьники, возле домов на крылечке, как в былые времена, собираются старушки обсудить последние новости. Основная тема для обсуждения: будет ли третья мировая война?

Возле пекарни — длинная очередь, жители боятся, что может наступить голод. Хотя в магазинах и появилось почти все, это “все” скупается за считаные минуты. Люди еще не совсем осознают, что на их территории наступил мир…

В столице республики продолжаются ремонтно-восстановительные работы. На помощь прибыли российский спецстрой, чеченские и даже приднестровские рабочие. На днях обещают восстановить линию электропередач. Газ по домам развозят бесплатно.

— У нас немало проблем, но помочь братьям в трудную минуту — наш долг, — говорит представитель Совбеза Приднестровья Виталий Янковский, который приехал в Цхинвал вместе со строительной бригадой. — Мы по-доброму завидуем Южной Осетии и надеемся, что нас тоже признают в ближайшее время. Ведь Тирасполь 215 лет был военной базой России!

В Цхинвале уже заработали универмаг “Андрей” и кафе “Фортуна”.

— Основные посетители у нас пока что только военные и журналисты, — рассказывает официантка Ирина. — Из меню есть практически все: шашлык, супы, осетинские пироги. Цены мы не поднимали, хотя закупать продукты стало немного дороже. Ничего, скоро все встанет на свои места…

Пообедать в кафе (борщ, плов, сок) стоит 300 рублей. Хлеб в магазинах дают бесплатно — по две буханки в руки. Сливочное масло стоит 100 рублей за кило, литр молока — 20 рублей, килограмм вареной колбасы 150 рублей, сигареты — примерно как в Москве. Лекарства первой необходимости, бинты, йод и зеленка в аптеках бесплатны.

Иду к зданию министерства обороны, на дороге через каждые пять метров воронки от разорвавшихся снарядов. Рядом в разрушенном доме торчит башня от подбитого грузинского танка. Ее сложно извлечь из здания, врезалась намертво в стену.

— Мы вот окна вставляем, ремонтом занимаемся, — рассказывает командир штаба артиллерии Спартак. — Нас, военных, тут сейчас немного, ребята по госпиталям лежат, лечатся. Вообще народ со службы раньше отпускаем, потому что нужно восстанавливать дома, многие живут прямо под открытым небом, нет такого человека, у которого бы не был разрушен дом. По обстановке могу сказать, что все спокойно, единственное, в районе Гори идет скопление грузинских полицейских, но их количество не критическое.

* * *

В расположении разведбата военные подметают осколки снарядов и стекла. Гильзы собирают в армейскую каску. Уже насобирали почти полную.

— Смотри, вот трофейный джип “Тойота”, правда, без колес и весь в дырках от пуль. Вот оружие — стрелковое и пулеметные ленты, — показывает осетинский разведчик. — Я сам только неделю как из плена вернулся… Меня взяли “грызуны” раненого, когда мы обороняли южные окраины Цхинвала во вторую ночь войны. Сначала хотели в плен сванам продать за тысячу лари. Нет, только представь, в XXI веке продают людей в рабство! По счастливой случайности на грузин вышел человек, который обменял меня на 8 ихних пленных.

Вечером смотрим телевизор, теперь тут вещают российские телеканалы. Новости все смотрят затаив дыхание, любое заявление российских политиков вызывает бурное обсуждение. По грузинскому каналу “Алания” показывают улицы Тбилиси и заявления Саакашвили, который говорит о российской агрессии и требует восстановить территориальную целостность Грузии. Сейчас его слова у разведчиков вызывают не возмущение, а просто улыбки.

Южноосетинские военные используют грузинский флаг как половую тряпку. Грузинские села на территории республики полностью разрушены и опустели.

Между тем 22 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заверил верховного комиссара ООН по делам беженцев Антонио Гутерриша, что в отношении беженцев и других перемещенных лиц, возвращающихся в Южную Осетию, никакой дискриминации по этническому принципу не будет. Правда, 15 августа Кокойты заявлял, что грузинским беженцам, которые ранее жили в анклавах на территории республики, не позволят вернуться. Впрочем, тогда его одернул российский МИД, который назвал это заявление слишком эмоциональным и напомнил о нормах международного права.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру