Виктор Озеров: “Армия на первый взгляд выглядит закрытой”

Похоже, у российского малого бизнеса в ближайшее время может появиться новая сфера деятельности

Компании малого и среднего размера обещают задействовать в сфере военно-промышленного комплекса.

Востребованными окажутся новые технологии и неординарные идеи, фермерство и производство. Насколько реалистичны подобные планы, а также о том, готова ли Российская армия к приходу в ее тылы малого и среднего бизнеса, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор ОЗЕРОВ рассказал обозревателю “МБ” Лилии КАМЫШЕВОЙ.

— На заседании экспертного совета по развитию ВПК в Санкт-Петербурге председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что в рамках ВПК России необходимо развивать технологии “двойного назначения”, то есть применяемые и в военной, и в гражданской сферах. При этом спикер подчеркнул, что “отрасль ВПК нужно стимулировать и коммерциализировать, привлекая к ней малый и средний бизнес”. Можно ли говорить о масштабном привлечении в оборонку гражданского предпринимательства?

— Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что коммерциализация военно-промышленного комплекса не является самоцелью. Это скорее инструмент стимулирования отдельных направлений отрасли, а также конкретных предприятий, выполняющих государственный заказ и оказывающих соответствующие услуги.

Здесь следует обратить внимание на следующий важный момент: 15 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ о формировании открытого акционерного общества “Оборонсервис”.

“Оборонсервис” создается в целях совершенствования деятельности, сохранения и развития научного и производственного потенциала существующих в Минобороны федеральных государственных унитарных предприятий, которые преобразуются в открытые акционерные общества. Учреждается целый ряд акционерных обществ, которые войдут в “Оборонсервис”. К ним относятся ОАО “Авиаремонт”, “Спецремонт”, “Ремвооружение”, “Оборонстрой”, “Агропром”, “Оборонэнерго”, “Военторг”, “Красная звезда” и “Славянка”. В частности, ОАО “Авиаремонт” будет осуществлять гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию авиационной техники, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области.

— Если все будет отдано в руки одной компании, то какие ниши в своей тыловой, научной деятельности Российская армия сможет реально выделить для малых компаний?

— Решение об учреждении “Оборонсервиса” не направлено на создание очередного монополиста на рынке. Поскольку открытое акционерное общество как организационно-правовая форма в большей степени позволяет решать стоящие задачи, а действующее в России законодательство в этой области достаточно эффективно и гибко. Несомненно и то, что в этой сфере существует ряд направлений, которые пока требуют стопроцентного участия государства. Между тем уже сейчас здесь создаются правовые предпосылки для более широкого взаимодействия государства и бизнеса.

И в этом плане для представителей малого и среднего бизнеса, действующих в сфере сельскохозяйственного производства, переработки сельскохозяйственной продукции, торговли, а также в сфере общественного питания и бытового обслуживания, открыты новые возможности, обусловленные коммерциализацией указанных сфер. Это в первую очередь касается тылового обеспечения, формирования и функционирования необходимой социальной инфраструктуры в военных городках и воинских частях.

— Готовы ли военные распахнуть свои ворота для бизнеса?

— Что касается “распахивания ворот” для бизнеса, то напомню, что армия и флот лишь на первый взгляд выглядят закрытыми. Военные живут не на Луне и так же, как все население России, испытывают на себе как положительное, так и негативное влияние тех или иных моментов, сопровождающих развитие нашего общества.

— Ни для кого не секрет, что в частях, дивизиях уже давно процветает малый бизнес, но только неофициальный. Тихо сдаются территории под магазины. В гарнизонных домах отдыха функционируют бары, нелегальные дискотеки, салоны красоты. Если все встанет на легальные рельсы, неофициальный бизнес военных будет закрыт. Устроит ли их такая ситуация?

— Военнослужащих, членов их семей, жителей закрытых военных городков, отдаленных гарнизонов, как и всех законопослушных граждан нашей страны, вполне устроит ситуация, при которой они не будут чувствовать себя ущемленными в своих правах и возможностях реализовать свои потребности. Если малый бизнес будет функционировать на основании и в соответствии с действующим законодательством и предоставлять им современные услуги, снабжать различными товарами и продукцией необходимого качества. При этом “неофициальный”, как вы выражаетесь, бизнес при воинских частях — во многом результат попустительства командования, а порой и откровенной коррупции, и с этим, несомненно, необходимо бороться. И борьба такая ведется, в том числе правоохранительными органами.

— Возникает и другой вопрос: у военных есть свои тыловые подразделения. Как на одном рынке будут сосуществовать частные компании небольшого размера и Военторг, армейские дома культуры и отдыха и т.д.?

— Я очень надеюсь на то, что учрежденные Указом Президента России ОАО “Военторг”, которое предназначено для торгово-бытового обслуживания и организации питания, а также ОАО “Красная звезда”, приоритетным направлением деятельности которого является производство полиграфической продукции и осуществление деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации, привлекая частные инвестиции, а также выступая в роли заказчика различных товаров и услуг, будут способствовать формированию новой ниши российского малого и среднего бизнеса.

Тем более что действующая нормативно-правовая база, определяющая порядок деятельности малого бизнеса, с одной стороны, и акционерных обществ, с другой стороны, позволяет выработать необходимые механизмы взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.

В частности, Федеральным законом №94-ФЗ от 2005 года “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” уже установлен порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а также расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере.

Несомненно, имеют место различные нарушения в ходе организации конкурсов, проводимых в соответствии с данным законом. Но в основном он достигает заявленных целей. Что касается гласности и прозрачности процедур конкурсов, то здесь и правоприменителям, и законодателям есть над чем поработать.

— Насколько активны в бизнесе сами военные? Имеется в виду “жизнь после армии”. Как часто бывшие военные организуют собственное дело?

— В отношении “жизни после армии” отмечу, что профессиональный военный — это, как правило, офицер, связавший лучшие и наиболее активные годы своей жизни со служением Отечеству. Военная служба формирует целый ряд личностных качеств, которые отличают офицера от гражданских.

Помните выражение “военная косточка” — это об офицерах. Поэтому так много бывших военных находят себя на государственной и муниципальной службе в органах власти, в стенах различных государственных учреждений. Между тем немало бывших военнослужащих и среди менеджеров среднего и высокого уровня, предпринимателей.

Конечно, не все они, что называется, по доброй воле занялись бизнесом, особенно в сложные и лихие годы становления рынка в России.

Многие просто вынуждены были удариться в бизнес, уволиться из армии, поскольку необходимо было прокормить семью. Но многим из них, опять же в силу качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в том числе во время службы в армии, удалось уверенно встать на ноги и занять не просто нишу, а достойное место в бизнесе.

— Существуют ли какие-то программы административной помощи военным-отставникам, пенсионерам и т.д., решившимся на организацию собственного бизнеса?

— Государство и руководство Вооруженных сил все активнее стремится создавать благоприятные условия для переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас. Создана сеть учебных центров, реализуются специальные программы переподготовки. Все это позволяет активной части офицеров запаса войти в гражданскую жизнь.

Конечно, существуют проблемы и в этой сфере. Именно поэтому Минобороны России разработана и начала реализовываться “Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года”, в которой подробно определены цели, этапы и индикаторы достижения нового качества военно-социальной сферы, учитывающие в том числе и те моменты, которые относятся и к теме нашего сегодняшнего интервью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру