Мода на маленьких

Из-за кризиса крупная торговая недвижимость подешевеет на 40%

29 сентября 2008 в 17:12, просмотров: 407

На столичном рынке коммерческой недвижимости большое количество предложений от собственников торговых площадей и земельных участков, которые предлагают приобрести объекты по цене на 30—40% ниже, чем месяц назад.

“Многие считают, что лучше сейчас продать со скидкой, так как потом цены еще больше могут упасть”, — объяснил один из участников рынка. Другие специалисты говорят, что цены еще не упали, но обязательно упадут.

В этих условиях девелоперы ищут на рынке новые тенденции. Как считают аналитики, столичный рынок ритейла подошел к очередному этапу своего развития. Хотя за последние несколько лет сегмент крупноформатных торговых центров приблизился к насыщению, потребность в торговых площадях по-прежнему крайне высока. Но сегодня и в среднесрочной перспективе ритейл нуждается не столько в крупноформатных, сколько в микрорайонных торговых центрах.

В настоящее время объем рынка крупноформатных торговых центров исчисляется миллионами квадратных метров. А совокупная площадь микрорайонных торговых центров в столице не превышает 0,5 млн. кв. м. В то же время потребность в небольших ТЦ очень высока. Спрос обеспечивают многочисленные небольшие компании, часть из которых принадлежит предпринимателям без образования юридического лица. Такие компании не всегда имеют возможность арендовать помещение в большом ТЦ, поскольку его владельцы зачастую предпочитают иметь дело с сетевыми операторами, занимающими значительные площади.

Поэтому небольшие компании обращают свое внимание на микрорайонные торговые центры площадью до 5 тыс. кв. м, где можно арендовать павильон площадью 30—50 кв. м. Так как емкость рынка микрорайонных торговых центров значительно превышает спрос, то девелоперы готовы удовлетворить эту потребность. Около 90% микрорайонных ТЦ строятся с нуля, и лишь порядка 10% появляется в ходе реконструкции существующих зданий. Объем инвестиций в строительство микрорайонного центра площадью 5 тыс. кв. м составляет до $15 млн., или $3 тыс. на 1 кв. м. Окупаются эти инвестиции около 7 лет. Это меньше срока окупаемости крупноформатных ТЦ, который в среднем составляет 7—11 лет.

По оценкам специалистов, на микрорайон с населением 15—20 тыс. человек должен приходиться один микрорайонный ТЦ площадью 5 тыс. кв. м. Тенденция строительства микрорайонных центров также отвечает концепции магазинов шаговой доступности, которая была озвучена и поддерживается городскими властями.

Идея состоит в том, что наличие в микрорайоне торгового центра, где можно купить все необходимое, делает жизнь в районе более комфортной. Это также отвечает тенденции социально ориентированного девелопмента, когда компания делает акцент не просто на строительстве жилья, но также возводит необходимые объекты инфраструктуры, в том числе и торговые. Поэтому в ближайшее время интерес к строительству микрорайонных ТЦ и потребность в них будут возрастать.

“Развитие подобных торговых объектов микрорайонного формата позволит девелоперам не только освоить еще одну важную нишу, но и реально сделать жизнь наших сограждан комфортнее действительно на уровне шаговой доступности”, — резюмирует Максим Брусов, директор департамента инвестиций компании “МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость”.



Партнеры