Кризис младшего возраста

Как спасти своего ребенка от больших психологических проблем?

8 октября 2008 в 17:49, просмотров: 1306

Дети до взросления как минимум пять раз переживают кризис. Мамы и папы часто машут на это рукой — какие, мол, у них могут быть психологические проблемы? Это у нас работа, стресс… И зря! Один из самых опасных — кризис семилетнего. Если неправильно повести себя с ребенком в этот период, можно отбить ему охоту учиться, а вследствие этого и жизнь поломать. Как спасти от психологической ломки своего первоклассника? Ответить на этот вопрос мы попросили директора Института возрастной физиологии РАО, академика РАО Марьяну БЕЗРУКИХ.

— Кризис семилетнего наступает в связи с началом школьной жизни ребенка, — говорит Марьяна Михайловна.

— Новый коллектив, много незнакомых взрослых и детей… И главное — другая обстановка. Если дома ребенок был в центре всеобщего внимания, за ним, как это часто бывает, бегали няня, мама, бабушка, то теперь он стал одним из... И не всегда — самым умным и самым талантливым. Естественно, ему это не нравится, он старается привлечь к себе внимание окружающих, и прежде всего учительницы. Нередко это выражается в том, что малыш балуется на уроке, капризничает и, естественно, получает замечания от педагога. Он интуитивно чувствует раздражение и недовольство учительницы, и это еще больше его расстраивает. Отсюда — нежелание ходить в школу, попытки сослаться на болезнь.

Но часто, по словам Марьяны Безруких, ребенок действительно испытывает физический дискомфорт — это реакция детского организма на перемену режима. Учеба вносит свои коррективы в поведение малыша: раньше много играл, двигался, а теперь вынужден почти неподвижно сидеть по нескольку часов. Даже четыре урока в день ему выдержать трудно.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ?

• Прежде всего, советует Марьяна Михайловна, соблюдать режим. Надо приучить ребенка рано ложиться в постель, чтобы он спал не менее 10 часов в сутки.

• Важно беречь нервы не только себе, но и малышу. Нельзя утром резко будить ребенка и торопить его, когда он собирается в школу (“Одевайся быстрей, мы опаздываем!”).

• После уроков ни в коем случае нельзя сразу усаживать ребенка за домашнее задание, необходим отдых — 2—3 часа на прогулки и игры. И вообще, у ребенка должно быть личное время, чтобы он мог заняться любимым делом, а не проводить весь вечер за тетрадками.

• В первом классе недопустимо перегружать малыша — вести его сразу после уроков в музыкальную школу, художественную студию, спортивную секцию или на курсы иностранных языков. Он и так испытывает большие нагрузки, а чрезмерные занятия могут просто сломать детский организм.

• И, конечно, ребенку очень важна психологическая поддержка. Он должен быть абсолютно уверен, что мама его по-прежнему любит, несмотря на неудачи в школе. Следует проявить максимум терпения и стараться почаще общаться с сыном или дочкой, разговаривать с ними. Тогда малыш поделится своими страхами, переживаниями и таким образом избавится от них.



    Партнеры