Мозаика интеграла

Интенсив помогает учить алгебру и геометрию

12 октября 2008 в 16:26, просмотров: 714

Известно: школьную математику более-менее усваивают менее половины российских учеников. Это объективно показали результаты Единого госэкзамена: в 2008 году 23,5% отечественных выпускников получили по алгебре “двойки”, а 39,5% — “тройки”. Получается, что пятая часть наших старшеклассников вообще не может выучить математику, даже в минимальном объеме…

Но экзамен-то сдавать так или иначе надо — математику никто не отменял. А в 2009-м правила “плюс один балл” (когда при “двойке” на ЕГЭ в школьный аттестат шла “тройка”) уже не будет. Получается, что четверть наших выпускников не сможет получить школьный аттестат и поступить в вузы…

Как же помочь бедным 11-классникам? На помощь им (а также ученикам других классов) приходит оригинальная методика интенсивного преподавания точных и естественнонаучных дисциплин, а также русского языка. Она полезна в тех случаях, когда требуется за короткое время (скажем, перед самыми экзаменами) повторить и систематизировать весь пройденный материал. Или банально натаскать школьника на решение простейших задач, чтобы он смог сдать пресловутый ЕГЭ хотя бы на “троечку”…

Не секрет, что многие предметы преподаются в школе довольно скучно и запутанно, ребята осваивают их с большим трудом. А чаще и вовсе “проходят мимо” — забывают пройденный материал через несколько дней после изучения. К ЕГЭ же необходимо помнить все основные правила, аксиомы, теоремы и доказательства за семь школьных лет — с 5-го класса по 11-й. Задача, казалось бы, неразрешимая, но при правильном подходе, как выяснилось, вполне посильная.

Один из учителей, преподающих геометрию по интенсивной методике, на первом занятии говорит своим ученикам: “Вы должны запомнить только одно: сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам. Остальное следует из этого: теорема пересечения высот треугольника, три правила его равенства и подобия, свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра”.

Так школьников еще никто никогда не учил, поэтому они слушают буквально открыв рот. “Смотрите, — говорит учитель, показывая рисунок треугольника, — зная один угол и длину двух сторон или два угла и одну сторону, легко нарисовать любой треугольник”. И тут же показывает это на доске.

Основа интенсивных уроков — опора на понимание, а не на зубрежку, объяснение сложных тем через простые. Учитель отказывается от традиционного линейного метода преподавания, когда разделы математики (да и любого другого предмета) проходят строго по порядку, один за другим. Он поступает иначе — берет самый сложный параграф учебника и начинает объяснение с именно с него. И вокруг этого материала, как вокруг некого центра, строит все остальные темы.

Педагог уверен: если ученик поймет главное — самый сложный материал, то частности он тем более усвоит.

Такая методика обучения чем-то похожа на составление картины из мозаики: если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, получится ли цельное представление об изображении. Но в российской школе преподают именно так — по отдельным кусочкам-параграфам. А вот если вначале дать общее представление об изучаемом материале, то частности легко объяснить позже. И тогда все части мозаики встанут на свое место. И как результат — всего за несколько занятий школьник осваивает то, что безуспешно зубрил в течение несколько лет. И потом не забывает до самого экзамена.



    Партнеры