Правила этикета для турникета

Манеры у пассажиров метро сильно испортились

5 ноября 2008 в 17:15, просмотров: 2169

Ноги, локти, чемоданы… Разглядеть что-либо еще с утра в метро невозможно. Сметая все на своем пути, горожане спешат на работу. Хранительницы входа в метрополитен, они же дежурные по турникетам, — вот кто принимает огонь на себя. Уследить надо за всем — чтобы в турникете не застряли, чтобы кошелек не вытащили, чтобы в обморок не упали, в конце концов. “Слона на скаку остановят”, — это точно про них. Ведь в условиях городских джунглей порой приходится тормозить не то что слонов — мамонтов!

Недавно был обновлен свод правил пользования Московским метрополитеном. Репортер “МК” отправился в самую горячую точку подземки — на станцию “Комсомольская”, чтобы вместе с дежурными по турникетам проконтролировать ежедневное вавилонское столпотворение и узнать, как нововведения отразились на работе метро.

“Товарищи баулы, побыстрее производим посадку!”

170 тысяч человек в день — пассажирооборот на “Комсомольской” — один из самых больших в метрополитене. В 5.30, когда сотрудники милиции открывают стеклянные двери, в вестибюль врывается толпа — с сумками, рюкзаками, тележками — и со всех ног несется к турникетам. Аппаратов 47, а следят за ними всего три контролера.

— Наша станция особенная — здесь же в основном иногородние заходят, — рассказывает дежурная по турникетам, или, как правильно называется эта должность, “контролер автоматических пропускных пунктов”, Любовь Акимовна. — Поэтому так много людей с багажом.

Сотрудники метро давно заметили: на каждой станции публика разная. Вон на “Охотном Ряду” — одни интеллигенты, любо-дорого смотреть. На “Спортивной” атлеты снуют туда-сюда. Ну а на “Комсомольскую” съезжаются со всех городов России — прямо станция дружбы народов! Встречает пассажиров Любовь Акимовна уже восемь лет: сначала справляться с неуправляемой толпой было сложно — теперь привыкла. Прикрикнет зычным голосом на потенциального “зайца”, намылившегося пройти без билета, — тот, понурив голову, сразу же отправляется в сторону касс. А “зайцев” здесь много: потратившись на электричку, народ старается сэкономить на чем угодно, и в первую очередь — на подземке. Непосредственная близость трех вокзалов — Ленинградского, Ярославского и Казанского — сделала свое дело: с момента открытия метрополитена и до 12 часов дня поток горожан тут не иссякает, и почти все — с большими сумками.

— К желтому кружочку прикладываем и проходим! — тем временем покрикивают на пассажиров контролеры.

Эту фразу они выучили наизусть и повторяют через каждые пять минут: уж больно дремучие пассажиры попадаются. Встанут у турникета и давай вертеть проездным билетом, пытаясь засунуть его во все щели, которые смогут найти в аппарате. Другие систематически “забывают” оплатить слишком большой багаж. Из-за них тоже возникают подземные пробки. Согласно правилам, оплачивать багаж надо в том случае, если “сумма его измерений по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см, а длинные предметы — если их высота от 151 см до 220 см”.

Проходить с таким чемоданищем нужно через специальный широкий турникет, который расположен рядом с будкой контролера. Но нет, граждане упорно тащат свои громоздкие баулы через обычный аппарат и застревают. Приходится вызволять и отправлять в кассу. Кстати, не меньше проблем доставляют друг другу нагруженные граждане и при входе в вагоны. Пассажиры вспоминают случай, когда однажды в утренний час пик машинист поезда так разозлился на мешкающих “челноков”, что крикнул по громкой связи: “Господа баулы, не задерживаемся, побыстрее производим посадку!”

“Дело есть у нас: в самый жуткий час…”

Если на наземном транспорте проблему с безбилетными пассажирами вроде решили, то в подземке этот вопрос по-прежнему открыт. Вот и приходится контролерам не только подсказывать, куда проездной прислонять, но и отлавливать шустрых зайцев.

— Одно хорошо, недавно поставили нам новую технику, — радуется Любовь Акимовна. — Теперь легче ловить тех, кто без билетов проходит.

Несколько лет назад на “Комсомольской” установили усовершенствованные турникеты: вместо обычных створок, тех самых, которые зажали волка из “Ну, погоди!”, на них — высокие стеклянные дверцы. Это сразу перекрыло кислород “акробатам”, с легкостью перепрыгивающим через турникеты. Их ведь даже не задержишь: пронесутся со скоростью света к эскалатору — поминай как звали. Зато теперь появилась новая категория зайцев — “ползуны”. “Не получается перепрыгнуть — так мы подлезем” — вот девиз пассажиров, которые не гнушаются пробраться в подземку в буквальном смысле на пузе.

— Часто у нас бомжи таким образом пытаются в метро проникнуть, — рассказывает контролер. — Смотришь — распластался и ползет, да еще вещички за собой тянет…

Единственный действенный способ попасть в подземку без билета — это пройти через турникет следом за другим пассажиром. Граждане вовсю этим пользуются, причем не только безденежные, но и одетые с иголочки. Некоторые проделывают это так ловко, что и не заметишь, что вдвоем прошли.

— Чего пассажиры боятся больше всего, так это свистка, — говорит Любовь Акимовна. — Стоит свистнуть, сразу оставляют все попытки спорить.

У контролеров есть договоренность с милиционерами, которые дежурят неподалеку: как только стражи порядка слышат свисток, тут же спешат на поезд. А если дежурная свистнет два раза — значит, случилось что-то экстренное и надо бежать со всех ног.

Вдруг смотрим — кому-то стало плохо. Тут тоже без свистка не обойтись: милиционеры вызывают “скорую”. “Ногу подвернул”, — охает дородный гость столицы, дожидаясь врачей в комнате милиции. А через полчаса, прихрамывая, отправляется дальше.

— К услугам врачей нам приходится прибегать часто, — признаются контролеры. — А как же еще? Давка такая, что того и гляди кто-то сознание потеряет.

И правда: за день дежурные эскулапы прибегают в вестибюль семь-восемь раз. Все из-за того, что слабые пассажиры, не выдержав давления толпы, падают в обморок.

К поездке в метро годен

Изменения в правилах пользования метрополитеном добавили неразберихи в сознание граждан. К примеру, если раньше нужно было предъявлять бумажные проездные документы в развернутом виде, то сейчас их заменили карты с электронным носителем информации. Однако горожане продолжают подсовывать под нос дежурным сложенные в несколько раз бумажки, чтобы их пропустили.

— Порой попадаются пассажиры с богатой фантазией, которые изобретают собственные правила, — говорит Любовь Акимовна, отправляя очередного “бумажечника” в кассу. — И все для того, чтобы пройти бесплатно.

Какие только льготы не выдумывают себе клиенты метро! Один показывает справку из больницы: мол, вылечился, допущен к пользованию общественным транспортом. Другой достает удостоверение участника боевых действий (впрочем, это можно объяснить — раньше им не надо было платить за проезд). Третьи предъявляют билеты на поезд и, ссылаясь на то, что едут издалека на операцию, начинают убеждать дежурных, что это дает им право войти без билета.

Вот и сейчас к будке подковыляла древняя старушка и стала разворачивать какую-то бумажку — как оказалось, направление на госпитализацию. Услышав, что нужно покупать билет, а потом уточнив его стоимость, пенсионерка сокрушенно покачала головой: “Ну надо же — операция, и та бесплатная, а на билет приходится раскошеливаться”.

На самом деле проходить мимо контролера бесплатно и без предъявления каких-либо документов могут только дети до семи лет. Остальные же льготные категории горожан — инвалиды, пенсионеры, ветераны войны — получают на руки социальную карту, которую нужно прислонять к турникетам.

А с введением в пользование бесконтактных проездных появились неписаные правила, о которых большинство пассажиров и не догадываются. Главное из них касается тех случаев, когда проездной по каким-то причинам не срабатывает.

— Если вы приложили “рабочий” билет к турникету, а он вдруг выдал запрещающий сигнал, ни в коем случае не пытайтесь приложить проездной к другому аппарату, иначе поездка просто сгорит! — раскрывает секреты Любовь Акимовна.

И правда, каждый из нас попадал в ситуацию, когда турникеты не желают пропускать внутрь с первой попытки, зато срабатывают со второй или третьей. Так вот, прикладывать билет надо только на одном пропускном пункте, потому что аппарат уже автоматически “съел” поездку — просто нужно дождаться, когда машина сама это “осознает”.

Еще одно немаловажное правило — не тормозите! Новые турникеты бьют створками так, что мало не покажется. Поэтому стоит чуть замешкаться — заработаете синяки.

“Как пройти на “Библиотеку”?”

Общеизвестная истина — дежурные по эскалаторам справок не дают. Зато контролеры у турникетов дают еще как! Особенно на “Комсомольской”. “Где здесь сфотографироваться на документы?”, “Как доехать до “Библиотеки имени Ленина”?”, “А где тут у вас гостиница “Заря”?” — обращаться с подобными вопросами к дежурным горожане не стесняются, и это еще самые безобидные просьбы. Зачастую контролерам и вовсе приходится выступать в роли гидов: окружат их иностранцы и давай выспрашивать, на что бы такое-эдакое в Белокаменной посмотреть.

— Я им обычно Исторический музей советую посетить, — улыбается Любовь Акимовна, — или Третьяковскую галерею.

Некоторые бесхитростно сообщают, что у них поезд через три часа, и просят совета, где неподалеку можно вкусно и недорого перекусить. Кстати, сами контролеры питаются в ведомственной столовой. И пока одна на обеденном перерыве, две другие работают в усиленном режиме. Самые трудные часы — конечно, утренние. С 8 до 12 дежурные всегда начеку: многие курильщики замечтаются и забывают потушить сигареты, прежде чем спуститься в подземку, и только свисток дежурной возвращает их к действительности. Также не дремлют и карманники. Сотрудники до сих пор вспоминают женщину, которая со слезами на глазах умоляла их пропустить ее, потому что буквально за несколько минут до этого у нее вытащили кошелек. Кстати, та самая женщина теперь регулярно здоровается с выручившими ее однажды контролерами и дарит им на праздники символические подарки.

— Но сложнее всего приходится во время футбольных матчей, — говорят работники. — Что тут происходит — это надо видеть!

Впрочем, когда футбольные хулиганы в благодушном настроении, они и ведут себя более или менее прилично. По крайней мере, хоть лампочки на эскалаторах от злости не бьют.

Но все-таки есть в метрополитене один день, когда все пассажиры едут в отличном настроении. Точнее, ночь — новогодняя. Вот тогда горожане предстают перед сотрудниками подземки в лучшем свете — кто мишуру на шею контролеру наденет, кто шампанское подарит. И все как один поздравляют с праздником и желают терпения. А особенно щедры на комплименты… корейцы, в огромном количестве едущие встречать Новый год на Красную площадь.





Партнеры