Торгуют и веселятся

Продажи малых розничных предприятий в этом году выросли почти на 30%

“Магазины за углом”, тонары на “оптовках”, шикарные бутики и ювелирные магазины обеспечивают работой более 60% малого бизнеса России. Однако сегодня торговля такими простыми вещами, как “тряпки” и колбаса, — дело достаточно хитрое. Выживают лишь те, кто настроен на постоянный рост и не боится идти на риск.

Предприниматели, как правило, не обижаются на то, что их в лицо называют “торгашами”. А чего им стесняться? Во всем мире торговля — одно из основных направлений малого бизнеса. Сюда можно прийти и с небольшим капиталом, и с невысоким уровнем образования. Главное, как признают сами лидеры малой торговли, — это нюх, везение и трудолюбие. В сегодняшней торговле нельзя останавливаться. Более того, даже притормаживать в этой сфере бизнеса опасно: зазевался — и тебя вымели с рынка. Зато те, кто постоянно “крутятся-вертятся”, развиваются и наращивают обороты, — в фаворе.

В розничной и мелкооптовой торговле задействовано более 60% малых и средних предприятий России. Торговлю можно по праву назвать локомотивом отечественной экономики. Ее доля в ВВП страны — более 25%.

Цена входного билета

На заре перестройки везучие “челноки” за 6—12 месяцев своей трудовой деятельности успевали стать действительно богатыми людьми. Розничная торговля также выводила из грязи в князи довольно быстро. Многие российские олигархи имеют за плечами именно торговое прошлое. И это при том, что 10—15 лет торговля по праву называлась весьма доступным бизнесом. Дело можно было начинать уже с двумя–тремя тысячами долларов в кармане.

Стать тружеником прилавка сегодня не так уж просто и дешево. Если речь идет о торговле спиртным, продуктами питания — придется позаботиться о разрешениях, сертификатах и патентах. С промышленными товарами тоже нелегко. Без сертификатов качества и гигиены, а также таможенных деклараций (в случае с импортным товаром) не обойтись.

Как говорят бывалые предприниматели, чтобы на первом этапе наполнить небольшой, 40-метровый магазин продуктами питания, необходимо вложить не менее 50 тыс. долл.

Порог вхождения в розничную торговлю одеждой, косметикой, строительными материалами и сантехникой, сувенирной продукцией, посудой, постельными принадлежностями, персональной и бытовой техникой, мебелью несколько проще. Подобные товары портятся не скоро, а мода на них — понятие относительное. Поэтому у предпринимателя есть два варианта создания ассортимента на полках и вешалках: товары можно закупить самостоятельно, а можно подписать договора-консигнации с поставщиками.

Комиссионная торговля — исключительно российское изобретение. За рубежом все просто: купил диван, духи, обои или унитаз, привез в свой магазин, сделал наценку, вывесил на вешалках, разложил по полкам — и вперед, торгуй. У нас же сформировался целый пласт посреднического бизнеса. Компании опять же небольшого размера занимаются лишь тем, что огромными партиями закупают одежду, сантехнику, строительные материалы и т.д. за рубежом. Привозят товар в Россию, сертифицируют его, платят какие-то (как правило, по серым схемам) таможенные пошлины — и все… Дальше они сидят и ждут розничников.

Мелкие розничные предприятия либо выкупают товар у оптовиков, либо получают его на реализацию. Каждый, кто хотя бы раз бывал за границей, всегда удивлялся тому, что одежда и бытовая техника, обувь и мебель там стоят в разы дешевле, чем у нас. Здесь, конечно, немалую роль играют высокие таможенные пошлины и расценки перевозчиков. Но это не главное. Прежде чем попасть на прилавок, пара обуви или пачка прокладок, как правило, проходит несколько кругов торговых наценок. Первыми на товар накручивают оптовики. Если товар у оптовика выкупается, то его оптовая наценка не превышает 30—40% от закупочной стоимости товара. Если же товар отдается на реализацию, оптовый интерес составляет уже 70—100%. Маржа розничного торговца тоже зависит от условий поставки товара.

Наценка на выкупленные, т.е. уже принадлежащие магазину, туфли или помаду — не менее 100%. А вот на чужие духи или баночку “Фэйри” — товары комиссионные, а значит, принадлежащие оптовику, — разрешено “накручивать” уже не более 50—70%. Благодаря такому круговороту вещей в природе практически любые товары в нашей стране в 1,5—2 раза дороже, чем за границей.

Какова цена стартового вопроса для решившегося заняться непродуктовой торговлей? В целом минимальный объем финансовых вложений в заполнение торговой площади одеждой, обувью и прочими изделиями легпрома стартует от 15—25 тыс. долл. Для того чтобы начать дело с золотом-бриллиантами, придется выложить уже не менее 200 тыс. долл. только на закупку стартового ассортиментного ряда.

На первых порах рассчитывать на комиссионный товар не придется. Кольца и браслеты отгружают в долг только проверенным фирмам, работающим не менее 1—2 лет на рынке. При этом ювелирный бизнес очень дорог в организации — придется закупать не только торговое оборудование, но еще и обеспечивать системы безопасности, закупать дорогостоящую охранную технику. С химией и строительством проще. Во-первых, можно обойтись и 10—15 кв. м торговой площади на первых порах. А во-вторых, для их заполнения может хватить и 5—8 тыс. долл.

Но товарное наполнение магазина — не самая важная статья расходов мелкорозничной торговли. В нашей стране львиная доля средств уходит на аренду. В той же Москве минимальная арендная плата торговых площадей — 1500 долл. за 1 кв. м в год. Если же говорить о популярных торговых центрах, расположенных вдоль МКАД, то тут минимум — уже 2500 долл. За место в престижном торговом центре, базирующемся в самом сердце столицы, торговые предприятия порой выкладывают и 25, и даже 50 тыс. долл. за все тот же 1 кв. м площади в год… К примеру, в Париже, Лондоне или Дюссельдорфе вы не найдете предпринимателя, который согласится арендовать торговую площадь даже за 5 тыс. евро за метр в год, — слишком дорого.

В целом, как ни крути, но розничная торговля на сегодняшний день весьма дорогостоящий бизнес — менее чем с 50—60 тыс. долларов о статусе настоящего торгаша даже и не мечтайте. Профи торгового дела говорят, что реальный стартовый капитал в рознице — это не менее 150—200 тыс. долл. Только с такими деньгами можно продержаться хотя бы первые полгода. Если таких средств нет, то советуют торговый бизнес и не начинать.

Взятки на продажу

Сажать за взятки сегодня нужно не чиновников, а сотрудников крупных компаний. Одно из достижений российского рынка — взятки за наиболее проходные торговые места в торговых центрах, за наиболее ликвидный товар, за скорость заключения комиссионного договора и быстроту отгрузки товара со склада.

Везде приходится платить, в крайнем случае задабривать. Так, менеджеры торговых центров за правильную “рассадку” в наиболее удачном и проходном месте просят не менее нескольких тысяч долларов. За заключение комиссионного договора с недавно открытым магазином менеджеры крупной оптовой фирмы возьмут не менее 5% от стоимости отгружаемого на доверии товара. Даже грузчики и экспедиторы, получая заработную плату в основных офисах, не стесняются брать с предпринимателей 500—1000 рублей за разгрузку товаров. Эксперты оценивают подобный “приторговый” бизнес не менее чем в 3—5% от общего оборота мелкой розничной торговли.

Модные сети

Тенденция последних лет — малые сетевики. Предприниматели по принципу крупных розничных сетей открывают сперва одну торговую точку, а затем клонируют свой мини-бизнес по 2—3, а то и вовсе 10 раз. Таким образом, у одной мелкой фирмочки, состоящей из директора, главного бухгалтера и пары экспедиторов-водителей, может быть до 15—20 торговых мест в торговых центрах, переходах метро или несколько отдельно расположенных магазинчиков. Порой трудовой коллектив мелкого сетевика не превышает и 25—30 человек, зато его обороты могут исчисляться миллионами рублей ежемесячно.

Как говорят сами представители торгового бизнеса, иметь один магазин или одно место в торговом центре слишком рискованно и абсолютно непрактично. Риск состоит в том, что розничная торговля очень зависит от людских настроений и даже магнитных бурь. Никто не может объяснить, почему люди перестают ходить в некогда популярный магазин, расположенный в более проходной зоне, но ломятся в абсолютно новый, удаленный от основного жилого массива. От изменчивости торгового настроения покупателей может пострадать бизнес: нет выручки несколько дней — значит, нечем будет заплатить и за аренду. В то же время у торговли есть один существенный минус — остатки. Чем больше собственных точек продаж, тем чаще может предприниматель перекидывать товары с одной на другую, и везде будет казаться, что пришла новая поставка, свеженькая партия.

Кризис — мать родная

Как показывает статистика, даже в условиях так называемого мирового финансового кризиса внутренний спрос в нашей стране не только не упал, но даже и несколько вырос. По итогам 9 месяцев этого года оборот розничной торговли вырос более чем на 15%. При этом наибольшие успехи у тех предпринимателей, которые продают непродовольственные товары — динамика их оборота в этом году уже составила 20%.

В целом, согласно оценкам экспертов, малый розничный бизнес в этом году заработал не менее 7000 млрд. рублей, что на 25—30% выше аналогичной статистики прошлого года. Самыми доходными для торговли оказались в этом году такие товары, как чай, колбасные и кондитерские изделия, а также мобильные телефоны, телевизоры и компьютеры.
Кризис играет на руку мелкорозничной торговле. Пока крупные сетевые ритейлеры и дискаунтеры зализывают свои кредитные дыры и выясняют отношения с поставщиками, маленькие магазинчики и палатки на рынках радуются возрастающему покупательскому ажиотажу.

p-7-1.jpg

 p-7-2.jpg

Графика Ивана Скрипалева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру