Купи морскую свинку!

Слепота не мешает творить красоту

Вова и Настя Сапетины — инвалиды по зрению. Даже с первой парты им не увидеть того, что учитель пишет на доске, поэтому занимаются они дома. Однако инвалидность не мешает им творить — их рисунки и поделки удивляют даже маститых художников. В работах ребят чувствуется особое, не похожее ни на что восприятие мира.

— Как же они рисуют? — спрашиваю я по телефону маму Ольгу, (она работает реабилитологом в обществе слепых, помогает людям с ограниченным зрением).

— Я и сама не всегда могу это понять! — искренне отвечает она.

Ребята родились с очень низкой остротой зрения. Даже в специальных очках они могут видеть только первую строчку таблицы для проверки зрения (буквы “Ш” и “Б”), и то с расстояния всего нескольких шагов. Но у них, к счастью, остался “подгляд” — минимальное видение, чем они и пользуются.

— Я старалась приучать детей к творчеству с самых малых лет, — рассказывает Ольга. — Сначала мы занялись пластилином — лепили из него объемные скульптурки. Потом вырезали из пластилина плоские фигуры и помещали их на поверхность картины (получался как бы барельеф), а затем стали размазывать пластилин как краску. После чего был естественным переход к обычным краскам. Рисовали овалы, геометрические фигуры, потом пейзажи, а сейчас перешли к портретам и графике. Нам помогает педагог дополнительного образования — он рассказывает, например, как выглядит человек, а ребята уже сами его рисуют. Получается очень похоже.

Ольга предлагает мне приехать в гости: “У нас как раз завтра занятие по оригами”.

На большом кухонном столе — листы разноцветной бумаги. Пара ножниц, клей, масса обрезков — неизбежный во время работы беспорядок. Отличие лишь в том, что каждый раз, открывая клей, Володя аккуратно кладет крышечку на то же самое место. Так же аккуратно обращается с деталями своей работы и Настя. Все указания педагога они воспринимают на слух. Развитая память, необыкновенно ловкие руки. Эти руки умеют все — и плести, и вязать, и лепить, и печь…

Меня как гостя занимают разговорами. Я узнаю имена всех животных, которые обитают в доме, слушаю историю морской свинки Кнопы, с покупки которой на Птичьем рынке началось знакомство мамы и папы…

…Ольга работала тогда в детском доме, следила за “живым уголком”. В трудном 1992 году Ольга пришла за кормом на “Птичку”. К ней подошла старенькая бабушка: “Доченька, возьми свинку за рубль, она тебе счастье принесет”. Долго Ольга отказывалась — своих зверей кормить нечем! Но все-таки купила. Не успела бабушка отойти, как к Ольге подошел молодой человек: “Здравствуйте... Эта свинка — девочка?” Так они и познакомились, а вскоре и поженились.

* * *

Подкупает та взрослость, та неспешная “раздумчивость”, с которой дети отвечают на мои вопросы. “Этот рисунок зебры выполнен гуашью?” — “Нет, что вы, белые полоски — это манка, а черные — обыкновенные чаинки”. “Но как вы шьете, как вдеваете нитку в иголку?” — “На ощупь, есть такие специальные иголки”.

Смешарики, над которыми дети трудились во время нашей беседы, уже готовы, каждый интересен по-своему. Остается наклеить их на большой лист картона. Порадует кого-то и белка, составленная вслепую из полутора тысяч (!) кусочков бумаги. Или вот эта картина — “День рожденья семьи”: мама и папа в день свадьбы. У нее своя, особая история.

p-12-3.jpg

Пятнадцать лет назад свадебную фотопленку случайно засветили. Дети исправили эту оплошность: они нарисовали в подарок картину. Но прежде Вова позвонил бабушке и подробнейшим образом расспросил: и как родители во время свадьбы были одеты, и какого цвета розы были у мамы в руках…

— Вова это рисовал или Настя? — спрашиваю я.

— Мы все делаем вместе, — отвечают дети.

Я понимаю и уважаю их решение не разглашать авторство своих работ. Творчество Сапетиных перевернуло мои представления о “несчастных инвалидах”.

— Вы хотели бы, чтобы Вова и Настя учились в обычной школе? — спрашиваю я у Ольги (сейчас они на домашнем обучении).

— Дети мечтают об этом, но, к сожалению, пока это неосуществимо. Чтобы учиться нормально, им нужен специальный прибор — камера, которая снимает показания со школьной доски и передает их на специальный монитор, установленный на парте. А он стоит очень дорого…

Участие в выставках дает Вове и Насте самое главное — общение с людьми. Семья, где есть больные дети, обычно замыкается… Вова же на мой вопрос, что дает ему творчество, отвечает коротко: “Нам нравится это делать. И многим наши работы нравятся тоже”. Дети написали трогательные стихи о своей морской свинке.

Ты лучше котенка, лучше щенка,
Лучше рыбки и хомячка,
Лучше кенара и попугая,
Лучшая в мире свинка морская!

И сопроводили их рисунком — забавный зверек, набросанный карандашом...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру