Нынешнее правительство, привыкшее к благополучным “тучным” годам, скорее всего окажется неспособным облегчить прохождение страной кризисного периода. Не сумев перестроить экономику в период сверхдоходов от нефтяного изобилия, кабинет министров и сейчас может доказать свою антикризисную несостоятельность.
Сравним два высказывания министра экономики Набиуллиной. 1 апреля 2008 года: “Маховик экономического роста еще только раскручивается, и мы не должны остановить его разговорами о перегреве экономики… Жестко ограничительная финансовая политика может подорвать экономический рост”. В те дни Набиуллина, подобно Паниковскому из “Золотого теленка”, преследовала главу Минфина Кудрина с требованием: “Дай миллион!”. Кудрин напор отразил, но МЭР оказалось не лыком шито — в ответ возобновило дискуссию о снижении НДС. А теперь второе изречение “госпожи министерши”, от 19 ноября 2008 года: “Мировой экономический кризис, который только разворачивается, показал исчерпанность модели роста российской экономики, которая у нас была в предыдущие годы. Главная задача текущего момента — адаптация нашей экономики к снижению экспортных доходов и ухудшению платежного баланса”.
Поразительная метаморфоза произошла с одним из ключевых министров за неполные восемь месяцев! Оказывается, весной в стране раскручивался “маховик экономического роста”, а осенью стала очевидной “исчерпанность модели роста российской экономики”! Теперь ее будут адаптировать к снижению сверхдоходов от сырьевого экспорта. Видимо, г-жа Набиуллина не в курсе, что любая экономика должна работать для удовлетворения потребностей граждан, а платежный баланс и прочие статистические выкладки — не более чем сопутствующие цифры. Не надо лицемерить: две трети населения страны вообще не имеют никаких сбережений. Экспортные доходы обошли их стороной.
Тот же Кудрин возразит: высокие доходы от нефтегазового экспорта позволили сформировать “подушку безопасности” на случай кризисных явлений. Мол, резервы для того и создаются, чтобы в тяжелые времена поддерживать и рубль, и бюджет, и производство. Все это верно при одном условии — если мы знаем, как долго продлится кризис. Пока никакой определенности нет, более того, мировая экономика все глубже погружается в рецессию. Не за горами невыполнение своих обязательств крупнейшими западными корпорациями, что повлечет банкротство не только их, но и многочисленных хедж-фондов, гарантировавших возврат займов посредством кредитных дефолтных свопов.
О “подушке безопасности”, то есть о международных резервах страны, включающих золотовалютные резервы Банка России, ценные бумаги иностранных государств, депозиты, средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, разговор особый. Всего за три с небольшим месяца, с 8 августа по 14 ноября, объем международных резервов снизился почти на четверть: с $598,1 млрд. до $453,5 млрд. И это далеко не предел, так как программа помощи экономике в самом разгаре.
График и суммы погашения внешнего долга в 2009 г. и 1-м полугодии 2010 г. ($, млрд.)
2009 г. | I полугодие 2010 г. | |
Органы госуправления | 5,2 | 2,4 |
Банки | 48,0 | 16,3 |
Предприятия | 67,7 | 25,0 |
Всего | 120,9 | 43,7 |
Примечание. Общая внешняя задолженность на 1 июля 2008 г. составляла $527,1 млрд.
Источник: Банк России.
В ближайшие полтора года российским предприятиям, банкам и органам государственного управления предстоит выплатить $164,6 млрд. С учетом того, что подавляющая часть внешней задолженности приходится на сырьевые компании, в том числе с государственным участием, и принимая во внимание падение цен на основные сырьевые товары в среднем в три раза, подавляющую часть выплат придется финансировать за счет государственных резервов.
Еще один момент: По словам Кудрина, 18% Фонда национального благосостояния уже размещено в ВЭБе: $11,3 млрд. влились в экономику. Даже при полном прекращении финансирования экономики за счет международных резервов и направлении средств только на выплату внешнего долга “подушки безопасности” хватит на 3,5 года. Но, раз часть дефицита бюджета-2009 будет покрываться за счет Резервного фонда, на поддержку экономики дополнительно выделяется около 5 трлн. рублей, а рубль и фондовый рынок упорно поддерживаются “против ветра”, заначка кончится уже в 2010 г.
Возникает логичный вопрос: куда пошли деньги, предоставленные для поддержки банковского сектора, если ликвидность или суммарные остатки средств на счетах кредитных организаций в Банке России на 1 октября 2008 г. составляли 702,9 млрд. рублей, а на 21 ноября — 664,8 миллиарда? Ведь, по разным оценкам, банки получили уже до 2 трлн. рублей! Ответ может быть таким: одна, небольшая, часть денег была использована банками для приобретения наличной валюты для продажи внутри страны, вторая, побольше, — конвертирована и покоится на банковских счетах за границей в ожидании внешних погашений и девальвации рубля, третья, и основная, — потрачена на вложения в иностранные активы. Реальный сектор не получил ничего — ставки межбанковского рынка на трехмесячные рублевые кредиты выросли с 9,1% годовых на 1 октября до 21,3% годовых на 21 ноября этого года. Неудивительно, что кредиты предприятиям сегодня предлагаются под 25% годовых и выше. Денег-то в системе нет.
Знают ли об этом в правительстве? Наверняка, ведь бюджетные и внебюджетные деньги выделяются не всем подряд, а только избранным. Разгадку ребуса “почему правительство не пресекло вывод средств” мы узнаем нескоро.
Исчезновение международных резервов страны в ближайшие два года — не единственное открытие, которое можно сделать, глядя на действия правительства, поверившего в катастрофическую для страны мантру “нефть уже никогда не будет стоить меньше 50 долларов”. Российская экономика вкатывается в тяжелейшую стагфляцию, от которой даже Америка, многоопытная в кризисных делах, избавлялась в 70—80-х гг. не менее восьми лет.
По итогам октября 7 из 14 отраслей обрабатывающей промышленности показали результаты ниже уровня октября 2007-го, добыча полезных ископаемых продемонстрировала минимальный прирост в 0,8%, и лишь выработка электроэнергии, газа и воды, третий вид промпроизводства, скрашивает своими 2,6% прироста общую грустную картину (да и то за счет начала отопительного сезона). Начиная с первых месяцев 2009-го мы будем наблюдать сдувание пузырей на рынке недвижимости (первое значительное снижение цен застройщиков на готовое жилье сразу на 25% зафиксировано 21 ноября), а также на рынке потребительского кредитования. В 2000—2007 гг. объем потребительских кредитов вырос в 72,5 раза (достигнув 15,3% от всех денежных доходов населения), а за первые 8 месяцев этого года — еще на 20%. Сегодня 21,1% всех размещенных банками средств — кредиты физическим лицам.
И просрочка по ним в ближайшее время будет только расти. Ведь все больше доходов населения будет направляться на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг (с 1 января тарифы на ЖКХ в Москве, например, возрастут на 28%). А многие еще вчера успешные заемщики потеряют или уже лишились работы, либо столкнулись с сокращением зарплаты. И еще: часть потребительских кредитов номинирована в валюте, а впереди “плавная” девальвация рубля. В следующем году рост дефолтов по потребительским кредитам станет такой же неожиданностью для правительства, как первый снег для коммунальщиков.
Наконец самый больной вопрос: что мы будем есть? Нужно смотреть правде в глаза: нас ждет рост цен на продукты питания и перебои со снабжением отдельными видами продовольствия. Но прежде чем раскрыть причины, обратимся к сравнению показателей российского сельского хозяйства и некоторых стран СНГ. Как видно, наши ближайшие соседи и партнеры по Содружеству подготовились к “тощим” годам куда лучше, чем мы. В расчете на душу населения мы производим меньше всех зерна, мяса и молока, а по производству картофеля и яиц опережаем только Казахстан. Зато ускоренными темпами растет импорт. За январь—сентябрь в сравнении с тем же периодом прошлого года импорт в Россию свежего и мороженого мяса в натуральном выражении вырос на 23,7% (в стоимостном — на 50,8%), свежей и мороженой рыбы — на 12,4% (26,5%), сливочного масла — на 9,2% (58,5%), молока и сгущенных сливок — в 5,3 раза (3,9 раза). Страна становится все более зависимой от импортного продовольствия. Рекордный урожай этого года полностью реализовать и сохранить мы не сможем: цены на зерно упали в несколько раз, и нет соответствующих мощностей для хранения. “Плавная” девальвация рубля приведет к повышению цен на импорт, а увеличение тарифов отразится на росте затрат трейдеров и ритейлеров. И это опять оплатят потребители.
Но и это еще не все. В наши дни банки кредитов практически не выдают, а если и кредитуют, то под бешеные проценты. В итоге одни импортеры уходят из бизнеса, другие задирают цены, закладывая в них и кредитные ставки, и возросшие расходы, и предстоящую девальвацию. Сегодня оптовики усиленно закупают мясо на внутреннем рынке (прирост производства скота и птицы на убой в сентябре этого года увеличился на 22,2%) и под завязку забивают промышленные холодильники. И правительственная политика принесет им огромные барыши.
Все “тучные” годы правительство жило по собственному распорядку, главной особенностью которого являлось игнорирование любых мало-мальски дельных предложений. Только на страницах “МК” за последние годы их было множество. Имеющий возможность пролистать интернет-архив газеты может наглядно в этом убедиться.К примеру, летом 2005 г., когда Стабфонд считался “священной коровой” (как говорил в те времена Кудрин, “если бездумно расходовать Стабилизационный фонд, мы будем иметь инфляцию гораздо выше нынешней”), часть отложенных средств предлагалось разместить в жилищную ипотеку. Схема была такой: деньги Стабфонда выделяются для рефинансирования банков, выдающих по специальной программе рублевые ипотечные кредиты под 4—6% годовых людям со средним достатком. На каждый рубль вложенных в ипотеку госсредств приходится до 8 рублей привлеченных инвестиций, и сегодня мы бы имели не только частичное решение жилищной проблемы, но и существенный рост рождаемости, развитие смежных с жилищным строительством отраслей, формирование того самого среднего класса, о котором в правительстве грезили все последние годы. Теперь мечты откладываются на неопределенный срок.
В январе 2007 г. в “МК” обсуждались плюсы и минусы создания государственного агентства или негосударственных фондов гарантирования материальных прав работников. В задачи новой структуры должно было войти погашение задолженностей по зарплатам, отпускным, выходным пособиям и другим обязательствам обанкротившихся предприятий. В мире проблема задолженностей перед работниками давно решена — такие организации существуют и во всех странах ЕС, и в Японии, в США и даже Венесуэле. И вновь со стороны правительства — ноль эмоций. Мы могли сколько угодно сотрясать воздух, но в правительстве всегда было занятие поважнее — дележ нефтегазовых и фондовых барышей. Если бы в прошлом году Агентство по гарантированию материальных прав работников каким-то чудом было создано, октябрьский рост задолженности по зарплате на 33,4% никого бы не волновал.
В августе 2007-го “МК” предлагал меры по противодействию коррупции, включавшие в том числе замораживание подозрительных активов до проверки источников доходов их обладателя, ограничения “сотрудничества” чиновников и коммерсантов, публичную “презентацию” юридических и физических лиц, признанных субъектами коррупционных правонарушений, создание специального государственного органа по борьбе с коррупцией, а также комитета общественного контроля при Общественной палате России. Оказалось, что борьба с коррупцией нужна лишь пострадавшим, то есть простому населению.
А сколько было предложений по ограничению внешних заимствований и потребительского кредитования, развитию предпринимательства и прозрачности использования средств резервных фондов, повышению пенсий и эффективной реализации нацпроектов, проведению налоговой амнистии и улучшению демографической ситуации? Как об стенку горох.
Стремительное сползание страны в кризис требует от правительства точечных пожарных действий, направленных на минимизацию негатива. Остановимся на действительно необходимых.
Анонсированные налоговые послабления бизнесу, за небольшими исключениями (например, снижение налоговой ставки при упрощенной системе налогообложения с 15% до 5%), существенного влияния на экономику эпохи кризиса не окажут. Да, налог на прибыль уменьшится на 4 процентных пункта, но получат ли российские компании в следующем году прибыль ? Да и так ли важны для бизнеса налоговые преференции? Спросим у социологов.
Ответы предпринимателей на вопрос “Что прежде всего препятствует росту экономики России, выходу в число наиболее развитых странв мире?” (до трех ответов)
Неэффективные государственное управление и экономическая политика 37%
Коррумпированность власти и бизнеса 33%
Эгоизм бизнеса, заинтересованного лишь в сиюминутной прибыли 31%
Недружественный налоговый режим 29%
Технологическое отставание от развитых стран 27%
Чрезмерная ориентация на сырьевые отрасли 26%
Низкая производительность труда наших рабочих 23%
Неразвитость рыночных институтов 21%
Другое 32%
Источник: Пресс-выпуск ВЦИОМ от 28 февраля 2008 г. №887.
Предприниматели считают основными препятствиями в первую очередь неэффективную экономическую политику, коррупцию, а также эгоизм бизнеса и только потом — высокое налогообложение. Это значит, что бизнес более всего заинтересован в принятии жесткого антимонопольного законодательства, прекращении оказания “поддержки” “своим человечкам”, получении реальных сведений о ситуации в стране.
Экономике могут помочь не снижение налога на прибыль с туманными перспективами ее получения, а уменьшение НДС на конечную потребительскую продукцию, произведенную в России, минимизация налогообложения обрабатывающих производств, налоговые льготы на внедрение новых технологий и налоговые кредиты за каждое вновь созданное рабочее место.
Финансовую систему страны необходимо “отцепить” от мировой, как это было сделано в Малайзии в 1998 г., что помогло этой стране выйти из кризиса с наименьшими потерями. Нужно прокредитовать все компании, иностранные займы которых должны быть возвращены в 2009 г., для досрочного возврата средств, запретить любые денежные переводы за рубеж за исключением оплаты подтвержденных импортных поставок, ввести мораторий на приобретение российскими компаниями и их “дочками” за рубежом любых иностранных активов. Нельзя поддерживать рубль за счет тающих на глазах резервов. Ухудшение материального положения людей вследствие девальвации следует компенсировать отменой подоходного налога для граждан с доходами ниже прожиточного минимума (таких по итогам 2007 г. насчитывалось более 24 млн. человек) и работающих пенсионеров. Нужны более существенные налоговые льготы — предоставление имущественного налогового вычета при приобретении жилья не раз в жизни, как сейчас, а раз в 3 года или 5 лет. Актуальной будет и отмена транспортного налога в течение года после приобретения нового автомобиля. Важно направить бюджетные средства не на “мониторинг увольнения работников”, а на переобучение или повышение квалификации безработных.
“...Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять: с этим составом правительства ничего хорошего мы не дождемся. Происходящее сегодня напоминает набившихся в старый автомобиль детей, пытающихся показать себе и другим, что они взрослые и знают, как водить машину. Только на какие педали ни нажимают, никто никуда не едет. Поиграют, а потом убегут домой к маме и ужину. Мы же останемся. Со сломанными педалями, кнопками и ручками. Хозяин машины должен выйти и навести порядок. Иначе придут незнакомые дяди и разберут механизм на запчасти”.
Так заканчивалась одна из статей “МК” два с половиной года назад.
Производство продуктов сельского хозяйства на душу населения в некоторых странах СНГ (кг)
Россия | Белоруссия | Казахстан | Украина | |
Продукты | 2000—2007 | 2000—2007 | 2000—2007 | 2000—2007 |
Зерно | 444—568 | 485—744 | 779—1288 | 499—630 |
Картофель | 232—258 | 871—901 | 114—154 | 403—411 |
Мясо | 31—40 | 60—84 | 42—54 | 34—41 |
Молоко | 221—227 | 449—609 | 248—327 | 259—265 |
Яйца (шт.) | 233—266 | 329—333 | 114—171 | 179—304 |
Источники: Росстат, Белстат, Статагентство РК, Укрстат.
Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор.