Косметический ремонт

Рынок товаров для дома пытается сохранить лицо

1 декабря 2008 в 17:23, просмотров: 413

В условиях кризиса спрос на товары для дома немного упал, соответственно, сократились доходы и их продавцов. Однако эксперты смотрят с оптимизмом в будущее российского рынка DIY (Do It Yourself).

“В условиях спада мировой экономики и кредитного кризиса, продажи товаров магазинов для дома и ремонта падают, что, естественно, отражается на положении операторов DIY, — говорит старший директор, руководитель отдела торговых помещений CB Richard Ellis Джефф Кершо. — Однако во время экономического спада покупатель обычно покупает больше товаров длительного, а не кратковременного пользования, что делает магазины формата DIY особенно привлекательными в условиях кризиса. Покупатель получает возможность обустроить свой дом или даже просто сделать ремонт, ведь дом является единственным самым ценным активом для человека. Люди рассматривают свой дом как некую стабильную инстанцию и поэтому считают в порядке вещей вкладывать деньги в обустройство своего дома, даже в условиях кризиса”.

Выводы эксперта подтверждают и результаты опроса, проведенного в конце ноября Russian Realty Research (R3) и ВЦИОМ. Социологи опросили 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах РФ и задали им вопрос о том, проводили ли они ремонтные и строительные работы в текущем году и планируют ли заниматься этим в следующем году. “Планы россиян по проведению строительных и ремонтных работ в ноябре 2008 года по сравнению с мартом 2008 года претерпели коррективы: на 6% (с 37% до 31%) снизилось количество планирующих строительство и ремонт в годовой перспективе, а число затрудняющихся принять решение возросло на те же 6% (с 2% до 7%). Это указывает на определенную неуверенность россиян в завтрашнем дне”, — полагает гендиректор R3 Никита Чулочников. Интересно, что в Москве и Санкт-Петербурге, по данным опроса, людей, не планирующих никаких работ, значительно больше (76% опрошенных), чем в других населенных пунктах России (67% — в городах с населением более 500 тыс. жителей и 60—56% — в городах и селах с населением менее 500 тыс. человек). Как отмечается в исследовании, активнее других проводить ремонтные и строительные работы планируют жители села (о планах по ремонту сообщили 24% опрошенных, по строительству — 7%, по строительству и ремонту — 6%). Больше всего внимания благоустройству своего жилья уделяли жители Поволжья и сибиряки, 48% и 45% которых соответственно занимались ремонтными и строительными работами в этом году. На северо-западе и в центре России ремонтировали или строили свое жилье только 31% и 35% опрошенных.

“DIY станет последним сегментом, на котором негативно скажется влияние финансового кризиса. Конечно, строительства большого количества новых торговых помещений не предвидится, просто потому, что на это нет денег и на строительство объектов не выдается кредит. Однако продвинутые операторы, которые смотрят в будущее, планируют покупать землю, строят планы по развитию бизнеса и учатся, как сделать так, чтобы их объекты приносили хорошие деньги. Такие операторы сорвут куш, когда ситуация на рынке стабилизируется. Они либо обойдут своих конкурентов, либо еще больше увеличат свое присутствие на рынке”, подчеркнул Джефф Кершо.

С этой точкой зрения согласен и Владимир Пантюшин, директор по России и СНГ, отдел экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle: “Российский рынок ритейла по-прежнему имеет значительный потенциал и после коррекции, вероятно, сохранит привлекательность, в том числе за счет разницы ставок доходности с развитыми странами”.

Россия догоняет Польшу

Совокупный торговый оборот 10 крупнейших российских ритейлеров на рынке DIY (OBI, “Старик Хоттабыч” и “Максидом”, Leroy Merlin, “Метрика”, K-Rauta, “Трест СКМ” (сети “СуперСтрой”, “СтройАрсенал”), “Бауцентр”, Castorama, “Домоцентр”) составил по итогам 2007 года около $2,9 млрд., что по сравнению с показателем 2006 года выше на 70%. Уровень концентрации рынка в российском DIY-ритейле намного ниже, чем в странах Европы и США.

На европейском рынке DIY три самые крупные компании — Kingfisher, OBI, Leroy Merlin — занимают около 40% рынка.

В розничной торговле США компании Home Depot и Lowe’s обеспечивают более 50% всего оборота. На трех крупнейших ритейлеров РФ приходится около 9% розничного товарооборота. Однако высокие темпы увеличения объемов продаж, которые демонстрируют лидеры российского рынка, позволяют рассчитывать, что в течение нескольких лет Россия по показателю концентрации рынка DIY приблизится к странам Восточной Европы (Чехии, Польше).



    Партнеры