Грешна ли плотская любовь?

Супружеские отношения в период Рождественского поста возможны, но ограничены

4 декабря 2008 в 17:00, просмотров: 587

Неделю назад у православных начался Рождественский пост. На протяжении 40 дней, “до первой звезды” 7 января — праздника Рождества Христова, — следует воздерживаться от скоромной пищи и прочих излишеств. Как заповедует церковь, постясь телесно, необходимо поститься также и духовно. Очистить себя не только ограничением в пище, но и покаянием, молитвой. А воздерживаться надо не только от еды, но и от плотских радостей. Однако батюшки призывают делать это без излишнего фанатизма.

В отличие от Великого поста Рождественский — менее строгий, в субботние и воскресные дни, во вторник и четверг, а также в престольные праздники можно употреблять рыбу и растительное масло. Лишь в последнюю неделю перед Рождеством от рыбы следует отказаться. Что же касается воздержания от плотских утех, то это — составляющая любого поста. Церковнослужители приводят в качестве аргумента и вполне светские доводы: “Ничто так не сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг к другу, как необходимость по временам воздерживаться от супружеской близости”.

Между тем среди людей невоцерковленных, но стремящихся по возможности соблюдать основные правила (коими является, пожалуй, большинство из нас), можно услышать мнение, что воздержание от секса в пост — пережиток прошлого. И что современные, продвинутые батюшки этого вовсе не требуют.

Так где же истина?

— Конечно, пост предписывает воздержание, — объяснил отец Виктор из Сергиева Посада. — Многие православные придерживаются этого правила и в однодневных постах (среда и пятница). Но это не догма. Вопрос, разрешить соития в пост или нет, — прерогатива духовника. Установка на категорический запрет на интимные отношения между супругами неоправданна. Здесь одна мера — мера любви. Каждая пара сама должна регулировать этот вопрос. Для молодого мужчины воздержание зачастую непосильная ноша, и женщина должна уступать, чтобы не было ссор в семье. А вот чрезмерно усердствовать в этом деле не нужно. Так же, как и с едой: больному во время поста можно принимать скоромную пищу. Например, съесть яйцо, выпить бульону или молока с медом — это необходимость, а шашлык и сто граммов водки — грех. Церковь ни в коем случае не призывает разрушить ваш брак воздержанием, главное — не увлекайтесь.

— Люди сами должны решать этот вопрос, — поддерживает его отец Александр Борисов из церкви Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке. — Апостол Павел сказал: “Не уклоняйтесь друг от друга”. Церковь здесь не в праве вмешиваться в отношения супругов.

Не секрет, что даже верующие люди часто начинают свою половую жизнь до брака. А воздержание в молодости — это не только общественно–дисциплинарная норма, но и церковная мудрость.

— Необходимость воздержания жениха и невесты до брака, — говорит протоиерей Максим Козлов, — учит их воздерживаться тогда, когда это необходимо по естественному течению семейной жизни. Например, во время беременности жены или в первые месяцы после рождения ребенка, когда чаще всего ее устремления обращены не к физической близости с мужем, а к заботе о младенце. Если супруги не готовы к воздержанию, то им приходится очень непросто. Поэтому многие семьи распадаются во время ожидания первого младенца или сразу после его рождения.

— У мудрых батюшек разный подход к монахам, болящим и светским людям, — считает прихожанка храма св. Софии Мария. — Я знаю пару, в которой муж не в состоянии воздерживаться более пяти дней, у него распухают половые органы, хотя он уже совсем не молод. Безусловно, это болезнь, а церковь призывает к воздержанию, но не к болезни. Если женщина может утихомирить свою плоть молитвой: “Угаси восстание телесное”, то мужчине это не всегда под силу. Главное — не разжигать в себе желание помыслами. В любом случае надо посоветоваться и получить благословение у своего духовника.

На эту тему игумен Валериан (Головченко) пишет: “Супруги всегда желанны друг для друга. Лишь ради подвига воздержания периодически уклоняются они от сожительства. И то лишь по обоюдному согласию. И когда старушка жалуется на исповеди, что ее старичок до сих пор “пристаёть” к ней, то можно лишь порадоваться об их союзе. Прожив в венчанном браке всю жизнь, она до глубокой старости осталась единственной и неповторимой, всегда желанной для супруга. Наверное, у Авраама и Сарры было так же”.

Что ж, даже не имеющие никакого отношения к церкви сексологи утверждают, что небольшая разлука только укрепляет чувства…



Партнеры