Страна Высоких Гор

В мире Швейцария известна как крупнейший финансовый центр, банковский заповедник.

7 декабря 2008 в 17:12, просмотров: 353

А вот сами швейцарцы полагают, что своим процветанием они в первую очередь обязаны развитию малого и среднего бизнеса.

Говоря о Швейцарии, на ум приходят крупные, всемирно известные компании и банки. Но на самом деле это страна малого и среднего бизнеса. Из 300 тыс. зарегистрированных в стране юридических лиц 99,7% составляют предприятия именно этого сектора. А из 3 млн. 180 человек, которые работают на разных фирмах, 67,5% трудятся в небольших компаниях.

Поэтому небольшие предприятия являются основой швейцарской экономики. Благополучие Швейцарии самым непосредственным образом связано с благополучием ее малого и среднего бизнеса, а благополучие малого и среднего бизнеса целиком зависит от того, как идут дела во всем государстве.

Для развития малого и среднего бизнеса существуют благоприятные факторы. Страна расположена в сердце Европы, она является воротами на многие европейские рынки, здесь создана благоприятная среда и устойчивая основа для развития предпринимательства. Политика нейтралитета распространяется и на экономику; правительство воздерживается от необоснованного вмешательства в нее. Швейцария известна своими налоговыми льготами, с точки зрения налогообложения это одно из самых привлекательных мест на европейском континенте. При этом страна не является офшорной зоной, что также относится к ее преимуществам. Налоговое бремя имеет тенденцию к сокращению, а сама налоговая система к упрощению. 75% налогов поступает не от компаний, а от физических лиц. Обычные компании платят в среднем 18—20% налогов, а в некоторых кантонах — 10—12%.

В Швейцарии — одна из самых лучших регулятивных практик, правительство старается свести регуляцию бизнеса к минимуму. На малый и средний бизнес работает и то, что здесь одно из лучших в Европе образований, высокий уровень научных исследований, что позволяет развивать высокотехнологические отрасли. В стране расположились штаб-квартиры многих международных, в частности американских, компаний и организаций. Для многих из них Швейцария — это опорный пункт для их дальнейшей европейской экспансии.

И последний фактор, который, может быть, на самом деле имеет первостепенное значение, — витающий среди местных гор предпринимательский дух. Но это не означает, что развитие малого и среднего бизнеса происходит исключительно гладко. Он сталкивается с проблемами, существующими во всем мире. В первую очередь глобализация, которая диктует свою тактику и стратегию. Будучи одним из стимулов роста, она требует постоянного и всемерного снижения затрат. Это заставляет часть производств выводить в другие страны, где оно дешевле. Если компания желает развиваться, она вынуждена задумываться об экспорте.

Сегодня резко ускоряются циклы для запуска в производство продукции, в первую очередь в инновационной сфере, так как конкуренты поджимают со всех сторон. Компании, не внедряющие инновации, рискуют остаться не у дел. Крупные предприятия могут менять поставщиков, предлагающих более выгодные условия или лучшую по качеству продукцию. И швейцарские предприниматели хорошо ощущают этот прессинг.

В Швейцарии также сильно ощущается дефицит ресурсов — как природных, так и человеческого капитала. Население стареет, и привлечение и сохранение квалифицированных специалистов становится все сложней.

Многие местные малые и средние компании сталкиваются с ситуацией, когда, набрав мощность, они не знают, куда девать продукцию в силу ограниченности национального рынка. Один из путей решения — экспорт. Но это сильно осложняет работу предприятия, так как освоение любого нового рынка требует материальных и финансовых затрат. Возникают новые, подчас неожиданные риски.

Другой вариант — изменение номенклатуры производимых товаров.

Как рассказывает директор PricewaterhouseCoopers AG, штаб-квартира которого находится в Цюрихе, Андри Маначал, согласно недавнему исследованию, более 30 швейцарских малых и средних компаний ищут партнеров для организации совместных предприятий за рубежом. Главным образом в США, Великобритании, в соседних государствах. Однако все чаще их взор обращается и на Восток.

Опыт Швейцарии по поддержке малого и среднего бизнеса насчитывает уже примерно 150 лет. За этот период тут сформировалась зрелая среда для развития предпринимательства, существует высокий уровень конкуренции. Но это одновременно является и вызовом для страны, так как устоявшаяся система не без труда поддается переменам, необходимость которых диктует время.

И все же в целом следует признать этот опыт успешным. В Швейцарии до 65% начинающих компаний добиваются успеха, это свидетельствует об очень благоприятной обстановке для начинающих бизнесменов. Так, в кантоне Цюрих еженедельно 50—80 человек приходят на семинар для начинающих бизнесменов. Из них 10% его посещающих действительно начинают новый бизнес.

Как говорит Бруно Саутер, руководитель департамента экономики и труда Цюрихского кантона, особенное значение имеют микропредприятия, регулирование их со стороны властей должно непременно учитывать их интересы. Именно такие компании креативно подходят к бизнесу, но одновременно они должны преодолевать административные барьеры, разбираться в сложном законодательстве. Поэтому им уделяется особое внимание.

В период замедления роста число микропредприятий растет, крупные компании выводили за штат часть опытного персонала. И эти люди создавали свои небольшие фирмы.

В Цюрихе Ассоциация мелких производителей активно работает по снижению административных барьеров. Со своей стороны местные власти стараются помогать таким предпринимателям. Бизнесмен должен придумать, каким видом бизнеса желает заняться. В кантональной администрации существует специальный отдел, который занимается поддержкой таких людей. Им предоставляется информация о законодательстве, помогают установить связи с отраслями, а если фирма нуждается в финансировании, то ее связывают с банками.

Существует также сайт, где представлена такая информация. Ежегодно его посещают до 30 тыс. человек. Для снижения административных препон действует принцип одного окна, то есть власть помогает бизнесменам пройти по анфиладе всех органов власти. Задача в том, чтобы снизить количество контактов с чиновниками на 25%.

Власть старается более комплексно подходить к проблеме поддержки малого бизнеса, она устанавливает связи со смежными отраслями. По сути дела, речь идет о создании кластеров, в котором объединяются все участники производственной цепи.

По словам Бруно Саутера, можно говорить о том, что в кантоне есть кластер по оказанию финансовых услуг, высокотехнологический кластер, кластер по производству экологически чистых продуктов.

Таким образом, кантональная власть считает, что она должна оказывать бизнесу определенный перечень услуг. Это обеспечение легкого доступа к необходимой информации, защита компаний от административного произвола, надежность регулятивной и налоговой политики. Причем чиновники не только должны предоставлять эти услуги, но делать это качественно и своевременно, создавать для бизнеса комфортную атмосферу, а также уважать людей, которые пошли на риск и основали собственную компанию. Важно выделить, к примеру, средства на реализацию проекта, но не менее, если не более, важно создавать такую атмосферу, чтобы предприниматели чувствовали, что власть поддерживает их идеи и инициативы, помогает устанавливать новые связи.

Особое значение для Цюриха и всей Швейцарии имеет оказание финансовых услуг, причем их предоставляют не только крупные банки, но и небольшие финансовые организации, страховые компании. В Швейцарии между банками и компаниями существуют тесные, зачастую близкие отношения. Если у бизнесмена возникают финансовые проблемы, то он обычно делится ими с банком. И тот уже выносит обоснованное решение, как ему помочь. Но чтобы такой механизм работал, оба партнера должны быть полностью транспарентными, ведь отношения между банками и клиентами основаны на долгосрочном партнерстве, а не на единовременном желании добиться скоротечной выгоды.

Для такого сотрудничества существуют исторические и институциональные предпосылки. Кантональные банки должны поддерживать местных предпринимателей, исходя из долгосрочных целей развития. Как отмечает член правления Цюрихского кантонального банка Кристиан Шмидт, 99% их клиентов — малый и средний бизнес. А близость банка к предприятиям позволяет обеспечивать дорогу с двухсторонним движением.

Хотя рамки работы малого и среднего бизнеса определяют местные власти, миссия финансирования этого сектора целиком лежит на банках. Без них не будет никакого движения. Любая компания проходит через разные этапы. И банк должен сопровождать ее на всем протяжении пути. И вести себя как партнер.

Если фирма хочет получить заем, то она должна предоставить сведения о доходах. Большое значение банк придает уровню управления компанией, качеству бизнес-планов. У банка существует система оценки всех этих показателей. На их основе и принимается решение о кредите.

В Швейцарии есть и альтернативные источники финансирования. Это венчурные фонды, размещение акций на бирже, некоторые берут деньги у родственников. Но это обычно краткосрочные источники.

Банки остаются главным финансовым ресурсом для малого и среднего бизнеса. Понимая это, они стараются работать как можно оперативней. Если бизнесмен нуждается в кредитовании и обращается в банк, то он получит по телефону всю необходимую информацию буквально за один день. И уже через три дня получит документы для открытия счета, а еще через пять дней он может рассчитывать на встречу с банкирами.

Банк должен знать своих клиентов и поддерживать их. Возможно, что через какой-то период малое предприятие превратится в крупное. И тогда оно будет обслуживаться уже по иным стандартам. Но всегда вначале доверие имеет большее значение, чем деньги. И оно на самом деле и является самым важным и надежным капиталом.



    Партнеры