Решение президента назначить северокавказским представителем красноярского губернатора кажется парадоксальным и неожиданным только для косных наблюдателей, ожидавших увидеть на этом посту либо очередного силовика вроде генералов Еделева или Иванова, либо кавказца — Кадырова или Гуцериева, либо кого-то из прежней обоймы навроде Дмитрия Козака, многоопытного в кавказских делах, но не по-кавказски тихого.
Эти прогнозы основывались на неверных и опасных стереотипах. Например, о том, что Кавказ понимает только силу. Или что на Кавказе может управлять только кавказец, искушенный во всей этой специфической кавказской реальности. Президент Медведев поступил грубо. Невзирая на бесчисленные менталитеты, клановость, воинственность и прочие глупости. Поступил грубо и правильно. Эпоха покорения Северного Кавказа закончена. Брутальные генерал-губернаторы с квадратными подбородками и зычным голосом оставлены в прошлом. Воинственный регион поставлен в один ряд с остальными вполне мирными субъектами Федерации. А значит, и сибиряк вполне сможет с ним управиться, были бы навыки.
Главная ошибка предыдущих российских правителей с незапамятных времен и до Путина заключалась в том, что они экстраполировали свои сугубо российские имперские комплексы на куда более простодушное и менее амбициозное население Северного Кавказа. Когда Дудаев объявил независимость, Ельцин вместо того, чтобы договориться с обезумевшим генералом, всерьез пошел на него войной. Обрушил всю имеющуюся в его распоряжении военную мощь, за исключением атомной бомбы. Как будто Чечня и впрямь намеревалась развалить Россию, как будто представляла смертельную угрозу для всей страны. Куда правильнее было приласкать Дудаева, оказать ему знаки внимания, присвоить звание маршала, обдурить и купить туземца, в крайнем случае устранить вместе с соратниками, на благо и России в целом и Чечни в частности. Но вдарили не по Дудаеву, а по всему населению республики, не разбирая ни вероисповедания, ни национальности. Этой бездарной войной Ельцин легитимизировал чеченское сопротивление на многие годы вперед. Плоды этой войны мы пожинаем и по сей день, так как она расползлась почти по всему региону и напоминает о себе до сих пор пусть и не смертельными, но болезненными уколами.
Кавказцы не опасны для России в глобальном смысле. Просто потому, что они никогда не осознавали себя как сверхдержава. Не мечтали о создании империи. И вообще не исповедовали никаких сверхидей. Все эти имараты и халифаты, весь этот дешевый арабский импорт будоражат умы абсолютного кавказского меньшинства, и то только до тех пор, пока федеральный центр не предложит чего-нибудь более вкусного.
На Кавказе вообще не существует идеологии в привычном нам смысле слова. Кавказцы не мечтали запустить человека в космос или провести у себя Олимпиаду. Их цели всегда отличались большей конкретностью и прагматичностью. Не покорять целину, а съездить на шабашку в ту же Сибирь, чтобы построить в конце концов добротный дом где-нибудь в Старых Атагах, на благо своим детям и внукам. Из этой священной любви к своему дому и роду вытекает и кавказская воинственность. Чужое возьмут, если получится, не получится — возьмут в другом месте, но за свое кровное — порвут любого, не щадя ни себя, ни родных. Вот и вся кавказская идеология, скаредная, сугубо буржуазная, а следовательно — экономическая. И поэтому назначение опытного бизнесмена и государственного менеджера Хлопонина на пост полпреда президента на Северном Кавказе выглядит и логично, и дальновидно.
Но дело не в Хлопонине как таковом. Куда важнее выделение мусульманского Северного Кавказа (мусульманского, разумеется, за исключением Ставрополья и части Северной Осетии) в отдельный округ. Южным округом в том виде, в котором он существовал до нынешнего указа президента, невозможно было управлять эффективно. Да и спросить с полпреда толком было нельзя. Северный Кавказ терялся в огромных расстояниях Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей. И даже такой крупный чиновник, как Владимир Устинов, просто физически не мог держать в руках всю эту громадную территорию. Медведев же одним махом приблизил к себе Северный Кавказ, как папку на рабочем столе, расположив свое представительство в непосредственной близости от этой еще не остывшей точки — в Пятигорске. Из Пятигорска до любой кавказской столицы в среднем час езды на бронированном “Мерседесе”. Кроме того, исключительные полномочия Александра Хлопонина дают однозначный сигнал всем кавказским лидерам. Это не синекура, не формальный офис с двуглавым орлом, это действительно полномочный представитель. И не только президента, но и правительства, которое, между прочим, возглавляет культовая для северокавказских правителей личность — Владимир Путин. И вот эта новая структура управления Северным Кавказом и есть самая главная находка Медведева. Уйдет Хлопонин, уйдет Медведев, а Северо-Кавказский округ останется, представительство в Пятигорске останется, и будущему правителю нужно будет только правильно наполнять эту структуру.
Силой Кавказ покорить толком не удалось, чиновничьи методы с учетом качества наших чиновников чреваты коррупцией. Так получите топ-менеджера. Дальше только дустом. Кажется, российская власть решила поуправлять Кавказом не как специфическим регионом с разношерстным и непростым населением, а как огромной фирмой, холдингом, госкорпорацией. В которой не республики — а отделы и управления, не президенты, а менеджеры, не правоохранительные органы, а служба безопасности. Не люди — а персонал. Этакая корпорация “Северный Кавказ”. Открытое акционерное общество. Вот только увольнять из этой конторы никого нельзя, разве что Доку Умарова за прогулы и нелояльность. Чем и занимается сейчас с переменным успехом один из кавказских топ-менеджеров Рамзан Кадыров.
А что касается Хлопонина, то ему можно только посочувствовать. Тянуть кота за хвост он не приучен, да ему и не дадут. А наводить на Кавказе порядок железной рукой — занятие опасное, о чем однозначно говорит опыт Евкурова. Но, похоже, Медведеву Хлопонина не жалко. Вырулит — получит очередной орден. Не вырулит — отсидит положенное в Пятигорске и тихо уйдет. А если взорвут, так на все воля Аллаха. Вот и оказался Александр Геннадьевич меж двух огней. Пришла ему пора послужить Отечеству действительно не на живот, а на смерть.
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, учредитель Института национальной стратегии:
— Здесь есть несколько мотивов. Очевидно, у Александра Хлопонина есть политические амбиции. Иначе он не согласился бы на такое тяжелое поприще. С другой стороны, я думаю, в его распоряжение будут предоставлены огромные финансовые ресурсы федерального бюджета, которые будут направлены на решение приоритетных социально-экономических проблем Северного Кавказа. И это тоже стимул идти на эту должность. Вице-премьерские полномочия дают Хлопонину возможность давать указания правительственным чиновникам, министерствам и ведомствам. Без этого он завис бы в воздухе. В частности, не смог бы выбивать из правительства деньги, что является одной из важнейших его задач и функций.
Северный Кавказ — это слишком большой вызов и с политической, и с карьерной точки зрения для Хлопонина, чтобы увязывать это назначение с интересами одной финансово-промышленной группы, например, группы Владимира Потанина. Во-первых, Хлопонин балансировал между группами Потанина и Прохорова, не представляя в последние годы, когда бизнесмены стали противниками, ни одну из сторон. Во-вторых, в сегодняшней России губернатор — это практически назначаемый чиновник, его очень легко убрать, если это кому-то нужно и есть для этого экономические и административные ресурсы. Поэтому не нужно придумывать такую сложную схему с перемещением чиновника на Северный Кавказ ради того, чтобы убрать его из Красноярского края. Совершенно очевидно, что назначение полпреда в ранге вице-премьера — это решение стратегическое, а не тактическое. Потанин — фигура достаточно влиятельная и остается таковой, но Хлопонин на сегодняшний день не является стопроцентным человеком Потанина.
Я думаю, с задачами привлечь на Северный Кавказ большие объемы средств Хлопонин справится. Но это не поможет. Северный Кавказ скорее ждал генерал-губернатора, а получил человека — источник денег. Они будут переварены, но от этого Северный Кавказ ближе к России не станет.
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, директор Центра исследований постиндустриального общества:
— Мне не кажется, что новая должность г-на Хлопонина прямо-таки “расстрельная”. Думаю, перемены к лучшему в Северо-Кавказском регионе, во-первых, давно назрели и, во-вторых, не так сложны, как кажется. Новому постпреду нужно будет понять не столько “расклад сил” в местных элитах, сколько настроения населения и предложить более сбалансированную и рациональную политику, чем та, которая велась в последнее время в основном в интересах узких клановых групп. Главное — отказаться от навязчивой идеи маргинализировать тех, кто по какой-то причине (в том числе и из-за банального желания реализовать свои конституционные гражданские права) в чем-то несогласен с назначенными из Москвы местными “царьками”.
Г-н Хлопонин имеет богатый опыт работы в бизнесе и положительную историю руководства регионом. Он не слишком серьезно вовлечен в московские аппаратные игры и совершенно новый человек для тех мест. Именно поэтому он вполне может, как ни странно, решить многие из тех проблем, которые там назрели. Не думаю, что имеют основания версии о том, что за назначением стоит желание усилить или ослабить группу Потанина. Я не вижу здесь и намерений захватить “другой группой” Красноярский край.
Думаю, что президент Медведев, заявив о необходимости такого назначения, на протяжении последних нескольких месяцев активно думал об оптимальной кандидатуре. Кандидатура Хлопонина — это большой кадровый успех президента. Это человек, который имел опыт работы в самых разных направлениях, и весьма позитивный опыт. Это не проворовавшийся губернатор, а очень успешный региональный лидер и предприниматель. В общем, я не вижу тут каких-то бизнес-интересов, и это не борьба за финансовые потоки. Вот если бы был назначен Дерипаска...