“Расчет пожарного риска применяется в редких случаях”

Доля уникальных объектов в Москве всего 0,001%

1 мая вступил в силу Федеральный закон “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”. Отныне владельцы и арендаторы нежилых помещений должны представлять декларацию пожарной безопасности в территориальные органы пожарного надзора. Предприниматели заволновались: что будет, если они не смогут определить риски возгораний? Накажут ли их за неверную оценку примерного ущерба имущества третьих лиц от пожара? Ответы на эти и другие вопросы дал в интервью “МБ” заместитель директора департамента надзорной деятельности МЧС России Анатолий Гилетич.  

— Принятие нового закона — значимый шаг в области технического регулирования. Общество в целом приняло его позитивно, — говорит Анатолий Николаевич. — С мая этого года из практики исключено применение отживших, избыточных противопожарных требований. Положения регламента основаны на современных научно-технических знаниях и ориентированы на европейские стандарты. Он не предъявляет новых требований и не ужесточает предыдущих норм. Исключение составляют лишь социальные объекты: детсады, школы, больницы и т.д.  

Многие положения документа не новы. Нет того, чего нужно пугаться. Любой руководитель организации должен это понимать.  

— Каково назначение декларации пожарной безопасности и что должно в ней содержаться?  

— Это новое положение для России. Но оно давно применяется во многих развитых странах. Основная задача декларирования — подготовка собственника к эксплуатации своего объекта. Он должен написать, условно говоря, что в здании есть системы оповещения, сигнализации, пожаротушения, безопасная эвакуация. Вот задача декларации. Это не трактат на многих страницах. Это минимум требований, которые сам собственник должен знать: какая должна быть установлена противопожарная сигнализация, системы оповещения, как должны быть оборудованы эвакуационные выходы, как подготовить сотрудников, чтобы они сами отреагировали на пожар.  

Да, существуют отдельные моменты по декларированию. Например, оценка пожарного риска — самое большое количество вопросов задают именно на эту тему. Но сразу хочу подчеркнуть: это положение применяется в крайних случаях, для уникальных объектов — для зданий и сооружений, которые нельзя проектировать по действующим нормам, а также для новых технологических систем, новых производств. Поэтому массового применения оценки пожарного риска не предполагается.  

— Входит ли в обязанности собственника представление документа, где сказано, как он вычислял риски, какими нормами пользовался?  

— Существует две методики определения пожарного риска. Они созданы в том числе на основе зарубежного опыта. Одна — для определения расчетных величин на производственных объектах, вторая — в зданиях, сооружениях и строениях. Эти методики зарегистрированы в Минюсте.  

— Может ли организация самостоятельно рассчитать пожарный риск, не привлекая аккредитованных специалистов?  

— Для проведения расчета пожарного риска требуются серьезная подготовка специалистов и высокий уровень знаний. Любой человек его не сделает — нужно учитывать много показателей. Есть специальные организации, которые имеют право на проведение таких расчетов. Приблизительных результатов допускать нельзя! Но, повторюсь, расчет применяется в достаточно редких случаях.  

— Как определить, должна ли организация делать расчет пожарного риска или нет?  

— В Москве этот расчет может быть использован для высотных зданий, торговых центров, объектов оборонного комплекса, атомной промышленности, других уникальных объектов. Доля таких объектов — 0,001%. В остальных 99,999% расчеты производить не нужно.  

— Что можно сказать о первых итогах введения пожарного регламента?  

— В целом за 5 месяцев не было ни одного обращения в суд по поводу его применения. Много вопросов по проектированию и строительству объектов, которое было сделано ранее. Это обсуждалось и на совещании представителей малого и среднего бизнеса, и в аппарате Правительства РФ. Но никаких претензий по внедрению нового регламента высказано не было. Разве плохо, что мы регламентируем строительство автозаправок? Мы говорим: рядом со школами и жилыми домами нельзя их строить. Отнесите их на определенное расстояние, чтобы не мешать людям и не подвергать их риску. Поэтому нельзя сказать, что регламент препятствует развитию экономики или создает барьеры для предпринимателей — ограничения более чем разумны.  

— У предпринимателей также есть вопросы по сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ.  

— Это требование существовало и раньше. Просто когда его возвели в ранг закона, некоторые недобросовестные предприниматели заволновались, ведь теперь выполнять это требование нужно обязательно. В дальнейшем, я думаю, вопросы снимутся.  

— Будут ли корректироваться статьи пожарного регламента?  

— В наш век любой документ со временем нуждается в корректировке. Например, мы видим, что собственникам надо дать большую свободу выбора. Поэтому в следующем году мы в плановом порядке внесем на этот счет предложения. Мы будем разрабатывать проект закона, который пройдет публичные обсуждения, он будет рассмотрен на комиссии по снятию административных барьеров. Но изменения не станут носить принципиальный характер — где-то будут уточнения, исключим дублирование в отдельных положениях. Любой документ не может и не должен быть догмой.  

— В Москве строятся здания, ведется капремонт и реконструкция жилых домов. Нужно ли использовать новый технический регламент или можно ограничиться старыми нормами?  

— Если документация на строительство выполнена до введения в действие технического регламента и утверждена в установленном порядке, то строительство выполняется с учетом ранее действующих норм. Такого мнения придерживается наше министерство. Не должно быть такого ажиотажа, что технический регламент должен заставлять что-то делать по-новому. Спекуляции на эту тему имеются. На совещаниях иногда застройщики заявляют, что по некоторым положениям регламента невозможно построить здание. Начинаем разбираться: что за требования? Оказывается, что в большинстве случаев этих требований в регламенте нет вообще. Что это — непрофессионализм или спекуляция со стороны застройщиков?  

— Должна ли заполнять декларацию аккредитованная организация?  

— Зачем? Такого требования нет — это должен делать сам собственник. Согласитесь, разработать декларацию в течение года не такая большая работа. Нетрудно также для собственника направить декларацию в территориальный орган пожнадзора, тем более что это делается в уведомительном порядке. Территориальный орган не должен ничего согласовывать или утверждать. Его задача — принять эту декларацию. В ходе плановой проверки — раз в три года, в зависимости от объекта, проверяющий просто сравнивает, насколько эта декларация отвечает реальному положению дел.
Если у предпринимателей есть вопросы по заполнению декларации пожарной безопасности, можно обращаться в МЧС России по телефонам: 212-07-44, 212-07-60.  

“Горячая линия” ГУ МЧС России по г. Москве по вопросам технического регулирования пожарной безопасности: (499) 244-53-54 (с 9.00 до 17.00).  

“Телефон доверия” ГУ МЧС России по г. Москве, по которому можно сообщить о нарушениях требований пожарной безопасности, а также неправомерных действиях должностных лиц государственного пожарного надзора: (495) 637-22-22 (круглосуточно).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру