«Когда вертолет падал, мы писали смс»: детали ямальской трагедии

«МК» выяснил подробности катастрофы Ми-8 и биографии погибших

Крушение вертолета Ми-8 на Ямале в пятницу вечером унесло жизни 19 человек — погибли все члены экипажа и вахтовики. Трое пассажиров выжили чудом. Трагедия произошла вечером 21 октября. Вертолет выполнял рейс с Сузунского месторождения Красноярского края в ямальский поселок Уренгой. Борт авиакомпании «Скол» был загружен под завязку.

По факту жесткой посадки вертолета возбудили дело. Следствием рассматриваются три основные версии крушения воздушного судна: нарушение правил эксплуатации и безопасности полета, отказ техники, неблагоприятные метеоусловия. Ни одна из них на данный момент не является приоритетной.

Кем были погибшие? Что их заставило оставить семьи на долгое время и отправиться нести вахту на Север? Почему родственники летчиков категорически отметают версию об «ошибке пилота»? Ответы на эти вопросы — в материале «МК».

«МК» выяснил подробности катастрофы Ми-8 и биографии погибших
Фото: 89.mchs.gov.ru

Передо мной список погибших. 19 имен. 19 судеб.

Александр Рыбьяков. 39 лет. Тобольск.

Листаю альбом «Межвахта» — так он называл жизнь между многомесячными вахтами на Севере.

— Шесть лет назад Саша устроился комендантом на Север. В Тобольске работы не было, а вахтовым методом можно было заработать немного денег, — рассказывает супруга погибшего Галина. — Саша был прекрасным мужем и идеальным отцом (мы воспитывали дочку и сына). Муж являлся ветераном вооруженных конфликтов в Чечне. Он прошел всю Чечню без единого ранения. И погиб в мирное время… Когда Сашка уезжал в очередную командировку, я сразу начинала скучать по нему. Мы созванивались по нескольку раз в день. Постоянно переписывались. Даже в день катастрофы он мне отправил СМС: «Соньче мое, я тоже очень-очень тебя люблю и скучаю». А потом я узнала, что вертолет разбился. На опознание поехал его родной брат Алексей. Пока никаких вестей от него нет. Среди родственников погибших ребят на Ямале бытует мнение, что кто-то решил сэкономить и пустил вертолет с перегрузом, вот тот и рухнул.

Александр Рыбьяков.

— Сашка рукастый был мужик, — рассказывает приятель погибшего. — Баню сам отгрохал. Гордился этой постройкой, всем хвастался. Веники для бани тоже сам вязал, потом друзьям их дарил. А еще он был знатным грибником и рыбаком. Старался брать от жизни все по максимуму.

Семейные фотографии Рыбьякова выдают его материальное положение с головой. Никаких богатств Александр не нажил. Работа на Севере не приносила огромных денег. По словам вахтовиков, это миф, что люди на Севере заколачивают миллионы. Так и Александр говорил: «На хлеб с маслом хватает, на отдых в России наскребаю, да и ладно, нам многого не надо».

Свой последний отпуск Саша провел с семьей и детьми в Анапе. Музеи, экскурсии на катере, посиделки в обычных кафешках — этим развлечениям Александр радовался как ребенок. А в феврале семья отметила новоселье. Рыбьяковы переехали в новостройку. Скромная кухонька, две изолированные комнаты, что еще надо обычному работяге? Александр тогда решил для себя: еще год-другой поработает вахтовым методом и найдет работу по душе, чтобы быть ближе к дому.

Командир экипажа Александр Додонков.

В списках погибших 52-летний командир разбившегося судна Александр Додонков из Красноярска.

— Он мне был не просто другом, я называл его братом. Поверьте, таких людей сейчас не делают, — говорит приятель погибшего. — Саня был уникальным.

— Мы с Сашей Додонковым учились в одной группе в Кременчугском ордена Дружбы Народов летном училище гражданской авиации с 1986 по 1989 год. Он с детства мечтал стать пилотом. До поступления в летное училище Саша работал водителем автомобиля в медсанчасти красноярского аэропорта «Емельяново», видимо, из желания быть ближе к авиации. Учеба ему давалась легко, знания просто глотал, всем новым охотно интересовался. Это я могу утверждать, потому что сам окончил училище с отличием, и многие однокурсники обращались ко мне за помощью и консультациями по трудным спецпредметам, таким как аэродинамика, самолетовождение, АиРЭО, авиационная метеорология. Саша же со мной только советовался, ему сполна хватало своих знаний. А уже когда начинались практические полеты, Саша готов был летать за себя и товарища, одним словом, получал огромное удовольствие. Даже в самый первый период, когда у всех плохо получалось и возникали мысли: «А мое ли это призвание?» — он не собирался сворачивать с пути. В 1993 году Додонков попал под сокращение, но не сдался, как многие, а переучился на пилота Ан-24, отлетал 6 лет и вышел на пенсию. А в 2003 году он восстановился пилотом Ми-8, по-моему, сразу устроился в авиакомпанию «Скол», чей вертолет и потерпел крушение. В последнее время Саша работал в Восточной и Западной Сибири, летал и за рубеж — в Африку и Афганистан.

16 октября Александр разместил статус на страничке: «Привет, дорогая...».

А 21-го его не стало.

Жил Додонков скромно, даром что являлся заслуженным пилотом. Судя по его фотоотчету в соцсетях, отдыхал он последний раз в 2012 году в Турции. А все свободное время проводил на даче.

— Если вам кто-то скажет, что вертолет упал по ошибке пилотов, не верьте, — говорит коллега погибшего Евгений Попов. — Заблудиться они не могли — на борту была навигационная система. И непогода здесь тоже ни при чем — лопасти несущего винта вертолета оборудованы электрической противообледенительной системой, поэтому обледенеть не могли. Видимо, что-то произошло с матчастью вертолета. Поймите, вертолеты старыми не бывают — они или соответствуют нормам летной годности, подтвержденной определенными документами, или нет. И ошибки пилота быть не могло. Тем более, вертолет пилотировал такой ас, как Саша.

— Я Додонкова недавно знаю, но мне казалось, что он жил небом. Жил работой. Он ведь первоклассный летчик, являлся командиром таких воздушных судов, как Ми-8, Ми-26, — добавляет еще один знакомый погибшего.

Под одной из фотографий в соцсети Александра кто-то из его знакомых оставил комментарий: «И все-таки летная форма тебе к лицу».

В день трагедии Александр Додонков надел свежую белую рубашку. И вышел в рейс. Это была его особенность — летчик считал, что на работу надо выходить при параде, как на праздник.

Виталий Провальный.

Виталий Провальный — 47 лет. Второй пилот разбившегося Ми-8.

— В тот день, когда случилась трагедия, мне кто-то из знакомых написал, что Виталька погиб. Я тогда позвонил в Казахстан, родному брату Виталика, он мне и сообщил все, — поясняет двоюродный брат погибшего Денис Ткачук. — Информации о погибших долго не было, не могли подлететь к месту катастрофы. У Виталия в Краснодарском крае остались жена, сын и дочь. Сам он родом из Казахстана, там живут его родители. Маме его сейчас очень плохо. Она не может поверить в случившееся. В Уренгой на опознание полетел сын Виталия. Похоронят брата в Кореновске, где он и жил с семьей. Напишите еще, пожалуйста, что человек он был просто замечательный, отзывчивый, к нему с любым вопросом можно было обратиться, и он всегда находил время помочь. Все его любили, друзей у него было много по всей стране. А еще, мне кажется, если бы он не стал летчиком, то мог бы овладеть в совершенстве любой другой профессией. Он фотографировать очень любил, плотничал отлично — своими руками мебель мастерил, образованный был — если ехал путешествовать, то в любом городе ни один музей не пропускал.

— Провальный летал только на вертолетах?

— Да, только на вертолетах. Но в летном деле он был ас. Виталик уехал из Казахстана давно. В России закончил летное военное училище, да так и остался здесь. Виталий — военный офицер, летчик-снайпер. Прошел всю чеченскую кампанию, у него два ордена Мужества. Во время военных действий в Грузии тоже его отправили на передовую. До того как отправиться на Север, он некоторое время работал инструктором в летном училище.

— Почему решил летать на Ямал?

— Он мне говорил, что немного устал от профессии военного летчика, а не летать не мог. Небо его тянуло. На Севере Виталий отлетал всего пару лет. Он должен был вернуться и отправиться в Ростов на повышение квалификации. А потом собирался в Астану к родителям, и там намечалась встреча его школьных одноклассников.

— Версия ошибки пилотов возможна?

— Вряд ли. Первый пилот был с 30-летним стажем, военный летчик. Виталик — мастер своего дела. Там вряд ли ошибка была. Перегруз? Тоже сомневаюсь. До 25 человек вмещает этот вертолет по инструкции.

Последнее сообщение на страничке дочери летчика перед его последним вылетом: «Папа, я буду скучать». Ответ Александра: «Я тебя люблю, мое солнышко». И дочка: «А я тебя».

Александр Стариков.

53-летний астраханец Александр Стариков был в очередной командировке. Дома его возвращения ждали жена и двое детей.

На своей странице в соцсети Стариков опубликовал несколько фото своих рабочих перелетов. В кадре — Ми-8.

— Сашка не чурался никакой работы, ему доставались тяжелые участки, — рассказывают знакомые Старикова. — От Севера он получал кайф. А еще он обучал молодняк работать. Он ведь и трактор мог водить, и лес валить, и скважины бурить. И в тайге. Он незаменимый человек был — костер без спичек разведет, если заблудишься, он всегда верную дорогу найдет.

Среди чудом выживших пассажиров Ми-8 — 42-летний Алексей Веремьев из поселка Целинное.

— Нам сразу стали соболезнования высказывать, но мы не верили до последнего, что Лешка так просто может сдаться. Он ведь боец и по жизни ничего не боится. Так и говорит всегда: «Я в огне не сгорел, в воде не утонул, жить мне долго и счастливо». Мы вспомнили эти его слова. А потом узнали, что жив Лешка. Ну, когда заживо хоронят, значит, долго жить будет, — радуются сегодня знакомые Веремьева.

Работа на Севере для Алексея стала вторым домом. Даже на фотографиях он везде снимается на фоне тайги, строительных работ, в каске.

Внешне Алексей — здоровый, крепкий мужик. Отдыхать предпочитал в родных краях. По словам знакомых, за границу Сергей за 40 лет ни разу не выехал. То времени не было, то денег не хватало.

Николай Токарев.

В друзьях у Веремьева — 38-летний Николай Токарев. Мужчина погиб. Дома его не дождались жена, дочь и сын.

— Коля был добродушным, отзывчивым и очень талантливым человеком в своем деле. На Севере работал автоэлектриком. Очень любил свою работу. Мало кто разбирается в этом деле лучше его. Коллеги говорили, что у него золотые руки, — рассказывает вдова погибшего Наталья. — Николай на Севере около 15 лет, говорил, что не сможет работать в другом месте. Не виделись мы с ним иногда и по 2–3 месяца. В тот пятничный вечер он летел домой. Мы все его очень ждали, стол накрыли, я его любимые блюда приготовила. Но не дождались.

Николай Токарев был мечтателем. Но мечты у него были очень простые. Летом прошлого года он купил подержанную иномарку. Выставил фотографию: «Это теперь мой авто. Мечта всей жизни». А жил Николай скромно, северные заработки не позволяли разгуляться.

Еще один выживший в катастрофе — Валерий Светличный из Тюмени. Мы связались с приятелем Валерия, которому удалось пообщаться с ним.

— Мы знали, что Валера работает на Севере. И знали, что он был в том вертолете, — рассказывает Алексей. — Мы ведь связались с ним потом. Он так спокойно сказал: «Успокойтесь, я выжил». Поведал, что отделался ссадинами, сотрясением и сломанной ногой. Везунчик, родился в рубашке.

— Жена, дети есть у него?

— Нет, он не женат.

— Как он себя сейчас чувствует?

— Он сказал, что состояние у него стабилизировалось.

— Он рассказывал, как все произошло?

— Рассказывал, что, когда летели, все поняли, что вертолет начал падать, очень сильно трясло. Потом он потерял сознание. Очнулся — вокруг трупы. Нащупал чей-то телефон. Вызвал МЧС. А потом вроде как координировал вертолет МЧС, потому что их не было видно, спасатели не могли найти место падения.

— Пассажиры успели испугаться или все произошло быстро?

— Насчет испуга он ничего не говорил. Сказал, что, когда все поняли, что могут погибнуть, люди достали телефоны и начали писать СМС. Молча писали. Валерка тоже успел отправить сообщение сестре. Вот только текст послания нам не озвучил. Так и сказал: «Это уже не имеет значения».

«Северные вертолеты» давно пора списывать. Каждый раз молимся, чтобы приземлиться»

Тем временем вахтовики, коллеги погибших, оставляют комментарии на интернет-форумах. По их мнению, основная версия трагедии — изношенность воздушного судна.

Наталья: «Страшно, ведь мы каждый месяц так летаем. Эти «северные» вертолеты давно пора списывать. Ели взлетают, то еле летят. Каждый раз молимся, чтобы приземлиться».

Игорь: «Причиной катастрофы назовут погодные условия, и опять будем летать на этом старье».

Алексей: «На Ямале много поселков, где вертолет — единственный вид транспорта в зимнее время, чтобы долететь до Салехарда или райцентра. Вот на таком транспорте мы летаем, и всегда страшно, но деваться некуда».

Виль Халилов: «Еще весной мы работали с ребятами на одном Сузунском месторождении Ванкорского блока. А сегодня поминаем этих ребят. Летательная техника на Севере давно устарела. Помню, весной мы с ребятами вместе летали с Ванкора. Наш вертолет гремел, шумел. Мы шутили между собой, что будем делать, если вертолет начнет разваливаться в воздухе. Мы шутили, но никогда не думали, что шутка может оказаться правдой.

В центральной больнице Нового Уренгоя остаются Дмитрий Верезилов и Алексей Веремьев. Их здоровью ничто не угрожает. Еще один пострадавший, Валерий Светличный, находится в участковой больнице поселка Уренгой и ждет выписки. В ближайшее время его заберет мама, которая должна была прибыть из Тюменской области.

Тем временем в Новый Уренгой прибывают родственники погибших. Судмедэксперты произвели полную идентификацию тел погибших. Для окончательных анализов задействована лаборатория в Екатеринбурге. Процедура опознания тел начнется в понедельник, 24 октября.

Впрочем, в отличие от родственников, официальные органы склонны считать, что причиной крушения вертолета могли стать именно неблагоприятные погодные условия. Так, в Росавиации уже заявили, что рейс выполнялся в условиях низкой облачности, снегопада и порывистого ветра при температуре воздуха до минус 8 градусов. В связи с этим в ведомстве считают, что к трагедии могло привести обледенение лопастей. Аналогичную версию высказал источник ТАСС в правоохранительных органах — по его словам, в данном районе в это время шел мокрый снег при температуре минус пять, минус семь градусов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27237 от 24 октября 2016

Заголовок в газете: Полет на износ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру