Рудольф Дизель – человек и мотор

150 лет назад родился Рудольф Дизель – немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя.

Рудольф Кристиан Карл Дизель родился в Париже 18 марта 1858 года, в семье немца-переплетчика. В 1870 году из-за начавшейся франко-прусской войны (1870–1871) семью будущего изобретателя выслали в Англию. Получать образование родители отправили Рудольфа в Германию, сначала в Аугсбург, а затем в Мюнхен в Высшую техническую школу. Ее он окончил с отличием. Большой удачей для него стало покровительство известного инженера Карла фон Линде, устроившего Дизеля в 1880 году на работу в парижское отделение своей фирмы.

Первый на земном шарике

Дизель проводил наблюдения за состоянием газов при их резком сжатии и расширении, и это привело его к идее безыскрового воспламенения газовой смеси в цилиндре двигателя. От первых опытов с газами исследователь перешел к экспериментам с горючими жидкостями, используя в качестве воспламенителя высокую температуру сжимаемого воздуха. Рудольф работал над созданием двигателя, в котором, по его замыслу, воздух должен был сжиматься таким образом, чтобы при соединении его с топливом создавалась необходимая для воспламенения температура. Такой двигатель, по расчетам изобретателя, смог бы работать не только на дорогом и редком бензине, но и на других видах топлива – керосине, солярке, нефти.

Он писал: "Моя идея настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать – я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!"

Победитель

В 1890 году Дизель перешел на работу в берлинское отделение фирмы "Линде". Здесь он представил расчеты и теоретическое обоснование своей идеи и в 1892 году получил патент на «метод работы машины и способ изготовления двигателей внутреннего сгорания».

В 1897 году Дизель продемонстрировал работу действующего двигателя своей конструкции мощностью 25 л.с. Высокоэффективным двигателем заинтересовалась фирма Круппа, машиностроительные заводы Аугсбурга.

Но первый экспериментальный двигатель, созданный в июне 1894 года, – махина, весившая 4,5 тонны,  оснащенная трехметровым маховиком, – взорвался, чуть не убив нескольких рабочих и самого изобретателя. А через пять месяцев, в январе 1895 года, был создан новый образец, работавший целую минуту и развивавший 13,2 л.с. всего при 88 оборотах.

Испытания показали, что двигатель страдает сильным перегревом, от чего прогорал поршень и выходили из строя клапанные пружины. Выход из этой ситуации Дизель нашел, оснастив цилиндр водяной рубашкой. А  вместо топлива, самотеком попадающего в камеру сгорания, стали использовать его пары, получаемые в результате распыления топлива с помощью специальной форсунки.
 
Инвесторы, недовольные тем, что деньги, вложенные в проект, были потрачены зря,  решили прекратить финансирование. Однако Дизелю удалось убедить их в предстоящем успехе. И в декабре 1895 года мотор конструкции Дизеля проработал 17 суток без остановки.

Новый мотор представлял собой агрегат высотой в три метра, который при 173 об/мин выдавал от 18 до 29 л.с., а термический КПД составил 26%, что вдвое выше, чем у паровой машины. Рудольф Кристиан Карл Дизель наконец-то почувствовал себя победителем.

Золотой дождь

К 39-летнему изобретателю пришел успех коммерческий – на него буквально посыпались контракты. Дизель забросил исследования и с головой окунулся в коммерцию. Но тут разразился скандал – первые двигатели, доставленные заказчикам, оказались не в состоянии работать. Но Дизель урегулировал эту ситуацию.

Кому только не требовались моторы его конструкции! А тут еще и Английский королевский автоклуб пригласил его стать почетным членом. Но на торжественное заседание по этому поводу Рудольф Дизель так и не попал.

Таинственная смерть

29 сентября 1913 года, в порту Зебрюгге, Дизель поднялся на палубу парохода «Дрезден», отправлявшегося в Лондон. Но на следующее утро выяснилось, что он исчез, его каюта оказалась пуста. Поиски изобретателя на корабле не увенчались успехом.

Обстоятельства смерти Дизеля до сих пор остаются тайной, существует несколько версий его гибели. Так, родственники Дизеля были убеждены, что он покончил с собой. В пользу этой версии говорило не только странное и непонятное поведение Дизеля в последний год жизни, но также выяснившиеся позднее некоторые обстоятельства. Перед своим отъездом он подарил жене чемодан и просил не открывать его несколько дней. В чемодане оказалось 20 тысяч марок. Это было все, что осталось от громадного состояния Дизеля.

Но если это – самоубийство, то почему же, спрашивают некоторые биографы, Рудольф Дизель, всегда пунктуальный и щепетильный в любых формальностях, не оставил ни завещания, ни даже записки? Почему еще накануне смерти он с интересом обсуждал некоторые вопросы, важные для его карьеры, и за несколько часов или даже, может быть, минут до исчезновения он с энтузиазмом говорил с товарищами о деталях своего предстоящего выступления в автоклубе? На эти вопросы, по-видимому, никто и никогда уже не сможет ответить.

Некоторые биографы Дизеля Считают, что в смерти изобретателя виновны агенты тайной службы Германии, устранившие его, чтобы он не смог продать свои открытия Англии или Франции накануне первой мировой войны.

А кто-то высказывал предположение, что Дизеля просто смыло за борт волной, когда он вышел ночью на палубу.

Запуск двигателя, построенный Дизелем в 1907 году

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру