Шоу с летальным исходом

Пилотажная группа “Русские витязи” разбилась накануне открытия авиасалона

Таких авиакатастроф Россия не переживала уже давно. В воскресенье в подмосковном небе во время репетиции перед открывающимся во вторник авиасалоном “МАКС” столкнулись два истребителя “Су-27”. Погиб Игорь Ткаченко — летчик с мировым именем, командир Центра показа авиатехники, бессменный ведущий “Русских витязей”, одной из лучших на планете пилотажных групп. Двое его товарищей — Игорь Куриленко и Виталий Мельник, также катапультировавшиеся, остались живы. У одного из них, по предварительным данным, перелом позвоночника. На земле, в деревне Белозериха, куда рухнул один из самолетов, разрушены три дома. Ожоги получили пять человек.

“Самолет — надежен, ты сидишь внутри железного каркаса, а парашют — это всего лишь тряпка”
Игорь Ткаченко — в интервью “МК”.

“Русские витязи” в этот день отрабатывали свою программу на авиашоу вместе с другой пилотажной группой — “Стрижи” (они летают на “МиГах-29”). После полета ромбом (9 самолетов — пятерка “Су” и четверка “МиГов”) группы разошлись. Столкновение в группе “Русских витязей” произошло, когда они летели уже одни.

СПРАВКА "МК"  

“Су-27”

Российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Первый полет прототипа состоялся в 1977 году. Является одним из основных самолетов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других.  Размах крыла — 14,7 метра, длина — 21,935 метра, высота — 5,932 метра. Масса пустого самолета составляет 16,3 тонны. На высоте “Су-27” развивает скорость до 2500 км/ч. 

По версии почетного президента авиасалона Магомета Толбоева, известного летчика-испытателя, к катастрофе могла привести ошибка одного из пилотов. Пилотирование тяжелых истребителей “Су-27” в плотном строю является чрезвычайно трудным элементом группового высшего пилотажа. Один из истребителей мог попасть в воздушную струю впереди летящего самолета. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону. Не исключено, что ведомый отстал от ведущего и, догоняя его и равняясь на расстоянии 1,5—2 метра от хвоста самолета, в него врезался. Скорее всего в самолете ведущего инструктором был как раз Игорь Ткаченко (этим и объясняется наличие трех пилотов при двух разбившихся машинах). По другой версии, прямо по курсу “Витязей” неожиданно взлетела стая птиц. Возможно, они попали в двигатель одного из истребителей, тот потерял управление и в плотном строю зацепил другой. Техническую же неисправность специалисты отрицают на 99%. Самолеты пилотажной группы постоянно проходят самый тщательный осмотр и регламентное обслуживание.  

Почему опытнейший пилот не успел спастись? По одной из версий, у Ткаченко просто не раскрылся парашют — он катапультировался на слишком маленькой высоте.  

Корреспонденты “МК” поговорили с очевидцами происшествия.  

_ Мы с братом приехали в этот день в гости к родителям, — рассказала Дарья Габай. — Они живут в Верхнем Велине, что в 5 км от Бронниц. Все мы вышли во двор, чтобы полюбоваться виражами, которые в небе выделывали самолеты. Потом неожиданно два из них столкнулись, мы услышали глухой хлопок. Один самолет бросило за Москву-реку. А второй полетел прямо на нас. Хвост у него был объят пламенем. Он так быстро приближался к нам, что мы опешили. Даже не успели подумать, что нам делать — бежать или стоять на месте. Но самолет, слава Богу, пронесся над нашим огородом, перелетел проезжую часть и упал в районе соседней деревни.  

— А потом мы увидели, как в небе раскрылся парашют, — добавил ее брат Александр. — И один из пилотов приземлился прямо в 100 метрах от нашего огорода, возле озера. Мы быстро сели в машину и поехали узнать, не нужна ли помощь. Парашютист (мужчина лет 50) нас поблагодарил, сказал, что с ним все в полном порядке и что за ним скоро приедут. Выглядел он нормально, крови на нем не было. Он потом при нас позвонил по мобильному и сказал кому-то, что “положил самолет в поле”. А через несколько минут за ним прилетел вертолет и забрал его.  

— Самого столкновения я не видел, — рассказал полковник запаса Виктор (именно он первым позвонил в службу спасения). — Я заметил только самолет, у которого произошло возгорание двигателя. С точностью до километра я спрогнозировал, куда он упадет, и сообщил об этом всем службам. Через две секунды я увидел, как катапультировался пилот. А потом заметил клуб дыма за горизонтом — там, где упал второй самолет (километров в 10 от первого). Я подъехал к первому, в конец деревни Тяжино. Машина ударилась о землю и перевернулась вверх шасси. При этом в момент касания произошел взрыв, носовая часть отделилась, и ее отбросило метров на 40—50 от фюзеляжа. Сразу же сбежалось много народу, и мне пришлось в буквальном смысле отгонять их. Люди вели себя странно — они как будто радовались произошедшему. Старались сфотографироваться на фоне горящих обломков. А ведь это было еще и крайне опасно. Через 20 минут произошел взрыв (взорвались пиротехнические средства, которые были на борту). Этот самолет восстановлению не подлежит. Его даже осмотреть теперь проблематично — от него мало что осталось.  

Один из самолетов рухнул на дачный поселок в деревне Белозериха. Одна из очевидиц, Виктория Козырева, рассказала “МК”:  

— Самолет упал в 25 метрах от нашего дачного участка (точнее, участка моей подруги, а я была у нее в гостях) в Белозерихе. Произошел сильнейший взрыв. Взрывной волной обломки бросило на нашу дачу, загорелся сарай. Сверху на нас прямо сыпались различные детали. Некоторые из них в землю вошли на полметра. Мы жутко испугались, прямо на коже чувствовала капли горячего бензина. Тут я увидела бегущую по улице женщину лет 40. Она страшно кричала, у нее горела вся спина. Какой-то мужчина стащил с нее одежду, и было видно, что с нее кожа, как чулок, слезла. Я сразу же бросилась вызывать “скорую”. Пострадавшая была в шоке, потому все время бежала, ее никак не могли остановить. А потом приехали врачи и забрали ее в больницу. Дача, на которую упал самолет, выгорела полностью. Там вроде бы никого не было в этот момент. Все дачники бросились тушить пожар. Но в основном поливали водой близлежащие дома, чтобы огонь не перекинулся на них. Через 20 минут приезжали пожарные и все потушили. Однако еще долго стояла густая дымовая завеса.  

— Я с внуками гулял на улице, — говорит Владимир Раземенко. — Вдруг услышали хлопок, увидел пролетающий горящий самолет и сильный взрыв. Все затрясло. Дети закричали, мы приказали им ложиться. Самолет упал в 30 метрах от нас, прямо возле двухэтажного кирпичного дома наших соседей. От него ничего не осталось. На том месте теперь огромная воронка. Хозяйка этого дома красила забор, когда все произошло. Ее сильно обожгло. Топливо выплеснулось из бака и попало на два соседних деревянных дома. Они полностью сгорели.  

Интересно, что в одном из соседних домов работали таджики. Они строили беседку. Так вот от той беседки ничего не осталось, а самим таджикам никто не может дозвониться. Однако не исключено, что они все-таки не погибли. А просто их хозяин отпустил отдохнуть. Но еще утром в воскресенье их там видели.  

Судьба авиашоу на салоне “МАКС” вчера оставалась неизвестной. Сообщения официальных структур противоречили друг другу. Так, утверждалось, что программа не изменится — у пилотажной группы “Русские витязи” есть запасные самолеты и личного состава хватит. По другим данным, программу собирались значительно изменить.  

По самому же факту авиакатастрофы начата проверка и ВВС России и военной прокуратурой Московского военного округа.  

Примечательно, что Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнование семье погибшего Игоря Ткаченко раньше, чем военные назвали фамилию погибшего. Командование ВВС и после заявления главы государства хранило упорное молчание.  

Между тем, в воскресенье в Калужской области разбился спортивный Як-52.  Погибли оба члена экипажа - мужчина и женщина.

P.S. Во второй половине дня воскресенья появилась информация, что под обломками одного из истребителей может находиться  погибший человек.

ТКАЧЕНКО ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ, гвардии полковник. Командир Центра показа авиатехники ВВС РФ, авиационной группы высшего пилотажа “Русские витязи”. Заслуженный военный летчик России. Военный летчик-снайпер. Родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П.Чкалова, в 2000 году — Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолеты “Л-29”, “МиГ-21”, “МиГ-29”, “Су-27”, “Су-35”. Налетал на данных типах самолетов 1950 часов. Летал на самолетах зарубежного производства “Мираж-2000”, “F-16”. Высшим пилотажем занимался с 1989 года. В пилотажной группе “Русские витязи” был ведущим и соло-пилотом. Женат. Остались сын и дочь. Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

ВИТАЛИЙ МЕЛЬНИК, 1965 г. р., гвардии подполковник, заместитель командира авиационной группы высшего пилотажа “Русские витязи”. Военный летчик 1-го класса. С 2003 года служит на авиабазе в Кубинке. За время прохождения службы освоил самолеты “Л-29”, “МиГ-23”, “Су-27”, “Су-30”. Налетал на данных типах самолетов 1500 часов.

ИГОРЬ КУРИЛЕНКО, 1962 г.р., старший штурман однажды уже попадал в авиакатастрофу. В составе пилотажной группы “Стрижи” 27 июля 2006 года потерпел аварию на самолете “МиГ-29УБ” при выполнении полета с аэродрома Большое Савино (Пермь). Причиной аварии стала стая птиц, неожиданно появившихся по курсу взлета самолета. Летчики катапультировались.

КАТАСТРОФЫ ИСТРЕБИТЕЛЯ “СУ-27”

26 декабря 1994 г. — катастрофа в Комсомольске-на-Амуре во время планового испытательного полета. У только что построенного самолета отказал мотор, летчик катапультировался.  

12 декабря 1995 г. — над территорией Вьетнама при заходе на посадку на аэродром Камрань потерпели катастрофу три самолета ВВС РФ (пилотажная группа “Русские витязи”), совершавших перелет из Малайзии (участвовали в авиасалоне “ЛИМА-95”) в Россию. 4 пилота погибли.  

1 октября 1997 г. — при выполнении тренировочного полета потерпел катастрофу истребитель, принадлежащий авиационному полку Кольского соединения ПВО. Погибли два летчика.  

9 декабря 1998 г. — в результате катастрофы истребителя в районе Комсомольска-на-Амуре погиб пилот.  

17 мая 2001 г. — самолет ВВС России потерпел катастрофу вблизи села Нарышкино в Тамбовской области. Летчик катапультировался, самолет упал в поле.  

19 июня 2001 г. — истребитель потерпел катастрофу при взлете с аэродрома в районе Комсомольска-на-Амуре. Погибли оба пилота.  

27 июля 2002 г. — во Львове во время авиашоу в результате катастрофы “Су-27УБ” на аэродроме Скнилов пострадали 543 человека, погибли 77, в том числе 28 детей.  

15 сентября 2005 г. — истребитель разбился на территории Шакяйского района Литвы по причине отказа навигационных систем, летчик успел катапультировался.  

29 июля 2008 г. — в Приморье разбился “Су-27” при выполнении планового полета, погиб один из пилотов.

КАТАСТРОФЫ НА АВИАШОУ (2000—2008 ГГ.)

19 марта 2000 г. — во время шоу, проходившего близ авиабазы Кингсвилл (США, Техас), потерпел катастрофу истребитель F-16. Пилот погиб.  

2 июня 2001 г. — во время авиашоу близ местечка Брумли (Великобритания) в результате катастрофы старого боевого самолета Vampire погибли два пилота.  

10 июня 2001 г. — на авиашоу под Петербургом столкнулись два “Л-39” пилотажной группы “Русь”. Один пилот при катапультировании погиб.  

17 июля 2001 г. — в окрестностях города Остров (Псковская область) во время демонстрационного полета на празднике, посвященном 85-летию создания морской авиации, разбился палубный истребитель “Су-33”. Летчик — заместитель командующего военно-морской авиацией ВМФ РФ, Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе — погиб.  

20 апреля 2002 г. — во время авиашоу на базе ВМС США Пойнт-Мугу (штат Калифорния) истребитель QF-4 Phantom врезался в землю при заходе на посадку. Оба пилота погибли.  

21 июня 2001 г. — в Канаде произошла катастрофа на авиашоу, проводимом для высших чинов военного командования. Пилоты готовились к выступлению на международном авиашоу в Онтарио. В полете столкнулись два истребителя Snowbird, погибли два человека.  

27 июля 2002 г. — на авиашоу под Львовом, на аэродроме Скнилов, во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель “Су-27”. Погибли 83 человека.  

21 апреля 2007 г. — в американском штате Южная Каролина разбился истребитель элитной пилотажной группы ВМС США “Голубые ангелы”. Погиб пилот, пострадали восемь человек.
27 апреля 2008 г. — в Германии на авиашоу “Айзенах-Киндль” самолет врезался в зрителей, один человек погиб, еще 15 ранены.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру