Хозяевам гаражей предложили мировую

Вместо стоянок они получат «народный гараж» по льготной цене

Московские власти, кажется, нашли способ свести на нет бесконечные гаражные войны по поводу замены старых наземных автостоянок на многоэтажные «Народные гаражи». Острейшая городская проблема может разрешиться, если инвесторы многоярусных паркингов пойдут навстречу владельцам гаражей, на месте которых предполагается «народное» строительство: для них места в паркинге будут продаваться по себестоимости. Как стало известно «ЭВ», компромисс в конце минувшей недели обсудили заместители глав управ по гаражному строительству СВАО.

Вместо стоянок они получат «народный гараж» по льготной цене

Гаражный вопрос по-прежнему доставляет изрядную головную боль как городским властям, так и многим москвичам. Очаги конфликтов вспыхивают постоянно. Судебные инстанции и редакции ведущих городских изданий переполнены петициями граждан, рассказывающих о несправедливости: у них жестоко и цинично отнимают законное имущество!

Гаражные стоянки начали появляться в столице несколько десятилетий назад по разрешению районных исполкомов: простая бумажка с печатью и подписью тогда считались вполне легитимным документом. Но с тех пор городская земля выросла в цене на несколько порядков и стала оформляться другими ведомствами. Переход к новым отношениям оказался болезненным и нецивилизованным.

Наземную автостоянку на Талдомской улице местные жители знают давно: возводили ее еще в 80-е по решению исполкома Железнодорожного района города Москвы. Землю под нужды автомобилистов-любителей выдали без особых препон — территория была бесхозной и заболоченной. Как часто бывает при подобных обстоятельствах, люди сплотились и сообща обустроили пустырь:

— Стоянка была настоящим клубом по увлечениям, — вспоминает член кооператива МГСА №4-ро на Талдомской улице Сергей Тимошенко. — Обязательно находился технарь — «золотые руки», который мог продиагностировать и починить практически любое авто. Тут же крутились мальчишки, осваивали простейшие слесарные и плотницкие навыки. В общем, гараж был не просто местом для хранения машины, а территорией соседского общения.

В 2001 году хозяева гаражей создали региональную общественную организацию — решили отстаивать свои права сообща, искали законный способ закрепиться на освоенной земле. Но районные власти предпочитали не замечать этих инициатив. В 2007 году Департамент земельных ресурсов в одностороннем порядке попытался расторгнуть договор аренды на землю, но Арбитражный суд оказался на стороне автовладельцев и иск московского правительства отклонил. Однако в апреле 2010 года автолюбители узнали, что вся территория стоянки вместе с их гаражами, машинами и прочим добром сдана в аренду ГУП «Дирекция гаражного строительства». Начались бесконечные судебные тяжбы, на которых хозяева гаражей пытались доказать, что они — общественный союз автолюбителей, легально арендующий городскую площадь. Но Тимирязевский райсуд упорно видел в них горожан, оккупировавших без разрешения дорогую городскую землю.

Страсти накалились нешуточно: на стоянку участились инспекции представителей управы. По своему характеру они больше напоминали классические рейдерские захваты: бойцы ОМОНа при полной амуниции, с автоматами, вместе с братками-качками с газосваркой наперевес противостояли безоружным собственникам гаражей. Хорошо, что подоспевший вовремя полицейский попросил предъявить документы на снос, которых у воинствующих молодчиков не оказалось, — в результате они ретировались.

История, подобная талдомской, для Москвы является типичной. Понять, за что сражаются владельцы гаражей, нетрудно — ведь в случае «некомпенсированного сноса» их машины попадут на улицу, во дворы, и без того переполненные автомобилями. Можно понять и районные власти: с них настоятельно требуют очистить территорию для нового строительства. Но вот как это сделать, чтобы не избежать революций районного масштаба, никто не говорит.

В СВАО проблему решили уладить собственными силами и даже задумали обратиться с подобной инициативой к заместителю мэра Марату Хуснуллину. Суть предложения состоит в следующем: при строительстве на месте наземной автостоянки многоэтажного паркинга типа «народных гаражей» бывшим гаражникам предоставляется льгота — машиноместо продается по себестоимости. Причем из членов кооператива избирается инициативная группа, которая берет на себя контроль за ходом строительства и расходами. Таким образом, предлагается найти некую золотую середину между интересами города, инвестора-застройщика и москвичей, оказавшихся в зоне конфликта. Кстати, инициатива СВАО, видимо, по причине осторожности, широко не разглашается, и пресс-секретарь префектуры Александр Латышев на просьбу «ЭВ» подробнее рассказать об упомянутом совещании отозвался довольно уклончиво:

— Я знаю, что такие случаи урегулирования конфликта между инвесторами и членами стояночных кооперативов в округе уже есть, но о директивном характере таких отношений говорить пока рано. В отдельных случаях инвестор идет навстречу автолюбителям — и в предоставлении мест по себестоимости, и в контроле за ходом строительства есть рациональное зерно. Но возможно ли сделать эту практику повсеместной, сказать пока трудно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру