Клики жалоб и предложений

Москвичи превратили Интернет в инструмент народного контроля

Народное око все видит и запоминает. Практика показывает: если создать удобный инструмент для народного контроля, горожане охотно включатся в дело. Портал «Наш город», похоже, и есть такой инструмент. На сообщения пользователей о каких-либо нарушениях чиновники обязаны реагировать в течение восьми дней. Но, несмотря на личный контроль мэра, многие из них не торопятся решать проблемы. Горожане не сдаются — настойчиво напоминают о нарушениях. За интернет-перепиской москвичей и чиновников понаблюдал корреспондент «МК».

Москвичи превратили Интернет в инструмент народного контроля
Торговые объекты на Волоколамском шоссе закрыты, но пока не демонтированы.

В конце марта Сергей Собянин потребовал срочно разобраться с незаконно установленными киосками и ларьками в Москве. И дал срок неделю. Острую реакцию градоначальника вызвал доклад руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Анастасии Раковой о работе портала «Наш город». Ракова сообщила на заседании, что в январе–марте 2013-го на портал поступило около 630 обращений. При этом большая часть комментариев касалась незаконного размещения объектов мелкорозничной торговли. Поступило много жалоб на то, что ларьки торгуют не тем, что записано в их специализации. Но чиновники некоторых районных управ реагировали на жалобы медленно. Были случаи, когда незаконные торговые объекты демонтировали по полгода, в частности на территории районов Сокол и Люблино. Иногда местная власть в упор не видела нарушений. Когда поступала повторная жалоба от жителей, на место выезжала проверка от Департамента торговли и услуг.

«Все факты работы не по специализации, установки несанкционированных торговых объектов, затягивание принятия мер по их демонтажу напрямую свидетельствует о коррупции граждан, которые этим занимаются, чиновников. У нас этих случаев более чем достаточно, — сделал вывод Собянин. — По каждому такому случаю я прошу привлекать правоохранительные органы, чтобы никому неповадно было «крышевать» эти ларьки, которые незаконным образом установлены и бог весть знает чем торгуют».

Портал «Наш город» появился полтора года назад. Сегодня это самый популярный из всех правительственных ресурсов Москвы. За время его существования на портал обратились порядка 2 млн человек. 700 тысяч — уникальные посетители, которые выходят на портал с одного и того же компьютера. Зарегистрированных пользователей — более 93 тысяч. Регистрация упрощенная. От пользователя не требуются паспортные данные или адрес прописки. Лишь ник и адрес электронной почты для связи. На портале можно оставить жалобу на неубранные дворы, неправильную парковку во дворе, брошенный автомобиль и многие другие проблемы. Пользуется популярностью и тема несанкционированной торговли. Как оказалось, москвичей очень волнует этот вопрос. И горожане внимательно следят за торговыми точками. Особенно москвичей волнует несоответствие специализации. Когда, например, ларек заявлял, что будет торговать фруктами, а продает сигареты. Проблема особенно актуальна в центре столицы

Так, на Тишинской площади почти год тянулся конфликт жителей, торговцев и управы района. Первое сообщение о ларьке по адресу Тишинская площадь, дом 8, появилось на портале еще в августе 2012 года. Пользователь по фамилии Дерябин в своем возмущении был краток: «Вместо хлеба — общепит с пивом!». Управа ответила в срок: «По указанному адресу в соответствии с утвержденной схемой размещен нестационарный торговый объект «Хлеб» ООО «Теремок-стрит». По фактам нарушения специализации управой Пресненского района было выдано уведомление об устранении нарушений. В связи с тем, что нарушения устранены не были, управой Пресненского района направлено обращение в префектуру ЦАО о расторжении договора, а также в ОМВД по Пресненскому району для принятия мер в рамках своей компетенции». Через неделю пользователь Дерябин повторил: в ларьке по-прежнему общепит вместо хлеба. Из ответа главы управы Галины Чупахиной стало ясно: скоро решения не жди. Был назван предположительный срок расторжения договора — 1 января 2013 года. В конце октября на эту же проблему обратил внимание другой пользователь. И получил схожий ответ от главы управы, за которым последовал комментарий уже от Департамента торговли и услуг. Префектуре ЦАО было поручено принять меры по приведению ассортимента в соответствие со специализацией в срок до 19 ноября. В конце ноября пользователь Дерябин настойчиво повторил «Вместо хлеба — по-прежнему общепит». Чиновники в управе вновь проверили ларек. «Реализация пива прекращена. Факт реализации пива в настоящий момент не установлен. Принятие административных мер по исполнению договора вплоть до его расторжения возложен на префектуру», — ответила глава управы. А Департамент торговли и услуг определил новый срок решения вопроса — 1 марта. В течение февраля еще двое пользователей сообщили о ларьке и приложили фотографии. В марте возмущенный пользователь (уже пятый по счету) восклицал: «Было распоряжение закрыть его к 1 марта. А ларек по-прежнему торгует общепитом, а не хлебом!» Через две недели глава управы рассказала о штрафах, наложенных на владельцев ларька — 196 574,5 рубля. Спустя месяц корреспондент «МК» отправился на злополучный пятачок на Тишинской площади — ларька как не бывало. Ровный асфальт. А хлеба-то по-прежнему нет. Жители ведь не против ларька, просто им нужен хлеб.

Еще одна показательная история случилась в районе Сокол. Пользователь Гаврилов очень внимательно следит за торговлей на Волоколамском шоссе. Этот вывод можно сделать из количества сообщений, оставленных им на портале. 17 сентября он писал: «По адресу Волоколамское шоссе, дом 14, около подземного перехода, с мая 2012 года стоят и работают в круглосуточном режиме три палатки с вынесенными наружу холодильными ларьками и платежными терминалами. На палатках нет никаких опознавательных знаков. Что за организация? Принадлежность установить невозможно. Чеки не выдают, видимо, нет касс. Полная антисанитария. Пиво и сигареты продают круглосуточно! До рядом стоящей школы менее 200 метров! Может, надо принять уже какие-то меры? Кто такое допустил? Фотофиксацию прилагаю». Глава управы района Сокол Виталий Аксенов ответил, что объекты закрыты и отключены от энергоснабжения. Гаврилов не согласился: «Уточняю: объекты были закрыты на 20 минут, для того чтоб представители управы Сокола произвели свою фотофиксацию! От электроснабжения вообще не было отключения. Сегодня, 20 сентября, объекты продолжают свою работу. Может, хватит?». Почему так возмущен Гаврилов, объяснял комментарий пользовательницы Таисии. Еще в июле она писала: «Целое незаконное строение, торгующее продуктами питания, плюс палатка на углу с Дубосековской улицей. У жителей в радиусе 200 метров и так хватает продуктовых магазинов. Останавливающиеся перед палатками авто создают дополнительные пробки». Отреагировав на многократные жалобы, проверку провел Департамент торговли и услуг. Префектуре САО было поручено разобраться до 15 декабря. А 31 декабря поступило новое сообщение: «По-видимому, в префектуре САО поручений руководства департамента правительства Москвы не читают или не считают нужным их выполнять. Установленные Немирюком сроки прошли, а незаконно установленные между домами 10 и 14 по Волоколамскому шоссе торговые объекты, несмотря на поручение префектуры, существуют и торгуют. Можно убедиться на месте». В конце апреля корреспондент «МК» посмотрела на злополучные палатки — стоят, ничем не торгуют, наглухо закрыты. В последнем сообщении департамент обещает предоставить информацию о демонтаже до 25 мая.

В апреле на портале «Наш город» пользователи оставили более 9 тысяч сообщений. Большая часть — жалобы. Постепенно стали появляться и благодарственные письма. «Да и реагировать на сигналы москвичей чиновники стали быстрее: при регламентном 8-дневном сроке фактически отвечают в среднем за 3–4 дня. И это касается любых тем, не только несанкционированной торговли», — рассказывает Татьяна Порет, пресс-секретарь московского центра «Открытое правительство», которое занимается развитием порталов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру