Бизнес на приколе

В столице набирает популярность организация розыгрышей за деньги

24 июля 2013 в 18:17, просмотров: 4252

Москвичи — люди креативные и увлекающиеся. Они способны сделать бизнес из самого, казалось бы, невинного занятия. Сейчас, например, приобретает популярность профессиональная организация розыгрышей. Разыгрывают всех подряд: больших начальников, коллег, жен и даже тещ.

Корреспонденты «МК», дабы не отставать от общестоличной тенденции, тоже решили подшутить над своим начальством. И вот что из этого получилось.

Бизнес на приколе
фото: Борис Черкасов

Звоним в специализированное агентство. Собеседник первым делом спрашивает о степени «жесткости» шутки. Говорим, что очень жестко не надо, уволят еще. Второй вопрос — о цене. Ну, пусть будет десять тысяч рублей. Для любимого руководителя не жалко.

— За десятку даже сценарий не напишешь, — посмеялись над нами. — Минимум сотня.

В качестве варианта нам предложили сделать розыгрыш по схеме, которая успешно (читай: ни один сотрудник не был уволен) была опробована в одной логистической конторе. Работники решили разыграть любимого и большого-большого начальника. Договорились о сумме и принялись за дело. За несколько часов до начала действа большому-большому начальнику позвонили как бы из ЮАР. Естественно, звонил актер. Пикантность ситуации заключалась в том, что к начальнику и в самом деле должна была приехать делегация из ЮАР. В назначенный для розыгрыша день за стол переговоров сели чернокожие «представители» (актеры) и начали деловую беседу. В результате договорились, какой перевозчик и каким маршрутом будет доставлять товар из Москвы в ЮАР. А в самом конце переговоров африканцы сообщили, что, дабы избежать ненужной таможенной волокиты, вместе с грузом будут отправлять в Африку и гастарбайтеров. В качестве платы за услугу гендиректору предложили в пожизненное пользование двух рабов. Когда ошеломленный босс уже просчитывал выгоды и риски от пользования рабами, «переговорщики» вскочили и исполнили национальный танец. После чего объявили о розыгрыше.

Идея нам нравится, а цена вопроса — нет. Вежливо отказываемся.

В другом агентстве с предлагаемой нами оплатой в десять тысяч рублей согласились. И вот мы встречаемся. Борис Черкасов. Режиссер праздников. Занимается розыгрышами десять лет. Спрашиваем: во сколько обошлось самое дорогое действо? Оказывается, в 6 млн рублей.

— Несколько лет назад меня попросили разыграть очень состоятельного человека, — рассказывает Борис. — Мы выяснили обстоятельства его юности и детства. И представьте картину. Большой ангар, шикарно накрытый стол, чинные гости. И вдруг в ангаре падают стены, а за ними — точная копия дома, в котором прошла юность нашего героя. Это его впечатлило.

фото: Сергей Князев
Жениха, уронившего торт, невеста долго не хотела прощать.

Идеальный перформанс: мало крови и много эмоций

Самым запоминающимся розыгрышем, по словам Бориса Черкасова, стал перформанс в честь ветерана Великой Отечественной войны. Родственники попросили, чтобы незнакомые люди приветствовали их дедушку на улице и разговаривали с ним о прошлом. Так продолжалось несколько дней, ветеран был очень доволен. Разумеется, по окончании розыгрыша ему деликатно объяснили причину внимания.

Ясно, что подобные перформансы обходятся в копеечку. Ну а разыграть начальника за те самые десять тысяч рублей режиссер праздников предложил нехитрым способом. Идея в том, что начальник приходит в офис — а там никого нет, даже охраны. Мобильные телефоны сотрудников отключены. Внезапно в дверь начинают бить ногами и кричать: откройте, полиция!

Такой розыгрыш, несмотря на простоту исполнения, относится к категории «жесткачей». И руководители агентств любят выполнять их меньше всего. «Жестокие и грубые розыгрыши, способные загнать человека в депрессию, люди заказывают крайне редко, — рассказал «МК» один из известных «креаторов» Москвы, организатор розыгрышей Сергей Князев. — Если все же приходят клиенты и просят устроить розыгрыш со стрельбой и «кровопролитием», я обычно рисую им картину душевного состояния объекта их внимания, которая неизбежно возникнет после пережитых им негативных эмоций, и они почти всегда отказываются от первоначального замысла. Правда, был один розыгрыш, за который я взялся, а теперь очень сильно жалею, хотя прошло уже несколько лет».

Розыгрыш тот не был связан с имитацией кровопролития, но все же был очень грубым. Сергей Князев предупреждал клиента о последствиях, но тот настойчиво утверждал, что его жена, которую он хотел разыграть, очень остроумный человек и достойно оценит идею. Суть в том, что муж хотел подарить супруге новую машину взамен старой, но сделать это руками подставных инспекторов ГИБДД. По его замыслу, «гаишники» должны были остановить женщину на дороге, вынудить ее выйти из салона, а после разнести дубинками машину вдребезги. Он считал, что будет очень эффектно, если, слегка напугав и удивив женщину, инспекторы ГИБДД вручат ей ключи от новенькой машины, припаркованной рядом. Муж выйдет в этот момент с букетом, и жена будет на седьмом небе от счастья. «Как я и предполагал, женщина была в шоке, наблюдая, как гаишники разбивают стекла и фары, ломают зеркала заднего вида, делают вмятины на капоте и дверках ее родной «девочки», давно уже превратившейся из средства передвижения в «подружку» и косметичку одновременно, — сетует Князев. — В день своего рождения женщина пережила не самые лучшие эмоции, за что и устроила мужу небывалый за их семейную жизнь скандалище».

фото: Борис Черкасов
Участники жестких розыгрышей оказываются в стрессовых ситуациях.

Крепкие хозяйственники экономят на праздниках

По словам Сергея Князева, четко классифицировать розыгрыши трудно. Но условно их все-таки можно поделить на четыре группы. Первая: розыгрыш как новая форма подарка для человека, у которого в этой жизни «всё есть». В последнее время таких заказов становится все больше. Если раньше лишь очень состоятельные господа заказывали розыгрыши в качестве подарка, то нынче и представители среднего класса стали дарить друг другу перформансы. Кроме того, наметилась тенденция, когда коллеги по работе сбрасываются, чтобы коллективно оплатить розыгрыш для одного из них или для руководителя.

Вторая группа — досуговая: друзья заказывают для себя приключение на выходных или в отпуске, чтобы получить максимум сильных впечатлений и эмоций. Например, двое из дружеской компании хотят разыграть своих приятелей и подруг, когда те будут отдыхать, например, у моря, в горах или путешествовать по незнакомому городу. Как вариант попроще — розыгрыш друзей в родном городе, когда они собираются просто отдохнуть в кафе, кинотеатре или парке.

Третья группа — проверка верности любимого человека. «Терпеть не могу такие розыгрыши, отказываюсь их устраивать, потому особенно рассказать мне о них нечего, — признается Князев. — Однако знаю, что заказчиков, желающих подослать к возлюбленному (возлюбленной) красотку (красавца), достаточно много. Особенно среди женщин».

Наконец, последняя группа розыгрышей, так называемых «сюрпризных», в последнее время стала особенно востребованной. Сюрпризы разыгрываются прямо во время проведения праздников — например, свадеб или юбилеев. Участниками становятся не только виновники торжества (брачащиеся и юбиляры), но и их гости. Московским молодоженам, кстати, все чаще претит стандартный подход к организации свадьбы с казенной церемонией регистрации брака. Даже на корпоративных праздниках стали заказывать розыгрыши-сюрпризы, но это пока редкие случаи. Дело в том, что подбором поставщиков праздничных услуг в последние три года занимаются отделы закупок фирм, банков и предприятий, то есть крепкие хозяйственники. Им, надо полагать, чуждо понимание креатива, зато имеется ярко выраженное стремление заказать праздник по самой низкой цене.

За гранью закона может оказаться каждый

Есть часто заказываемые розыгрыши, схожие с сюжетом популярного голливудского кинофильма «Игра» с Майклом Дугласом в главной роли. По сюжету, один из братьев, которого исполняет Шон Пенн, заказывает в подарок другу необычную игру с чередой очень странных событий, обернувшихся трагедией. В реальной жизни клиенты, конечно, не заказывают розыгрыши с целью довести человека до желания броситься с небоскреба, однако в любом случае хотят устроить «имениннику» хорошую эмоциональную встряску.

Обычно у клиентов нет готового сценария — чаще у них есть смутная, не очень оформившаяся идея. Каким будет розыгрыш, зависит от того, кто его заказывает и для кого. Если в агентство приходит группа мужчин с просьбой разыграть одного из друзей по случаю его дня рождения, чаще всего они хотят устроить для него нечто экстремальное. Если разыгрываемый холост, друзья хотят увязать экстрим со скабрезностями. Если же приходят женщины с заказом розыгрыша для подруги, это почти всегда без экстрима, но с солидной порцией милых пикантностей. Когда заказчиками являются члены семьи разыгрываемого, они хотят подарить веселый спектакль. Ну а коллеги по работе чаще всего хотят связать розыгрыш с трудовой деятельностью главного героя, причем почти всегда в стенах офиса. Когда идея оформилась в проект, к ней подключается группа специалистов, профессионалов индустрии развлечений, каждый из которых способен своей работой усилить конечный результат. Работа над проектом может занять от недели до нескольких месяцев — все зависит от сложности задач.

Если розыгрыш устроен правильно, с глубоким изучением человека, он не будет являться действием за чертой законности, даже на «грани». Его воздействие ни в коем случае не должно привести к нарушению законных прав человека. Организаторы действа работают с эмоциями и всегда устраивают розыгрыши так, чтобы человек имел выбор, как ему поступить. Как правило, они дают некую подсказку, заметив которую герой начинает понимать, что действие происходит понарошку. Всегда готовится и вариант «Б» на случай непредвиденной реакции разыгрываемых.

Тем не менее, по словам сотрудников специализированных агентств, законодательство в нашей стране сейчас в таком состоянии, что требуется очень хорошо изучать его, дабы не оказаться за гранью закона. Возможно, именно из-за несовершенства законов сейчас так мало компаний, которые берутся за розыгрыши.

Ну а мы так и не стали заказывать розыгрыш начальника. Зачем? Теперь, когда мы знаем о розыгрышах все или почти все, можно устроить перформанс и самостоятельно. Не прийти на работу, отключить мобильный телефон или постучать в дверь кабинета ногами — что может быть проще?



Партнеры