Снести или отремонтировать: последствия пожара в высотке на Новом Арбате

«Этот стиль сейчас снова популярен. Но качество отделки зданий оставляет желать лучшего»

Пожар в одной из советских высоток на Новом Арбате во вторник днем спровоцировал волну обсуждений в социальных сетях: нужны ли современной Москве эти здания, похожие на «привет из СССР»? Не устарели ли высотки морально и физически? «МК» пообщался с историком советской архитектуры и выяснил – уничтожать «дома-книжки» нельзя, однако они требуют серьезной реконструкции.

«Этот стиль сейчас снова популярен. Но качество отделки зданий оставляет желать лучшего»

Монументальный ансамбль на Новом Арбате (тогда проспекте Калинина) появился в конце 1960-х годов. Проект разрабатывали виднейшие архитекторы Москвы того времени – Михаил Посохин и Ашот Мндоянц. Фактически целью создания проспекта Калинина было продление Воздвиженки, которая не имела прямого выхода на Садовое кольцо, а заодно разгрузка от транспорта старого Арбата.

Как рассказал «МК» историк советской архитектуры Денис Ромодин, изначальный грандиозный проект в итоге так и не был реализован полностью.

– Проект видоизменялся. Сначала хотели построить «книжки», развернутые в другую сторону, которые стояли бы без единого стилобата. Позднее было решено выстроить пять высотных зданий на общем стилобате. В итоге построили четыре – так и не решили, кто разместится в пятой башне, которая выходила бы на Садовое кольцо, и не построили ее. Уже в 1980-х годах там началось другое строительство, но и оно не удалось – на фотографиях октябрьских событий 1993 года можно увидеть бетонные фрагменты. Позднее там построили крупный отель, который сыграл роль в облике соседней высотки. Тогда её переоблицовали аллюминиевыми панелями — на мой взгляд, не слишком удачно.

– Почему?

– Облицовка утяжелила фасад, сделала окна более глубокими. Неудачный выбор – серый цвет. Изначально эти здания были отделаны голубовато-сиреневой плиткой, которая сейчас хорошо видна и отмыта. Та высотка, где был пожар, как раз тоже была облицована серым. Если уж реконструировать, значит, надо пересматривать облицовку зданий. Конечно, они нуждаются в модернизации фасада. Поскольку дома строились из каркасных панелей, их не рекомендовано было отделывать плиткой – до сегодняшнего дня она не дожила. Особенно в пасмурный день здания проигрывают, выглядят мрачными.

– Однако эти здания все еще актуальны для Москвы?

– Это архитектура строгого минимализма, интернациональный стиль, который сейчас снова популярен, поэтому почему нет? Другое дело, что качество отделки зданий оставляет желать лучшего, хотя использовали неплохую марку бетона. Их надо модернизировать. Однако нужно понимать, что Новый Арбат – это очень знаковый проспект для Москвы, важная магистраль, значит, потребуются серьезные архитектурные конкурсы. Сейчас оттуда выехали почти все бюрократические учреждения, часть высоток уже пустует, скоро их превратят в гостиничные комплексы, в апартаменты. Это будет новая эпоха истории Нового Арбата. Нужно понимать, что изначально эти высотки были архитектурной жемчужиной проспекта Калинина – они как распахнутые книжки, подсвеченные окнами, с помощью которых можно было создавать композиции вроде букв «СССР», светящихся на фасаде. Сейчас их заменили медиафасадами.

– Некоторые москвичи называют высотки «книжками», некоторые – «зубами». Какое из названий правильнее?

– Книжки — народное название, более распространенное. Зубы – скорее негативное прозвище, которое было дано ревнителями старой Москвы. Действительно, эти здания появились, точно вставная челюсть, прорубленная сквозь историческую застройку. Горожане разделились на два лагеря, не все одобряли свежее дыхание в центре города, который, кстати, в конце 1960-х годов дряхлел на глазах. Новая магистраль с яркими окнами, с магазинами, кафе, ресторанами, с большим бульваром на тот момент была глотком свежего воздуха.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру