О том, что Москве нужны цивилизованные ТПУ, власти повторяют уже не первый год, однако пока похвастать им нечем. За годы правления Юрия Лужкова в столице было построено всего два таких сооружения, причем одно из них — ТПУ «Планерный» — пришлось достраивать Сергею Собянину. Кроме того, при новом мэре была организована плоскостная стоянка у метро «Аннино», начаты работы у метро «Войковская» и принято несколько распорядительных документов, регламентирующих появление новых транспортных узлов.
В одном из них перечислены 13 станций метро («Петровско-Разумовская», «Войковская», «ВДНХ», «Алтуфьево», «Выхино», «Рязанский проспект», «Кузьминки», «Домодедовская», «Молодежная», «Тушинская», «Водный стадион», «Речной вокзал», «Юго-Западная») и 5 привокзальных площадей, где плоскостные ТПУ должны быть созданы до 31 декабря этого года. В другом — «О формировании транспортно-пересадочных узлов в Москве» от 6.09.2011 — говорится уже о 151 ТПУ, по которым в
За эти деньги горожане, прямо скажем, большой разницы не увидят: ну разве что количество торговых палаток рядом с метро снова уменьшится, а остановки наземного транспорта переедут на другие места. Предприниматели уже окрестили новую программу властей очередным «походом» против бизнеса. Например, у станции «Войковская» при подготовке территории ликвидации подлежали 25 ларьков, у «Новогиреево» — 14, у «Перово» — 5. И это не считая внушительного числа рекламных конструкций, которые тоже пали жертвой преобразований.
В Департаменте транспорта утверждают, что главной целью создания ТПУ является комфорт горожан. Чтобы сократить время на пересадку до
По словам источника «МК» в горадмнистрации, под ТПУ власти отвели достаточно большие участки земли: 7,5 га — у метро «Таганская», 7 га — у «Выхино», 4,8 га — у «Петровско-Разумовской», 3,5 га — у «Тушинской» и т.д. «Если внимательно посмотреть, то все участки включают стихийные парковки, где люди на протяжении многих лет оставляли автомобили, пересаживаясь на метро», — отмечает собеседник газеты. Теперь такие стоянки будут ликвидированы, во всех неустановленных местах расставлены запрещающие знаки, а на свободных площадках созданы легальные плоскостные паркинги похожей вместимости. Часть из них, особенно те, что расположены на периферии, для пассажиров метро (при предъявлении билета в оба конца) будут работать за символическую плату (50 руб. с 6.00 до 21.30). «Но, например, у метро „Таганская“ нет никакого резона делать бесплатную стоянку», — полагает представитель мэрии.
По подсчетам экспертов, инвестиции в типовой ТПУ без подземной части и серьезных обременений не превысят $2 тыс. за кв. м, тогда как арендные ставки на коммерческие помещения могут составлять $1 тыс. за кв. м в год, а оптимальная для автомобилистов стоимость паркинга — 50 руб. в час. Такими темпами мини-вокзал в ходовом месте с большим потоком покупателей и автомобилистов окупится всего за
Вместе с тем существуют опасения, что по мере развития программы транспортно-пересадочные узлы рискуют превратиться в торгово-пересадочные, как это уже не раз бывало в столице. Вспомним, например, строительство, которое несколько лет назад развернулось около «Речного вокзала». Тогда власти точно так же, как сейчас, убеждали жителей, что строят ТПУ с перехватывающей парковкой. А на выходе получилось как в известной шутке: что в Москве ни строй, все равно торговый центр получится. И хотя ТЦ «Речной» действительно имеет большую парковку, автомобилисты по-прежнему бросают машины во дворах и на обочинах, так как 50 руб. за час для большинства работающих в центре москвичей — это дорого.
Другой похожий пример — ТПУ «Планерный». Планы об оптимизации пассажирских потоков на этом объекте как были, так и остались мечтой: из метро в здание ТПУ нужно идти по улице, автобуса или троллейбуса ждать опять же на улице, и только покупки в многочисленных магазинах можно делать с комфортом и в тепле. «Единственное, что отличает данный ТПУ от торгового центра, — это указатели с номерами маршрутов», — сетуют авторы портала Probok.net. При этом избежать встречи с торговцами у бедных пассажиров нет никакой возможности, поскольку выход к маршруткам всего один и пролегает он через весь второй этаж.
Чиновники утверждают, что учли градостроительные ошибки своих предшественников, и новые ТПУ будут в первую очередь транспортными объектами. Инвесторам придется утверждать в горадминистрации не только параметры своих мини-вокзалов, но и функциональное назначение расположенных в них помещений.