Автомобилистов перехватят у метро

В Москве планируется создание 279 транспортно-пересадочных узлов

В Москве разворачивается масштабное строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Поначалу это будут плоскостные объекты, ради которых придется всего-навсего ликвидировать очередные палатки, перенести остановки автобусов и организовать парковки. Однако через 2—5 лет на отведенных участках должны вырасти многоуровневые сооружения, которые, судя по имеющимся в Москве примерам, имеют все шансы превратиться из транспортно-пересадочных в торгово-пересадочные комплексы.

В Москве планируется создание 279 транспортно-пересадочных узлов

О том, что Москве нужны цивилизованные ТПУ, власти повторяют уже не первый год, однако пока похвастать им нечем. За годы правления Юрия Лужкова в столице было построено всего два таких сооружения, причем одно из них — ТПУ «Планерный» — пришлось достраивать Сергею Собянину. Кроме того, при новом мэре была организована плоскостная стоянка у метро «Аннино», начаты работы у метро «Войковская» и принято несколько распорядительных документов, регламентирующих появление новых транспортных узлов.

В одном из них перечислены 13 станций метро («Петровско-Разумовская», «Войковская», «ВДНХ», «Алтуфьево», «Выхино», «Рязанский проспект», «Кузьминки», «Домодедовская», «Молодежная», «Тушинская», «Водный стадион», «Речной вокзал», «Юго-Западная») и 5 привокзальных площадей, где плоскостные ТПУ должны быть созданы до 31 декабря этого года. В другом — «О формировании транспортно-пересадочных узлов в Москве» от 6.09.2011 — говорится уже о 151 ТПУ, по которым в 2011–2014 гг. необходимо провести работы по благоустройству территории, а 2013–2020 гг. осуществить на подобранных участках строительство капитальных объектов. Согласно документу, первый этап работ будет профинансирован за счет бюджетных средств, на втором этапе к сооружению мини-вокзалов вместе с Департаментом строительства должны подключиться железнодорожники, которым город отдал 63 участка. Впрочем, на прошлой неделе параметры программы в очередной раз изменились: после заседания научно-технического совета пресс-служба стройкомплекса объявила о намерении создать 279 ТПУ — из них 198 на существующих станциях метрополитена и железнодорожных платформах, 50 — на проектируемых станциях подземки и 31 — на Малом кольце МЖД. Общий объем средств, который потребуется для реализации этих амбициозных планов, мэрия пока не оглашает. Известно, что на обустройство 10 плоскостных узлов город выделил около 300 млн руб.

За эти деньги горожане, прямо скажем, большой разницы не увидят: ну разве что количество торговых палаток рядом с метро снова уменьшится, а остановки наземного транспорта переедут на другие места. Предприниматели уже окрестили новую программу властей очередным «походом» против бизнеса. Например, у станции «Войковская» при подготовке территории ликвидации подлежали 25 ларьков, у «Новогиреево» — 14, у «Перово» — 5. И это не считая внушительного числа рекламных конструкций, которые тоже пали жертвой преобразований.

В Департаменте транспорта утверждают, что главной целью создания ТПУ является комфорт горожан. Чтобы сократить время на пересадку до 4–9 минут и сделать ожидание более удобным, около станций метро будут оптимизированы пассажирские и транспортные потоки, установлены новые павильоны ожидания, туалетные модули, крытые переходы и информационные указатели. «Кроме того, в каждом проекте в обязательном порядке предусмотрена перехватывающая парковка, добавляет глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. — Общая идеология такова — сначала разгрузить улично-дорожную сеть за счет создания плоскостных ТПУ быстро и за небольшие деньги, а потом искать инвесторов для строительства многуровневых сооружений». Для них чиновники собираются установить уже более высокие стандарты обслуживания: максимальное время пересадки не должно превышать 3 минут, а максимальная плотность пассажиропотока не выходить за рамки 1,5 человека на 1 кв. м.

По словам источника «МК» в горадмнистрации, под ТПУ власти отвели достаточно большие участки земли: 7,5 га — у метро «Таганская», 7 га — у «Выхино», 4,8 га — у «Петровско-Разумовской», 3,5 га — у «Тушинской» и т.д. «Если внимательно посмотреть, то все участки включают стихийные парковки, где люди на протяжении многих лет оставляли автомобили, пересаживаясь на метро», — отмечает собеседник газеты. Теперь такие стоянки будут ликвидированы, во всех неустановленных местах расставлены запрещающие знаки, а на свободных площадках созданы легальные плоскостные паркинги похожей вместимости. Часть из них, особенно те, что расположены на периферии, для пассажиров метро (при предъявлении билета в оба конца) будут работать за символическую плату (50 руб. с 6.00 до 21.30). «Но, например, у метро „Таганская“ нет никакого резона делать бесплатную стоянку», — полагает представитель мэрии.

По подсчетам экспертов, инвестиции в типовой ТПУ без подземной части и серьезных обременений не превысят $2 тыс. за кв. м, тогда как арендные ставки на коммерческие помещения могут составлять $1 тыс. за кв. м в год, а оптимальная для автомобилистов стоимость паркинга — 50 руб. в час. Такими темпами мини-вокзал в ходовом месте с большим потоком покупателей и автомобилистов окупится всего за 7–8 лет.

Вместе с тем существуют опасения, что по мере развития программы транспортно-пересадочные узлы рискуют превратиться в торгово-пересадочные, как это уже не раз бывало в столице. Вспомним, например, строительство, которое несколько лет назад развернулось около «Речного вокзала». Тогда власти точно так же, как сейчас, убеждали жителей, что строят ТПУ с перехватывающей парковкой. А на выходе получилось как в известной шутке: что в Москве ни строй, все равно торговый центр получится. И хотя ТЦ «Речной» действительно имеет большую парковку, автомобилисты по-прежнему бросают машины во дворах и на обочинах, так как 50 руб. за час для большинства работающих в центре москвичей — это дорого.

Другой похожий пример — ТПУ «Планерный». Планы об оптимизации пассажирских потоков на этом объекте как были, так и остались мечтой: из метро в здание ТПУ нужно идти по улице, автобуса или троллейбуса ждать опять же на улице, и только покупки в многочисленных магазинах можно делать с комфортом и в тепле. «Единственное, что отличает данный ТПУ от торгового центра, — это указатели с номерами маршрутов», — сетуют авторы портала Probok.net. При этом избежать встречи с торговцами у бедных пассажиров нет никакой возможности, поскольку выход к маршруткам всего один и пролегает он через весь второй этаж.

Чиновники утверждают, что учли градостроительные ошибки своих предшественников, и новые ТПУ будут в первую очередь транспортными объектами. Инвесторам придется утверждать в горадминистрации не только параметры своих мини-вокзалов, но и функциональное назначение расположенных в них помещений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру