Этот тренд придуман не нами

Москва в своем расширении повторяет логику развития других «больших городов»

Выставка проектов участников международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации продлится до 23 сентября. Когда вы будете читать эти строки, жюри уже должно назвать победителей конкурса. А дальше будет подведение общих итогов и начало работы над планом развития расширенной столицы, где и будут использованы идеи, сформулированные в ходе конкурса. И именно сейчас уместно напомнить, как росли другие знаменитые мегаполисы.

Москва в своем расширении повторяет логику развития других «больших городов»
Нью-Йорк.

Большой Нью-Йорк

Этот город — место, где сбывается не только американская мечта, но и мечта того, кто оставил свою страну и приехал сюда на заработки. История Нью-Йорка берет свое начало с 1614 года, когда на острове Манхэттен возникли первые укрепления голландских колонистов. Поселение получило название Новый Амстердам, но позже его захватили англичане и переименовали в Нью-Йорк в честь принца Йоркского, брата короля Карла II. Тогда население составляло 1 тыс. человек. Сейчас в городе, сросшемся с пригородной зоной, проживает свыше 22 млн человек.

Необходимость расширения возникла еще в середине ХХ века. И причина не только в том, что промышленный и финансовый центр привлекал все больше и больше людей из других городов. В военное время черное население начало массово приезжать в центр в поисках работы. Росла преступность. В результате белые были вынуждены уезжать в пригороды от скопища мигрантов и образовывать свои «белые общины». Явление получило название «бегство белых» (white flight). Расширяясь таким образом, Нью-Йорк поглотил множество мелких городов, о которых в настоящее время можно говорить как о районах и пригородах: Йонкерс — на севере, Патерсон — на северо-западе, Ньюарк и Джерси-Сити — на западе, Элизабет — на юго-западе. Поэтому под Нью-Йорком чаще всего подразумевают громадную агломерацию — Большой Нью-Йорк, которая занимает 30 671 квадратный километр. Существует два определения для территории Нью-Йоркской агломерации: метрополитенский ареал и комбинированный ареал. Первый включает Северный Нью-Йорк, Лонг-Айленд и Пенсильванию. Его населяет свыше 18 млн человек. Второй ареал включает пять крупнейших городов Нью-Джерси (Ньюарк, Джерси-Сити, Элизабет, Патерсон и Трентон) и шесть из семи крупнейших городов Коннектикута (Бриджпорт, Нью-Хейвен, Стэмфорд, Уотербери, Норуолк, Данбери). Население достигает 22 млн человек.

Сейчас город делится на 5 районов: Манхэттен (центр), Стейтен-Айленд (юго-запад), Квинс (восток), Бронкс (север) и Бруклин (юг). Пожалуй, если бы пригороды вдруг стали независимыми городами, то они вошли бы в десятку самых густонаселенных городов США, а так территория Большого Нью-Йорка простирается на несколько штатов. Что касается национального состава, то около 60% составляют белые, остальные — афроамериканцы и выходцы из остального мира.

В конце XIX века было предпринято расширение города за счет присоединения округов Ричмонд, Квинс, Кинс и восточного Бронкса. Проект назывался «City of Greater New York» («Больший Нью-Йорк»), но эта фраза никогда не была официальной. Затем в ХХ веке были сделаны попытки по реконструкции районов города: созданы отдельные благоустроенные жилые кварталы (Стивесент-Таун, Вашингтон-сквер Виллидж, Поло Граундс), но это не избавило город от крупных проблем с инфраструктурой. Некоторые существуют до сих пор — организация городского движения, ликвидация трущоб, а также борьба с шумом и загрязнением воздуха, который отравляют автомобили. Повальная автомобилизация — последствие роста пригородов. Даже несмотря на то, что прямо в центр Нью-Йорка ходят автобусы, сейчас 54,3% жителей нью-йоркской «периферии», которые приезжают в центр на работу, используют личный автомобиль. Как мы видим, от проблем с транспортом, пространством и приезжими не застрахованы даже американцы.

Токийская агломерация

В действительности самая большая агломерация в мире принадлежит Стране восходящего солнца. В столице Японии проживает население численностью 35,7 млн человек, и, скорее всего, японцы так и останутся на вершине рейтинга. «Восточный исполин» (так называют Токийскую агломерацию местные) объединяет в себе 2 крупных города — Токио и Йокогаму. Большой Токио, или, как его называют еще, Кэйхин, занимает 8677 км².

Токио.

Токио не принадлежит к числу самых древних городов Японии (первыми императорскими столицами были города Нара и Киото), но его история весьма велика. Первоначально он назывался Эдо и уже в XVIII в. стал одним из крупнейших и самых населенных городов мира. Позже император Мацухито перенес сюда свою столицу, дав городу его нынешнее название — Токио («Восточная столица»). Во второй половине XIX в. здесь активно развивалась шелковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, а с конца XIX в. — машиностроение и судостроение. Была построена железная дорога.

В ХХ в. экономика Японии стала стремительно подниматься и уже в 1966 году вышла на второе (после американской) место в мире. Кроме того, Токио стал символом послевоенного развития. В семидесятые мощный приток рабочей силы из сельских районов создал одну из важнейших предпосылок расширения. В этот период темпы прироста населения достигали 4–5% в год. В результате по численности населения Большой Токио еще в конце 60-х годов обогнал Нью-Йорк. Кстати, как и в случае с американским мегаполисом, причиной расширения токийского пригорода стало массовое переселение из центра в периферийную зону. В результате сейчас большая часть населения (14,3 млн) Большого Токио — это жители пригорода, но нужно заметить, что весь Большой Токио — это 42% от всего населения Японии.

Самый крупный урбанизированный регион в мире включает в себя более 20 районов — Токийский столичный округ и значительную часть префектур Тиба, Канагава и Сайтама.

У Токио есть немало особенностей. Одна из них заключается в ограниченном числе международных мигрантов — их менее 300 тыс. человек, хотя именно благодаря международной миграции обычно формируется демографический потенциал большинства мегаполисов. Что касается транспорта, проблема решена довольно сурово: за короткое время в пути приходится платить. Помимо обычных транспортных путей в Токио существует сеть скоростных дорог Сюто. Эта скоростная магистраль значительно облегчает движение, но проезд платный.

К слову сказать, японский мегаполис достаточно уязвим. 40% электроэнергии Токио обеспечивают ядерные реакторы, поэтому любой форс-мажор с радиоактивным топливом (что нередко в Японии) может оставить жителей японской столицы без света.

Во второй половине XX века появляется план застройки берега. Возникают две тенденции градостроительного развития Токио: одна из них ведет к засыпке залива и застройке его берегов по всей длине. Но при этом на среднем острове создаются новый столичный центр и международный аэропорт, окруженные по всему берегу двойным автомагистральным и железнодорожным кольцом в форме восьмерки, проходящим через городское ядро на острове. Другой план развития Токио — линейный — не касался залива и ориентировался на гору Фудзи. В 1980-е годы планировалось использовать преимущества интереса к береговым территориям как зонам отдыха.

С начала нулевых планируется градостроительное развитие Большого Токио на восток, за счет включения в его границу города Тиба, озер Имбашиба и нового международного аэропорта Нарита. Также создаются искусственно намытые острова, за счет которых и происходит разгрузка центра города: туда переезжают коммерческие организации, бизнес-центры и зоны отдыха. Дальнейшее расширение города по суше связано с проблемами транспорта. Тем не менее он постоянно модернизируется, о чем свидетельствует схема развития троллейбусных линий. В конце XX века троллейбусные линии уступили место современным скоростным видам транспорта. Также возникает огромный проект по озеленению и развитию парков.

Гран Пари

Увидеть Париж и замереть... глядя на многолюдные улицы французской столицы. Парижская агломерация — вторая после Токио по плотности населения, однако число самих жителей не такое уж и большое — 12 млн человек. И хотя город занимает лишь 2% территории страны, в нем сосредоточено 17% населения Франции и 23% ее городских жителей.

Париж.

Большой, или Великий, Париж — так называют столицу со всеми округами. А еще это название нового проекта по объединению города и пригородов в единую агломерацию. Париж не меньше других мегаполисов нуждается в целом комплексе мер по реконструкции. Несмотря на то что еще в XIX в. префект Жорж Осман успешно решил градостроительные проблемы и фактически создал исторический облик города, новые проекты по застройке и расширению ждут своей реализации. Сейчас Париж фактически вышел за свои пределы и «захватил» соседние департаменты — О-де-Сен, Сена-Сен-Дени, Валь-де-Марн.

В настоящий момент столица отделена от своих пригородов кольцевой автодорогой и кольцом железнодорожного транспорта, поэтому есть необходимость объединить центр и округу в единое целое. В 2007 году президент Николя Саркози как раз заявил о таком проекте. Поскольку есть негласное разделение на бедные и богатые пригороды, французские власти особо подчеркивают, что агломерация должна их связать. Некоторые районы Парижа, как и в Большом Нью-Йорке, населены иммигрантами, в итоге определенный район становится пристанищем людей одного и того же этнического происхождения. На сегодняшний день численность иностранцев, проживающих в Париже, составляет более 300 тысяч (около 14,5% от всего населения Парижа). Например, китайцы и выходцы из стран Северной Африки проживают в квартале Бельвиль, чернокожие иммигранты выбирают 18-й и 19-й округа (в частности, квартал Шато-Руж). Американцы предпочитают селиться в аристократичном 16-м округе, а в 13-м округе расположен знаменитый китайский квартал. Несмотря на то что мигранты — основная рабочая сила, они по-прежнему остаются одной из главных проблем Парижа: частые беспорядки и поджоги — дело рук не французов.

Если рассматривать понятие «Большой Париж» узко, то это также трасса скоростного метро, которая пройдет по территории региона Иль-де-Франс, который в действительности уже стал частью Парижа. Такой транспортный проект призван сыграть немалую роль в создании агломерации. Трасса скоростного метро длиной свыше 150 км к 2017 году опояшет французскую столицу и станет транспортной основой всего Гран Пари. На ней планируется расположить около 40 станций.

К слову сказать, наиболее скоростным и удобным видом транспорта в Париже считается метро. Оно состоит из 16 линий с 300 станциями общей протяженностью 212,5 км, однако тех, кто живет в пригородах, «спасают» региональные электрички. Они курсируют в направлении пригородов Парижа и пересекаются с обычными линиями метро. Их система состоит из 5 линий, которые обозначены первыми пятью буквами латинского алфавита. Как будут работать новые транспортные развязки, посмотрим лет через пять.

Позже в Париже возникает проблема децентрализации. К началу Второй мировой войны в Париже было сосредоточено 4/5 автомобильной промышленности страны, большая часть оптического производства и почти вся самолетостроительная отрасль. Нескольких бомб было бы достаточно, чтобы парализовать военно-промышленный комплекс страны, поэтому сразу же после войны французское правительство запустило программу децентрализации. Основной целью была разгрузка столичной агломерации, которая страдала как от избытка жителей, так и от избытка промышленности. Было решено начать вывод промышленных предприятий за пределы агломерации. В самом Париже было запрещено строительство новых крупных заводов, запретили также расширение более чем на 10% уже существующих предприятий.

Принятыми мерами государство смогло добиться того, что в период с 1954 по 1981 г. из столичного региона в соседние с Иль-де-Франсом районы (в радиусе 200 км) переехало около 4 тыс. промышленных компаний

К началу 80-х годов сошедший на нет процесс децентрализации возродило правительство Миттерана, издав в 1982 г. новый закон о децентрализации. В период с 1982 по 1992 г. в среднем за год 630 разнообразных предприятий покидали Париж и переезжали в соседние районы.

Большой Мехико

Мехико — столица Мексики и бывший город ацтеков, которых еще в XVI в. покорил конкистадор Эрнан Кортес. До прихода испанцев на месте Мехико располагался огромный город с миллионным населением — столица ацтекской империи Теночтитлан. Его руины обнаружили в 60-е годы прошлого столетия при строительстве метро. Сейчас агломерация, куда входит мексиканская столица, — одна из крупнейших в мире. Занимая всего лишь полпроцента территории страны, она концентрирует более четверти ее населения: там проживает более 21 млн человек. Город расположен в плодородной горной долине, окруженной почти сплошным кольцом гор, среди которых выделяется покрытая снегом вершина вулкана Орисаба. Есть и другие стоящие рядом вулканы, которые находятся прямо в окрестностях города.

Мехико.

Такое расположение Мехико в окруженной горами котловине препятствует перемещению воздушных масс, что при интенсивном загрязнении воздуха вредными соединениями (окислами углерода, серы, азота и проч.) уже привело к тому, что столица Мексики является одним из самых загрязненных мегаполисов в мире, поэтому ее часто называют «смогополисом».

Центральная и южная части Мехико вместе с южными предгорьями образуют федеральный округ — административную единицу в составе Мексики на уровне штата. Практически вся остальная часть городской агломерации входит в различные муниципалитеты штата Мехико и лишь в один муниципалитет штата Идальго.

С середины ХХ века население Мехико более чем утроилось. В 1950 году количество жителей Мехико составляло примерно три миллиона человек. Сегодня власти Мехико признают, что практически невозможно подсчитать количество людей, проживающих в столице. Считается, что как минимум пять миллионов человек живут здесь без всякой регистрации.

Тогда же, в 1950-е, возникла необходимость построить метро. Это было невероятно трудно: местная природа щедра на землетрясения. Однако подземка была построена, сейчас она имеет 12 линий и около 180 станций. Поскольку из-за перенаселенности города на трассах возникают пробки, метро остается основным видом транспорта. Оно в Мехико в основном подземное. Оказывается, во время землетрясений страдают в первую очередь станции и линии, находящиеся на поверхности. Подземные же коммуникации двигаются вместе с пластами, поэтому страдают меньше. Кстати говоря, власти города предусмотрели все, чтобы жителям было удобно. Для инвалидов есть специальные пути входа в метро, а для индейцев, которые не знают испанского, в метро есть специальные пиктограммы, информирующие о станциях и пересадках.

Нужно сказать, что проект метро возник благодаря Олимпийским играм 1968 г., которые благоприятно повлияли на развитие инфраструктуры города. Помимо новых транспортных линий был построен Олимпийский дворец, велодром и еще 24 олимпийских объекта.

Вместе с тем в 1960-е растет население Мехико. Люди из сельских районов, которые приезжают в город в поисках высокооплачиваемой работы, селятся на окраинах и строят жилища. Возникают трущобы, которые простираются на многие километры. В результате застройки Большой Мехико теряет свое архитектурное обаяние.

Однако в начале XXI века правительство пытается вдохнуть жизнь в деловой и исторический центр и начинает вкладывать в него деньги. Инвестиционная программа мексиканских властей насчитывала около $55 млн. Происходит реконструкция около 13 главных улиц города. Более чем у 500 зданий обновляется фасад.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру