Где дешево, там и рвется

«МК» проверил на прочность пакеты в московских супермаркетах

В советские времена москвичи ходили за продуктами... с авоськой. Прекрасная вещь — компактная, помещается в любую сумочку, и при этом использовать ее можно многократно. Нынче уникальное советское изобретение не в моде. Да и правда, зачем мучиться? Ведь на выходе из магазина нас всегда ждет новенький хрустящий пакетик.

Вот только часто такие полиэтиленовые мешки подводят в самый неподходящий момент. Нагрузил его снедью, не успел отойти от кассы — а сметана на полу, яблоки разбежались кто куда, бутылки вдребезги... Кого в таком случае винить и что делать?

Специалисты лаборатории, куда «МК» отнес на испытание несколько образцов, купленных в крупных супермаркетах Москвы, выяснили, насколько крепки современные «сумки». А главное, так ли на самом деле безопасен пищевой полиэтилен для продуктов, как уверяют производители.

«МК» проверил на прочность пакеты в московских супермаркетах

Четыре раза по пятнадцать

Неприятная история приключилась со мной на днях в супермаркете. Хлипкий полиэтиленовый пакет лопнул по швам, не успела я отойти с продуктами от кассы. В результате все мои покупки оказались на полу.

— Вы слишком много всего положили в пакет, — буркнула кассирша.

На пакете было написано «не более 7 кг», поэтому спорить я не стала. Все равно весов у меня не было. Благо второй пакет в магазине дали бесплатно. Да и в стеклянной таре я в тот день, к счастью, ничего не купила.

Между тем я все же решила проверить наши пакеты-майки на крепость, а заодно и безопасность. Для чистоты эксперимента выбрала четыре крупные сети разного ценового уровня, которые присутствуют в Москве и в других городах России.

В заграничной сети супермаркетов «№1» (рассчитана на широкий круг покупателей со средним достатком) продаются самые обычные пакеты — с припаянными ручками, на вид довольно прочные. На пакетах указан адрес производителя и телефоны. Кроме того, как уверяет производитель, полиэтилен биоразлагаемый: при попадании в почву он разложится в течение 1—2 лет.

За здоровье природы и переплатить не жалко. Стоит такой чудо-пакетик 5 рублей.

В другой сети гастрономов «№2» (клиенты — люди с более высоким уровнем доходов) для продуктов предлагают пакеты-майки. Но опять же с указанием компании-производителя, его адреса и телефона. Но самое главное — есть предостережение: написана максимальная нагрузка — до 7 кг. Стоимость пакета — 4 рубля.

Еще одну партию пакетов я закупила в сети «№3» (рассчитана на людей с зарплатой ниже среднего). Продукты положила в похожие пакеты-майки грузоподъемностью не более 9 кг. Цена существенно ниже — 1,55 рубля.

И, наконец, последняя сеть опять же импортных супермаркетов «№4» — здесь продукты стоят дешевле, чем в других магазинах, а значит, и на качество пакетов можно особо не рассчитывать. На пакетах этой сети я не обнаружила никакой информации, кроме огромного логотипа магазина. Зато по цене он оказался самым дешевым — 1,5 рубля.

Затарившись пакетами (купила по 15 штук в каждом магазине), я отправилась в лабораторию — вместе со специалистами испытывать их по разным показателям.

Лопнет или треснет?

Первым делом мы с экспертом Михаилом решили проверить пакеты на теплоустойчивость. Куплю я, например, курицу-гриль — а вдруг сумка расплавится?

Несколько пакетов кладем в таз с водой, температура которой — около +70. В другие, наоборот, заливаем воду такой же температуры.

— Выдерживать достаточно 10—15 минут, — объясняет эксперт. — В результате на поверхности не должно быть никаких изменений, а вода вне или внутри не должна окрашиваться.

На удивление, все пакеты прошли испытание на «отлично». Никого из них не перекорежило. Кстати, немаловажное значение имеют и гигиенические показатели. Для этого мы с Михаилом просто оценили воду, в которой лежали наши пакетики. Изменился ли цвет воды, запах и даже вкус? Нет, все прекрасно.

Второй важный показатель — химическая стойкость полиэтилена. Для этого на 10 минут мы погружаем пакеты в 1%-ный раствор уксусной кислоты, предварительно нагретый до температуры +60 градусов. Как пояснил эксперт, окраска изделий не должна измениться, а раствор должен оставаться бесцветным, прозрачным и без осадка. Порадовало — пакеты не оставили в кислоте никаких следов своего присутствия.

Следующий этап работы — проверка крепления ручек на прочность и вообще стойкость мешков к нагрузке. Для этого одни пакеты мы наполнили водой до номинальной вместимости (то есть до массы, указанной на пакете), в другие — насыпали песок (он тяжелее, чем вода, но к максимальной нагрузке добавили для верности еще 1 кг) и стали подвешивать по 20—30 минут.

— Если трещины на пакетах не появятся, а через швы не начнет сочиться вода, значит, они прошли испытание, — объясняет специалист.

В результате наиболее прочными оказались майки, купленные в магазинах «№2» и «№3». Каждый из них выдержал даже больше, чем указал производитель, — по 10 кг. Пакет торговой марки «№1» смог выдержать 5 кг веса, а пакет сети «№4» оказался самым хлипким — выдержал всего 4 кг. На герметичность прошли испытание все экземпляры.

Проверили мы и прочность сварного шва — на специальной разрывной машине. Для этого пришлось вырезать из пакетов небольшие полосочки различных участков швов (важно, чтобы сварной шов был посередине образца). И натянули... Как оказалось, самые прочные швы у пакетов «№1» — 79%, прочность швов пакетов «№2» и «№3» составила 75%. Хуже всего, как и следовало ожидать, прочность швов пакетов сети «№4» — 68%.

...Неужели это была моя вина — я сама перегрузила в магазине пакет продуктами? А может, из сотни хороших мне попался один бракованный?

Еще один интересный показатель — стойкость рисунка печати на полиэтилене к липкой ленте. Для этого мы на пакет прилепили липкую полоску длиной 100 мм. Затем ленту оттянули назад под углом менее 180 градусов.

— Сначала мы оттягивают медленным движением в несколько приемов, а затем сильным рывком, — объясняет Михаил. — Стойкость рисунка оцениваем по 3-балльной шкале. Вот видишь, — Михаил протянул мне пакеты с уже отодранной лентой, — все логотипы на пакетах довольно стойкие. Получили высший бал.

Сфотографируйте потери

— Покупатель должен быть сознательным и не перегружать пакет продуктами, — говорит председатель коллегии адвокатов Константин Трапаидзе. — Если полиэтилен все же порвался, то по усмотрению администрации магазина человеку могут предложить заменить испорченный товар.

Есть два типа магазинов: одни — более дорогие. В них у кассы, как правило, стоят упаковщики. Они знают, сколько килограммов можно положить в пакет и в какой последовательности уложить продукты. Для подстраховки они могут даже обернуть товар в два пакета. Мешки там обычно дают бесплатно — их стоимость уже включена в стоимость товаров.

В основной же массе супермаркеты стараются продавать пакеты отдельно. И на упаковщиков их владельцы стараются не тратиться. Человек сам складывает свои покупки, умудряясь при этом еще рассчитываться с кассиром. Тут уж, как говорится, не до жиру — лишь бы все быстрее распихать. А потому и лишние килограммы никто не считает.

— Если магазин отказывается возместить убытки из-за разорвавшегося пакета, нужно проводить экспертизу, — объясняет Трапаидзе. — Первым делом необходимо написать заявление и подробно описать ситуацию, а также составить список испорченного товара. Также если под рукой есть фотоаппарат, лучше все продукты сфотографировать, чтобы фото потом приложить к заявлению. Кроме того, в магазине, как правило, установлены видеокамеры, которые тоже могут помочь при разборе инцидента.

Сложнее доказать вину магазина, если пакет разорвался уже по дороге домой. Свидетелей из числа продавцов нет. Но все же принцип действия остается прежним.

Кстати, в некоторых супермаркетах о покупках посетителей заботятся и после оплаты: например, укладывают стеклотару в специальные сеточки — чтобы бутылки не разбились.

Сэкономим под мусор

Даже похожие на вид пакеты-майки, как мы выяснили, могут существенно различаться по прочности. Причем цена тут не играет первостепенной роли.

— Сети выбирают производителя пакетов по тендеру — кто предложит цену ниже, но качественнее товар, тот и победит, — рассуждает Владимир Русанов, руководитель управления по связям с общественностью одной из крупных компаний, объединяющей несколько крупных сетей. При этом, по его словам, магазины могут также устанавливать и свою наценку на пакеты.

— В среднем в месяц мы продаем больше 50 млн пакетов по всем магазинам всех наших торговых сетей. В год — более 600 млн штук, — говорит Русанов.

И это не только привычные нам пакеты-майки. Есть в продаже «экосумки» и бумажные пакеты, но их доля существенно ниже.

— Бумажные пакеты дороже, чем полиэтиленовые, — поясняет специалист, — поскольку дорого стоит древесина — сырье и себестоимость — их производство.

А вообще, по его словам, россияне предпочитают пластиковые пакеты-майки, потому что их удобно использовать под мусор. На Западе же использовать неразлагаемый полиэтилен в большинстве случаев просто запрещено законом.

Но лучше все же следовать старой поговорке про Тулу и самовар — приходить в магазин со своей сумкой. Или заплечным рюкзаком: он и объемный, и вряд ли порвется под тяжестью продуктов. Вот тогда и не нужно будет выяснять отношения с магазином из-за хлипкой тары.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру