Там, где начинается асфальт

Писатель Сергей Устинов — чиновник Антон Кульбачевский

Когда понадобилось укромное место, где можно было бы без помех спрятать труп, мне сразу пришла на ум Филевская пойма. Понадобилось для нового детектива, разумеется. Просто нынче привычка стараться увидеть своими глазами то, о чем пишешь, уже не пользуется прежней популярностью. Но я человек старой формации и отправился прямиком на место еще не описанного преступления. Действительность превзошла мои самые мрачные фантазии — я увидел готовые декорации для съемок постапокалиптического блокбастера. Возможно, этому способствовала погода: на дворе была середина апреля, еще не до конца сошедшие грязные сугробы поливал мелкий промозглый дождик. И тем более странной показалась на этом фоне встреченная мною в одном из дальних закоулков живописная картина: несколько черных автомобилей, а чуть поодаль группа солидных мужчин в черных костюмах при галстуках.

Но когда я, изучив окрестности, возвращался, то обнаружил, что группа рассосалась: все разъехались, остался только один сверкающий лаком лимузин. И один человек, который задумчиво стоял на краю обрыва у протекающей внизу Москвы-реки. Лично у меня не вызывало сомнений, что все это означает: к очередному крупному куску московской недвижимости подкрадывается светлое градостроительное будущее. Так и подмывало притормозить, подойти и продекламировать: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» А главное — как там дальше… «Здесь будет город заложен!»

Писатель Сергей Устинов — чиновник Антон Кульбачевский
«Чудовищно, что с наших центральных улиц поисчезала любая зелень! Сейчас пробуем разные варианты восстановления».

И я не смог преодолеть искушения, притормозил, вылез из машины. Сходу иронизировать, правда, поостерегся. Просто поинтересовался: «И что здесь будет?» Он удивленно обернулся на мой голос, но гораздо больше, наверное, его ответ удивил меня: «Не знаю». — «А кто знает?» — «Пока, наверное, никто». Но от нас, сочинителей детективов, так легко не отвяжешься. «А кто должен знать?» «Я», — развел руками он.

Вот так мы познакомились с руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антоном Кульбачевским. Мне редко доводилось в жизни эдак накоротке сталкиваться с министрами. Я решил воспользоваться случаем. «Сколько здесь гектаров?» «Триста шестьдесят. И один миллион тонн бесполезных ископаемых. Примерно триста тысяч тонн строительных отходов на поверхности, остальное в земле, засыпано в ямах и оврагах. Такой вот культурный слой. Для будущих археологов». «А как они здесь очутились?» Кульбачевский пожал плечами: «Точных данных нет. Свозили строительный мусор еще со времен Олимпиады. А может, и раньше. Как говорится, без разрешения, но с согласия». «И что за беда? Мусор можно вывезти на свалку, твердыми отходами укрепить почву. И строить здесь что угодно». «Что угодно — нельзя».

Господин министр взял глубокую паузу, словно прикидывая, можно ли случайному встречному раскрывать государственные тайны. Видимо, решил, что эту — можно:

«Строго говоря, здесь вообще ничего строить нельзя. Вот все вокруг, что вы видите, имеет статус ООПТ — особо охраняемых природных территорий». «И что это значит?» «Как сказано в законе, особой охране подлежат участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение». «А на человеческом языке?» — попросил я. «Заповедник. Заказник. Уникальный памятник природы. Озеро Байкал, например». — «Вот это вокруг нас — и Байкал?!» — «Уж извините, что имеем. Хотите поближе посмотреть? Идите за мной».

С этими словами министр бодро двинулся прямиком по слякотной хляби, сквозь бурелом и какие-то горы кирпичей и ржавых труб. И только в этот момент я заметил у него на ногах калоши. Хорошие, современные, импортные, наверное, но — калоши. Проследив за моим взглядом, он усмехнулся: «Кажутся анахронизмом, да? А я их не только сюда — каждый день надеваю. Не хочу обувь портить». «Ага, — обрадовался я поводу для злорадства. — Сначала сами засыпаете весь город реагентами, а потом приходится туфли спасать!» И тут Антон Кульбачевский впервые рассердился. «Да при чем здесь реагенты! Прямо свет у всех клином на них сошелся! А рассыпает их, между прочим, совершенно не наше ведомство, мы их только экспертируем!» Но я уже ощущал в себе азарт спора. «Хорошо экспертируете, если снег к весне аж черный делается!» — «Да не имеют к этому реагенты отношения! Сплошные мифы какие-то!» — «Так развейте мифы, объясните!» — «Вот прямо сейчас, посреди помойки?» — «Если вдуматься — самое место!»

Мы оба, кажется, завелись. Мы не понимали друг друга. И уже поэтому друг друга не слишком любили. Я — горожанин, он — представитель власти. Что у нас может быть общего? К счастью, дождь усилился и почти сразу перешел в холодный ливень. Надо было бежать к машинам, и я еще раз воспользовался ситуацией: объяснил, что я писатель, поэтому мне все интересно, и потребовал еще одной встречи для продолжения разговора. Как ни странно, Кульбачевский меня не послал. Ну, я имею в виду к так называемому «одному окну» с письменным запросом. Мы встретились снова. И не раз. До этого я даже не подозревал, как сильно, оказывается, волнует меня городская экология. Разговоры, которые мы вели с господином министром, показались мне настолько важными, что я посчитал правильным собрать воедино самые интересные фрагменты и (с согласия собеседника) предать их гласности. Вот что получилось.

Скользкий лед

Сергей Устинов: — Защищайтесь! На этот раз я подготовился.

Антон Кульбачевский: — А мне не надо было: всегда готов. Защищаться нам не привыкать.

С.У.: — А нападать? Недоброжелатели у вас есть — это точно. Но знаете, я даже слегка разочарован: прошерстил Интернет и нашел не так уж много претензий лично к вам и вашему ведомству. А компромата и того меньше, да и то какого-то малоубедительного. Для чиновника вашего ранга это странно. Или и впрямь не к чему прицепиться, или предпочитаете не наступать никому на хвост?

Сергей Устинов.

А.К.: — Вы не упомянули третью возможность: на хвост наступаем, а прицепиться не к чему.

С.У.: — Так уж и не к чему? Вот, к примеру, в СМИ, правда, как-то глухо, проскальзывают намеки, что в этом году планируется увеличение количества закупаемых реагентов в десять раз. И при этом сменился основной их поставщик. А экспертные требования составлены так, что продукция именно этого поставщика наиболее им соответствует. Что скажете?

А.К.: — Скажу, что зря бытует мнение, будто брань на вороту не виснет. Еще как виснет — на это и расчет! Как говорится, ложки найдутся, а осадок останется. Как оставался черный несмываемый осадок после реагентов, используемых, например, в зимнем сезоне 2007 года. Эти реагенты, слава богу, мы теперь и близко к Москве не подпускаем, а специальная комиссия под руководством вице-мэра Петра Павловича Бирюкова даже арестовала на всякий случай их остатки. Возвращаясь к нынешним временам, я бы начал с того, что экспертизу закупаемых сейчас реагентов проводили не только мы, но и Росприроднадзор ЦФО. Это не значит, что я снимаю ответственность со своего ведомства. Это просто подтверждение того, что столь важные для экологии решения у нас проверяются и перепроверяются не по одному разу. А насчет упомянутых вами намеков… Это на самом деле не намеки даже, а хорошо спланированные атаки, за которыми стоит куда больше бизнеса, чем борьбы за чистоту окружающей среды.

Антон Кульбачевский.

С.У.: — Вот теперь уже вы заговорили намеками.

А.К.: — Да нет, отчего же, могу открытым текстом: реагенты в Москве действительно лакомый кусок для бизнеса. Есть конкуренция, и решается она посредством проведения конкурсов. А исторически это выглядит так: для первой зимы нового мэра и нас, его команды, нашими предшественниками было закуплено всего сто тысяч тонн реагентов. И этому есть объяснение: зимы 2005—2010 годов были практически бесснежными, накапливались запасы неиспользованных материалов. К тому же использовались они только для уличных магистралей, тротуары по старинке посыпали песком с солью или гранитной крошкой, которая забивала водостоки и портила механизмы эскалаторов метро. А потом, если вспомните ту зиму с 2010 на 2011 годы… Да-да, ледяные дожди в декабре и снежные заносы в январе-феврале. Травматизм увеличился в разы, город был просто не готов к подобной стихии. К тому же в прежние годы в массе своей (до 70%!) на рынке присутствовали китайские производители. А мы с вами знаем теперь, что китайское — значит дешевое, но не обязательно значит хорошее. (В те времена, кстати, я и приучился носить поверх обуви калоши.) Вот тогда Сергей Семенович Собянин поставил задачу найти оптимальные материалы, в том числе разработать специальные тротуарные реагенты, которые оказывали бы минимальное воздействие на обувь, на лапы домашних животных. Департамент ЖКХ заказал экспертизы шести твердых и шести жидких вариантов производства разных заводов. Те, что оказались наиболее подходящими, были опробованы уже зимой с 2011 на 2012 годы. Показавшие лучшие результаты пошли в дело с 2012-го на 2013-й. Естественно, не все производители успели перестроиться, к тому же изменилась пропорция закупок: раньше использовалось больше жидких реагентов, чем твердых, теперь наоборот. В результате «пострадали» многие производители. Но разве кто-то мешает им переориентировать производство под новые, современные московские требования и честно участвовать в конкурсе? Однако нет, кому-то кажется проще исподтишка, с помощью СМИ или Интернета давить на нас, а вернее, на общественное мнение. Анонимно, разумеется. Но уши все равно не спрячешь.

С.У.: — Вы, однако, пропустили шкурный для москвичей вопрос: почему количество противогололедных средств возросло в разы, а вместе с ними — нагрузка на многострадальный столичный бюджет. Причем конкретно в этом году. Неужели только из-за тротуаров?

А.К.: — …И дворов.

С.У.: — Хорошо, и дворов. Или причина во вновь присоединенных территориях?

А.К.: — Нет, это вы пропустили ответ. Мы вообще частенько остаемся неуслышанными: в наше время рапортам о достижениях люди однозначно предпочитают обвинительные вердикты. Боюсь, эта сделанная еще при советской власти прививка не скоро прекратит действовать. Почему так увеличилась расходная часть? Помимо площади дворов и тротуаров есть еще природный фактор. Я ведь уже упоминал: в последние годы меняются погодные условия, если не сказать — климатические. Раньше закупали с каждым годом все меньше реагентов, потому что на складах еще лежали неиспользованные остатки. А в этом году, например, реагент закончился уже к февралю. Так что мы оказываемся виноваты в том, что позаботились о пешеходах и проявили здоровую запасливость. Ладно, пусть пишут, лишь бы дело делать не мешали.

Черный снег

С.У.: — И все-таки — если не от реагентов, то от чего в Москве снег к весне становится черным?

А.К.: — Главным образом от покрышек наших автомобилей. Вернее, от их соприкосновения с асфальтом. 95% вредных веществ вокруг нас — от них. Представьте: пять миллионов машин, двадцать миллионов колес! Тончайшая пыль, образуемая из мельчайших частиц резины и асфальта, день и ночь, зимой и летом висит в городском воздухе, оседая не только на сугробы, но и на стены домов, на листву деревьев, на окна и подоконники. Как-нибудь проверьте: чем дальше отходишь от шумных улиц, тем белее снег. А летом дело усугубляется тем, что асфальт нагревается, пыли становится больше, ей нужно больше времени, чтобы осесть. Но что гораздо страшнее, она проникает в наши легкие и легкие наших детей.

С.У.: — Так что ж, ситуация безвыходная? Выше благосостояние москвичей — больше машин — больше вредной пыли — меньше здоровья: мы убиваем сами себя!

А.К.: — В определенном смысле так оно и есть. Это проблема всех мегаполисов, вообще больших городов. Но, к счастью, именно поэтому в мире накоплен немалый опыт борьбы. И не зря, наверное, только два московских департамента — наш и культурного наследия — подчиняются напрямую мэру. У Сергея Семеновича Собянина есть не просто понимание проблемы. У него и, соответственно, у нас существует выработанная стратегия, цель которой — максимально улучшить комфортное проживание в городе для его жителей.

Жизнь между зданий

С.У.: — Ага, вот тут, наверное, самое время вернуться к ООПТ. Ревнители девственной природы и в Сети, и в СМИ обвиняют ваше ведомство и вас лично в постоянном уменьшении площадей московских заповедников в пользу бизнес-проектов. Здесь у вас тоже найдутся разумные объяснения?

А.К.: — Нет, тут, к сожалению, разумных объяснений не найдешь. Да и как разумно объяснишь то, чего нет в природе! И в переносном смысле, и в буквальном: ни одного квадратного метра особо охраняемых природных территорий под иные цели не выведено без адекватной компенсации. По крайней мере с тех пор, как я заступил на свою нынешнюю должность.

С.У.: — Ну как же! Тут уж я не просто читал, а видел своими глазами! В парке на шоссе Энтузиастов: какие-то катки и спортивные залы!

А.К.: — Вот-вот! Видели каток и спортзал. Здесь не спорю: наша работа. А вот вывод насчет ООПТ и бизнес-проектов вы уже сами сделали.

С.У.: — Ну, сделал-то не я…

А.К.: — Нет, и вы тоже. Иначе бы не спрашивали, да еще с подковыркой про «разумные объяснения». Это у нас такая давняя российская традиция: не ждать от власти ничего хорошего. А между прочим, только за те неполные три года, что работает наша команда, отремонтировано, даже, можно сказать, переформатировано порядка пятидесяти городских парков!

С.У.: — Стоп! Мы, кажется, договорились, что победные рапорты теперь не в чести…

А.К.: — И что, оставим один модный нынче обвинительный уклон? Ладно, будь по-вашему. Назовем это не рапортом, а иллюстрацией к реализации стратегии Собянина, о которой я уже упоминал. Если коротко, ее суть — создание в Москве нового и модернизация старого пространства для жизни. Только не личного, не индивидуального, а общественного. Пространства, необходимого горожанину, когда он покидает дом или офис и оказывается среди таких же, как он, горожан.

С.У.: — Вообще-то он, как правило, оказывается на улице, на не слишком свежем воздухе.

А.К.: — Именно об этом и речь. В наших привычных представлениях город, а уж мегаполис подавно, — это место, где заканчивается дикая природа и начинается асфальт, асфальт, асфальт… Мы рвемся за город по выходным, в отпуск, вывозим детей из города на лето, на каникулы. Короче, при любой возможности. Но, по разным обстоятельствам, не всем горожанам и не всегда это удается. К тому же если в среднем, допустим, человек восемь часов работает, восемь часов спит, еще пару-тройку часов тратит на дорогу и магазины, то что он делает оставшееся время?

С.У.: — Сидит перед телевизором.

А.К.: — Не самый лучший вариант. Так вот, стратегия Собянина на этом направлении исходит из того, что город — тоже особая экосистема, нуждающаяся в поддержании равновесии. А особая она потому, что здесь экология крепко-накрепко переплетена с социальными факторами, куда относятся и здоровье жителей, и даже их психологические проблемы.

С.У.: — Уже интересно. Вот здесь поподробнее, пожалуйста.

А.К.: — Мы фактически живем среди домов. И это потенциально самоусиливающийся процесс. Платой за индустриализацию не только у нас, но и во всем мире стала тенденция перехода от живых городов к безжизненным, унылым и монотонным рекреациям типа спальных районов. Это объективно ведет человека к замыканию на самом себе и своей семье, к своего рода социопатии, к экзистенциальному одиночеству, наконец. Вот вы хорошо знакомы с соседями по дому, даже по подъезду или лестничной площадке? То-то же! Сейчас мы ставим перед собой задачу как можно дальше продвинуться по пути преодоления этой тенденции, в идеале — к ее слому. Вы упоминали виденные вами катки и спортзалы. Попутно замечу, что они расположены в так называемых буферных зонах, на парковой, но не так строго охраняемой законом территории, и никогда не занимают площадь больше одного гектара. И никакими бизнес-проектами не являются: они доступны всем жителям, платным там может быть разве что прокат спортивного инвентаря. Они уже функционируют сейчас в целом ряде мест: в Тушине на улице Вилиса Лациса, Ижорская, на улице Островитянова, всего порядка десяти. И пользуются большой популярностью у тамошних жителей. Так вот, они — лишь малая часть программы расширения жизненного пространства, которую сформулировал перед нами мэр. Телефон, телевидение, видео, персональные компьютеры дали человечеству новые способы взаимодействия. Но делают ли они людей ближе друг к другу? Чтобы ответить на ваш вопрос о глобальной стратегии переформатирования городского пространства, давайте хотя бы коротко пройдемся по ее основным позициям. И да простят меня коллеги из других московских ведомств, если я «заступлю» на их территорию, но как единая команда Сергея Семеновича Собянина мы делаем общее дело по намеченным им направлениям: и здесь экология неразрывно переплетена с транспортными проблемами, с ЖКХ, со здравоохранением и многим другим.

Создание общественных зон создает условия перехода от небольших и частных мест и групп (например, лавочки перед подъездом) к гораздо большим, усиливая за пределами жилья чувство безопасности, принадлежности к некой общности, основанной на соседстве или общих интересах. Этому способствует реконструкция скверов и парков, создание новых озелененных территорий, увеличение пешеходных зон, свободных от автомобилей. Повторю, мы не то чтобы изобретаем колесо, мы приспосабливаем мировой опыт к Москве. Скажем, мы уже знаем, что в городе следует избегать прямых и длинных пеших маршрутов. Во-первых, они должны способствовать образованию кратчайших расстояний внутри микрорайонов. Во-вторых, прерываться хотя бы небольшими площадями, имеющими рекреационное значение: с лавочками, где можно посидеть, отдохнуть, в идеале с фонтаном. Благодаря автомобилям город полон шума, вредных выбросов и даже физической угрозы, а в пешеходных зонах человек чувствует себя в гораздо большей безопасности, особенно это относится к самым уязвимым группам населения. В одном из датских городов проводилось исследование: после превращения одной из улиц со смешанным движением в чисто пешеходную количество пешеходов только в первый год наблюдений увеличилось больше чем на треть, а колясочное передвижение — мамы с детьми и инвалиды — выросло аж в четыре раза!

Кроме создания озелененных зон и пешеходных маршрутов мы озабочены созданием велосипедных. В нынешнем своем состоянии город с его постоянно увеличивающимся количеством автомобилей требует как минимум двукратного увеличения улично-дорожной сети, но уже в прошлом году мы запустили четыре веломаршрута: Братеево—Марьино, Чертаново—Беляево, на Воробьевых горах… А в этом они увеличатся в разы. Например, от Третьяковской галереи можно будет крутить педалями до самого Филевского парка. Появятся новые велопарковки, широкий прокат велосипедов.

Жизнь среди машин

А.К.: — Вообще транспортная проблема представляет из себя основной бич больших городов, и Москва не исключение. Увеличиваем парковочное пространство, улучшаем комфортабельность городского транспорта. Программа строительства новых линий метро, озвученная мэром, по протяженности новых линий сопоставима с тем, что было сделано за все годы советской власти! Есть и ограничительные меры: довольно дорогие платные парковки в центре города, например. Которые тоже надо как-то оборудовать, снабдить платежными терминалами, организовать контроль.

При этом лично я ни разу не слышал от Сергея Семеновича: все, решили, делайте повсеместно то-то и то-то. Учитывая не всегда однозначный опыт предшественников, перед нами ставится задача все продумывать максимально тщательно, начинать с экспериментальных форм, стараясь уловить реакцию горожан на нововведения. Видели кадки с деревьями на Тверской от Манежной до Пушкинской? Это же чудовищно, что с наших центральных улиц поисчезала любая зелень! Сейчас пробуем разные варианты восстановления: кому-то понравилось, кому-то — не очень. Если общее мнение будет скорее положительным, будем распространять этот метод на другие районы. Если нет — искать дальше.

И напоследок скажу важную, как мне кажется, вещь. Уже наш собственный опыт говорит, что так же, как индустриализация усиливала тенденцию к урбанизации, так и создание нового пространства для жизни стимулирует его расширение и воспроизводство. Если ребенок из окна видит других детей, играющих на детской площадке, это мотивирует его присоединиться к ним, а его родителей — настаивать на строительстве новых площадок, способных вместить больше детей. Это же относится и к местам общения взрослых.

С.У.: — А мне хочется вернуться к нашим заповедникам. Так что же будет с той же Филевской поймой?

А.К.: — Правильней называть ее Хорошёво-Мнёвниковской. Что будет? Разгребание завалов. Физически — от мусора. Юридически — от идиотизма. Сейчас уже не найдешь концов, но кому пришло в голову отнести к ООПТ всю территорию ВДНХ?! Где асфальтовых дорог, зданий, заведений торговли и общепита гораздо больше, чем зелени? Кстати, и по Хорошёво-Мнёвникам в нашем департаменте как ни искали в архивах, не удалось найти ни единого юридического свидетельства отнесения поймы к ООПТ. Таких мест по Москве предостаточно, а только тронь — сейчас же посыплются протесты! Вот мы в прошлом году провели так называемую «гаражную амнистию»: вывели из режима ООПТ почти двести гектаров земли под сложившимися еще в 1950—1960-х годах прошлого века гаражными стоянками, которые кто-то в 1998 году бездумно записал в особо охраняемые природные территории. Многие тысячи автовладельцев избавили от зависшего над ними дамоклова меча, вернули их в нормальное правовое поле. Так сделали это отнюдь не волевым решением, а инициировали принятие Мосгордумой специального закона - и все равно группа активистов-протестантов дошла до Верховного суда, где мы выиграли окончательно. Сколько сил, средств потрачено впустую на борьбу с очевидностью! Хотя истоки, в общем-то, ясны: люди элементарно пиарятся на модной экологической теме, набирают политические очки в разных кампаниях, «светят» себя в прессе и Интернете, короче, кукарекуют, а там хоть не рассветай. Тем более нынче в экологии разбираются все кому не лень.

С.У.: — А вы сами-то насколько в ней разбираетесь? У вас ведь, кажется, нет специального образования в этой области. Я, правда, видел в Интернете заявление такого известного защитника природы, как профессор Алексей Владимирович Яблоков: «Кульбачевский сдал экзамен на эколога». Но ведь это всего лишь мнение пусть уважаемого, но одного специалиста…

А.К.: —Дело, конечно, не в чьем-то конкретном мнении. Прежде всего нет пока такой специальности — эколог. Да и сама экология — это сплетение такого множества научных дисциплин, от химии и биологии до социологии и градостроительства, что вряд ли кто-то может реально охватить их разом. Кроме разного рода популистов есть ведь у нас и серьезные научные оппоненты, к которым мы частенько прислушиваемся, — профессор Яблоков среди них. Что до меня, то я имею немалый практический опыт в области охраны природы: прежде чем занять нынешний пост, несколько лет проработал в рыбном министерстве, потом за шесть лет, начиная с простого инспектора, дорос до начальника управления в Росприроднадзоре Центрального федерального округа. А если к тому же тебе нравится твоя работа, если считаешь, что нашел в ней наконец свое призвание, то, как говаривал мой любимый Конфуций, ты уже не работаешь, а получаешь удовольствие. Я получаю удовольствие от своей работы. Разве этого недостаточно?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру