Хроника событий Бухгалтер посчитала до копейки свой ущерб от пожара в метро Транспортники выкатили производителям вагон претензий Темная сторона подземки Отвечать за пожары в метро будет специальный поезд Пожар на Сокольнической линии метро привел к отставкам

И вновь продолжается сбой

Московское метро впало в состояние коллапса?

19 сентября 2013 в 17:09, просмотров: 10058

 

Количество аварий в столичном метро в последнее время становится просто неприличным. Не успели горожане позабыть о случае с разъединением вагонов, случившемся на прошлой неделе, как подземку снова начало лихорадить. Утром 19 сентября инциденты произошли сразу на двух ветках: сначала на станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии у состава отказал стояночный тормоз, а потом на «Серпуховской» «серой» линии полицейский якобы обнаружил подозрительный пакет, в котором могла быть бомба. Многие пассажиры считают, что из самого безопасного вида транспорта метро превратилось в опасный аттракцион.

Корреспонденты «МК» разбирались, почему репутация подземки стремительно портится и каких еще неприятных «сюрпризов» стоит от нее ожидать.

 

И вновь продолжается сбой
фото: Геннадий Черкасов

«Черный четверг» для московского метрополитена

События утра 19 сентября развивались стремительно. В 7.40 на станции «Парк Победы» электронная система контроля поезда, находившегося на станции, подала машинисту тревожный сигнал. Как выяснилось, у одного из вагонов состава отказал стояночный тормоз, и все пассажиры из него были в срочном порядке эвакуированы. Сам же злосчастный поезд работники подземки отогнали в депо, заменили у него неисправный вагон и вскоре пустили обратно в работу; в итоге из-за всех этих «маневров» на Арбатско-Покровской линии поезда выбились из графика на 50 минут, и это в час пик! Однако последствия этого сбоя сказывались на работе метро еще долго.

— Я вошла в вагон на «Щелковской» около 9 утра, — рассказывает жительница Балашихи Татьяна, — и всю дорогу до «Площади Революции» состав ехал с постоянными остановками в тоннелях, пассажиры нервничали, а машинист по громкой связи снова и снова бубнил, чтобы все сохраняли спокойствие. В итоге вместо 22 минут я ехала 35 — но, судя по рассказам тех, кто ехал раньше меня, это была далеко не самая долгая поездка…

Куда меньше повезло пассажирам, оказавшимся утром на Серпуховско-Тимирязевской линии. По официальной версии, в 9.05 на станции «Серпуховская» сотрудник полиции обнаружил подозрительный бесхозный пакет и сразу же проверил его металлодетектором. Прибор показал наличие в нем металлических элементов, и на станцию немедленно прибыли эксперты по взрывным устройствам, которые нашли в пакете металлический кейс с документами. Его сдали в Бюро находок метрополитена. Хозяина ищут по записям с камер видеонаблюдения. Однако, несмотря на работу саперов, движение поездов на «серой» ветке метро не было остановлено — правда, нельзя сказать, чтобы они ходили в штатном режиме.

В числе пассажиров, попавших в передрягу, оказалось несколько журналистов «МК». «От «Бульвара Дмитрия Донского» до «Чеховской» поезд ехал почти полтора часа. Мы стояли и на станциях, и в тоннелях по 10-20 минут, — рассказывает наша коллега Елена. — Я сидела в третьем вагоне и в какой-то момент, во время очередного простоя на перегоне, почувствовала сильный запах гари. Вскоре в форточки вагонов подул сильный ветер — мы так и не поняли, что это было. Затем машинист попросил пассажиров первых трех вагонов выйти. Люди начали истерично смеяться: мы же стояли в тоннеле! Когда доехали до «Тульской», машинист повторил свою просьбу. Но ни один пассажир не покинул состав: мы же не на прогулку ехали, а на работу, по делам. Основные задержки были до «Серпуховской» — после этого поезд уже шел в привычном темпе».

В некоторых поездах машинисты объявляли пассажирам, что на «Серпуховской» обнаружено взрывное устройство. Невиданный случай в истории подземки! Даже во время терактов, случившихся в 2010 году, людей держали в неведении. А тут — признались.

— Мы высаживали поезда на «Тульской» в течение 1,5 часов, — рассказала «МК» сотрудница полиции. — И все из-за того, что на «Серпуховской» нашли какой-то бесхозный пакет. Была такая давка! На станцию в общей сложности были вызваны четыре бригады «скорой помощи».

В результате сбоя в движении поездов пострадали два человека — 29-летняя Анна Виноградова и 19-летняя Анастасия Черемисова. Обе они от возникшей духоты и эмоционального потрясения потеряли сознание на станции метро «Тульская». Прибывшие медики привели их в чувство, но от госпитализации женщины отказались.

Меры безопасности или угроза для жизни?

Последние происшествия в метро оставили после себя слишком много вопросов — к примеру, почему машинисты объявляли о бомбе на «Серпуховской» и сеяли панику среди пассажиров или чем объясняется эвакуация в поездах лишь трех первых вагонов.

— Три вагона в поездах, подъезжавших к якобы заминированной станции, освобождались не случайно, — говорит Сергей, работающий машинистом. — С одной стороны, таким образом руководство метро попыталось избежать полной остановки движения на Серпуховско-Тимирязевской линии. Ведь если бы они эвакуировали на станции целый состав, поезда бы вообще ходить перестали, это было бы катастрофой. А так — они вроде бы ходят, и даже пассажиры в безопасности, ведь в случае взрыва разворотило бы только первые, пустые вагоны. Вот только о машинистах чиновники, как всегда, не подумали: если бы на «Серпуховской» раздался взрыв, «рулевой» состава наверняка погиб бы на месте. Выходом из такой ситуации могло бы стать движение поездов через «Серпуховскую» вообще без остановки, но руководство подземки почему-то решило к такой мере не прибегать.

— То, что случилось в подземке в четверг, — это верх безобразия, — сетует начальник независимого профсоюза метро Светлана Разина. — Если брать инцидент со сломавшимся составом на «Парке Победы», то, по моей информации, дело там не ограничилось отказом тормозов лишь у одного вагона: там машинист полностью потерял управление целым составом. Проще говоря, новенький поезд марки «Русич» ни с того ни с сего «заглох», и его в спешном порядке буквально «дотолкали» до ближайшего депо, где экспертам еще только предстоит разобраться в том, что произошло на самом деле…

Впрочем, не меньше вопросов после «черного четверга» появилось и к системе вентиляции московской подземки: запах гари, которые некоторые пассажиры ощущали в составах, стоящих в тоннелях Серпуховско-Тимирязевской линии, вполне мог оказаться не чем иным, как выхлопами старых моторов. Дело в том, что сам принцип вентиляции в метро построен на движении поездов, создающих там постоянный ток воздуха. В том случае, если составы встают внутри тоннелей, свежий кислород начинает подаваться туда с поверхности, с помощью мощных моторов. Однако некоторые из них уже давно безнадежно устарели, и характерный «жженый» аромат при их запуске может объясняться их почтенным возрастом.

«Что делать?» и «Кто виноват?»

«Болезнь» столичного метро — сложная и обусловлена рядом причин.

— Московский метрополитен работает в условиях жесточайших перегрузок. Его можно сравнить с токийским. Хотя, пожалуй, сейчас у нас ситуация даже хуже. Это объективный фактор, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — У меня складывается впечатление, что технологическая регламентная дисциплина оставляет желать лучшего. Но это, подчеркиваю, мои оценочные суждения — нужен серьезный аудит. Департамент транспорта обязан провести проверку. Сбои с такой частотой происходить не должны даже в условиях перегрузки. А они стали регулярными — это очень серьезный, пугающий сигнал для власти.

— Через наше метро ежедневно проходят свыше 10 миллионов человек, — вторит ему машинист Сергей, — по этому показателю мы давно уже занимаем первое место в мире. На ремонт и обновление всех систем подземки у ее сотрудников остаются лишь считанные ночные часы — и поверьте мне: и пути, и составы, и коммуникации постоянно латают как могут. Но этого уже недостаточно — а закрыть московское метро на капитальный ремонт, который ему все больше необходим, просто не представляется возможным. Поэтому ЧП там будут происходить и дальше — с этим, боюсь, ничего не поделаешь.

— В основном сбои связаны с перегрузкой, — считает действительный член Российской академии транспорта Владимир Персианов. — Энергосистемы, которые питают метрополитен, не справляются, им не хватает мощностей. Надо посмотреть: правильно ли содержатся сети? В поездах горят двигатели. Кабели горят. На некоторых линиях до сих пор действуют кабельные линии, проложенные в 1930—1940-х годах. Нужно вносить изменения в технологию ремонта подвижного состава. Снизился профессионализм работников заводов, поставляющих детали. Нужно дублировать линии метро наземными видами транспорта, делать пассажирским Малое кольцо железной дороги. Тогда можно было бы разгрузить подземку.

«МК» поговорил и с бывшим машинистом электропоезда (по его просьбе мы не указываем имя). По словам нашего собеседника, основные сбои связаны с нарушениями инструкций и… желанием сэкономить:

— За нарушения, срыв графиков следуют штрафные санкции, поэтому руководство дает указ их игнорировать. Система защиты обычно срабатывала несколько раз за день. В инструкции четко прописано, что при любом сбое поезд должен отправиться с депо на проверку, а пассажиры должны быть высажены на станции. Однако по указанию сверху поезда продолжают ездить. За время моей работы чаще всего система защиты срабатывала из-за нарушения работы электродвигателей. Когда поступает сигнал, нам говорят, что вместо снятия поезда с линии надо отключить вагон или несколько вагонов от питания. Так поезд едет дальше, но уже с другой тяговой силой. За время моей работы в метро такие отключения, нарушающие все правила, происходили до трех раз в день.

— Какую опасность несут такие нарушения инструкции для пассажиров?

— Двигатель может заклинить, и тогда поезд надолго встанет в тоннеле. Более серьезная проблема — возгорание… Сами понимаете, чем чревато возгорание вагонов поезда в замкнутом тоннеле... В час пик восьмивагонный поезд перевозит 2—2,5 тыс. человек.

Заместитель начальника метрополитена по службе подвижного состава Александр Вайсбурд отказался без согласования с начальством комментировать участившиеся сбои. Судя по его словам, ситуация в подземке находится под контролем специалистов, а руководство не испытывает паники и не считает происходящее коллапсом. Пока же в Московском метрополитене разрабатывают новые регламенты оповещения пассажиров в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. По словам руководителя Департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, в документе будут прописаны действия сотрудников метрополитена во время ЧП, а также инструкции для пассажиров.

— Одна из главных проблем нашего метрополитена заключается в том, что им руководит команда, пришедшая туда с железной дороги; эти люди могут быть отличными железнодорожниками, но у метро есть своя специфика, которую они не знают и не могут знать, — говорит начальник независимого профсоюза метро Светлана Разина. — Из-за этого они порой делают очень странные вещи — на освоение новых составов, тех же самых «Русичей», машинистам сейчас дается 5 дней — это совершенно нереальный срок! Раньше управлять поездами учили по полгода, по году, а это — просто какое-то издевательство. И ко всему этому бардаку добавляется огромный износ московского «сабвея», которому постоянно требуются ремонт и обновление…

В связи со всей этой ситуацией вспоминается анекдот. Уволенный руководитель сдает дела молодому и передает ему три конверта со словами: «Будут проблемы — открывай по порядку». Проблемы появились. Руководитель достал конверт с номером один. Вскрыл, а там написано: «Вали все на предшественника». Проходит время — и вновь кризис. Вскрывает начальник второй конверт, а там — листок с надписью: «Вали всё на обстоятельства». И снова — крупная неприятность. Вспомнил начальник про третий конверт, открыл, а там всего три слова: «Готовь три конверта»...

Не пора ли готовить «третий конверт» и руководству метро?

 

 

 

 

Комментарий психотерапевта Наталии КРАВЧУК:

— Подобные сбои в метро — чудовищный удар по здоровью огромного количества людей. Даже по своим клиентам могу сказать, что с каждым годом все больше тех, кто страдает различными фобиями, паническими атаками, генерализированным тревожным расстройством. Уже сейчас мне позвонила моя пациентка с социальной фобией, которая сказала: «Если бы я там была, я бы, наверное, умерла. Тем более теперь в метро ездить не буду». В таких ситуациях у многих людей поднимается прошлый травматический опыт, резко обостряется страх смерти. На телесном уровне это проявляется, например, в виде тахикардии, головокружения и головных болей. В данном случае важно, чтобы была обратная связь от внешнего мира: что происходит, когда поезд трогается, — это позволяет на когнитивном уровне объяснить, рационализировать ситуацию, а значит, и успокоить поднявшуюся тревогу. Странно: подобные случаи возникают с печальной частотой, а сотрудники метрополитена так и не научились себя правильно в них вести. Почему не отработаны методы общения с пассажирами, какие-то эффективные схемы действий в ситуациях ЧП? Молчание и неизвестность — для многих это самое страшное. Самим же пассажирам рекомендую в подобной ситуации не стесняться обращаться за помощью, разговаривать о происходящем — это помогает снять напряжение.

А объявлять о взрывном устройстве вообще нельзя ни в коем случае. Людей нужно успокаивать, а не сеять панику. Наверняка некоторые пассажиры, и без того загнанные в ловушку, мысленно попрощались с жизнью…

 

 

ЧП В МОСКОВСКОМ МЕТРО ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД

28 сентября 2012 г. — на эскалаторе станции метро «Авиамоторная» произошло короткое замыкание.

22 мая 2013 г. — задерживались поезда на Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях, на Филевской линии между станциями «Фили» и «Кутузовская» встал поезд.

5 июня 2013 г. — крупный пожар: между станциями метро «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» загорелся силовой кабель, движение поездов по ветке было остановлено, закрыта станция «Лубянка». Были эвакуированы 4,5 тысячи человек, пострадали 18 человек, за медицинской помощью обратились 66, госпитализированы 11 человек.

11 июня 2013 г. — сбой в движении поездов на Серпуховско-Тимирязевской линии из-за поломки подвижного состава, пострадали 11 человек, у шести пострадавших повысилось давление.

19 июня 2013 г. — на Серпуховско-Тимирязевской линии утром произошла кратковременная остановка состава. Причиной остановки стала неисправность вагона 1983 года выпуска.

21 июня 2013 г. — возгорание на Таганско-Краснопресненской линии между станциями метро «Текстильщики» и «Волгоградский проспект».

27 июня 2013 г. — на Таганско-Краснопресненской линии поезда следовали с увеличенными интервалами из-за замыкания семафора.

6 июля 2013 г. — вестибюль станции московского метро «Зябликово» пришлось закрыть из-за подтопления после дождя.

7 августа 2013 г. — на Арбатско-Покровской линии на перегоне между станциями «Киевская» и «Парк Победы» произошел скачок напряжения.

9 августа 2013 г. — между станциями «Цветной бульвар» и «Менделеевская» Московского метрополитена произошло задымление из-за сбоя тормозной пары поезда.

12 сентября 2013 г. — на станции метро «Серпуховская» произошло разъединение вагонов поезда.

14 сентября 2013 г. — из-за короткого замыкания в тоннеле метро на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» произошло возгорание муфты кабеля, было остановлено движение поездов по Замоскворецкой линии.

 

Пожар в метро . Хроника событий


Партнеры