Новое строительство усугубит состояние московского метро?

Архитекторы опасаются за сохранность подземного достояния столицы

23 марта 2014 в 18:08, просмотров: 10473

Ежедневно в московском метро проезжают от 8 до 12 миллионов горожан. В суете и спешке немногие из нас обращают внимание на изменения в архитектуре подземных станций. Однако, по мнению архитекторов, появление новых станций грозит не только нарушением облика подземного достояния Москвы, но новыми инженерными проблемами.

Новое строительство усугубит состояние московского метро?
фото: Геннадий Черкасов

Февральские сбои на Сокольнической, Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской линиях, едва ли не регулярные остановки на Таганско-Краснопресненской... Наконец, авария 21 марта, парализовавшая движение поездов между станциями "Партизанская" и "Щелковская". "Метро является опасным видом транспорта, – говорит заслуженный архитектор России, автор первого проекта благоустройства Арбата, Зоя Харитонова. – А новое строительство только добавит проблем".

Речь идет в первую очередь о строительстве Третьего пересадочного контура протяженностью более 50 километров, который проходит через радиальные линии метрополитена. В частности специалистов беспокоит судьба станции "Сокольники", которая с появлением "кольца" станет пересадочной. "Станция построена в 1935 году. – поясняет Зоя Харитнова. – Строительство метро в Москве шло тяжело из-за плохих грунтов – борьба с водой, плывунами. Уже сейчас многие здания возле метро "Сокольники" имеют серьезные проблемы с фундаментом из-за насыщенного влагой грунта. Кроме того, здесь протекает подземная речка Рыбинка, которая сейчас спрятана в систему коллекторов. Но когда я пришла в соответствующее ведомство, выяснилось, что им о реке вообще ничего неизвестно".

Опасения у специалистов вызывает и судьба охраняемого государством парка "Сокольники" – по их мнению, строительство метро создаст угрозу экологии "жемчужины Москвы". Ведь Третий пересадочный контур неглубокого заложения должен пройти непосредственно под парком. Среди других проблем, могущих возникнуть при строительстве второй кольцевой линии, архитекторы называют угрозу для расположенных рядом с парком памятников архитектуры, которые также находятся не территории объединенной охранной зоны, а также транспортный коллапс. "Трасса проходит близко к существующей кольцевой линии. А перенаселенные жителями районы Богородское, Ростокино, Соколиная гора, Краснобогатырская при этом останутся без метро", – отмечают эксперты.

Не меньшее беспокойство вызывает и продление Калининской линии от "Третьяковской" до "Делового центра". "Эта трассировка "желтой" ветки в принципе не должна была идти через центр, – говорят архитекторы. – По генплану она заканчивалась на "Октябрьской", либо, по второму варианту, на "Киевской", чтобы обеспечить пересадку на кольцевую линию".

Опасения высказывают и жители района Арбат – а именно домов, прилегающих к Смоленской площади. К 2018 году здесь будет построена станция "Плющиха", которая обеспечит пересадку на Арбатско-Покровскую линию. "Вестибюль станции Плющиха, будет на Смоленской площади, которая ит ак уже забита битком, – говорит жительница Арбата Марианна. – Причем павильон появится в 200 метрах от уже существующей станции". По словам москвичей, которые скоро станут счастливыми пользователями новой станции, они и так ощущают соседство с тремя линиями метро, и четвертая радости им точно не прибавит. Многие из них переживают попросту за сохранность своих домов. "У нас есть геофизическое заключение о геологической обстановке района, – рассказывает Марианна. – Оно показывает, что грунты очень сложные, просадка происходит в связи с откачкой вод метрополитеном для действующих линий. Эти подвижки уже видны. А что же будет, когда здесь начнется новое строительство?". Москвичи настаивают, что строительство должно вестись с геологическим обоснованием, которое должно быть выставлены на всеобщее обозрение.

"Проблем, которые есть на сегодняшний день, уже достаточно, новое строительство их только прибавит", – соглашается с коллегами профессор МАРХИ Наталья Душкина. Примеры непродуманного приспособления исторических станций к современному использованию уже есть.

Например, в 2005 году на станции метро "Маяковская" (архитектор – Алексей Душкин), которая имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, "пробили" второй выход на 1-ю Тверскую-Ямскую улицу. "Работы по проектированию нового входа провели без привлечения профессиональных архитекторов-реставраторов, что нанесло вред станции, – говорит Наталья Душкина. – При реконструкции 2007-2010 годов в оформлении центрального зала менялся подлинный материал, светильники. Наземный вестибюль и эскалаторы оформили в хай-теке, который изменил восприятие архитектуры станции, выполненной в стиле ар-деко, исказился авторский художественный замысел. Работы в метро проводятся часто совершенно бездумно. Появляются чудовищные рекламные экраны, которые мешают воспринимать архитектуру, информационные столбики поставлены в центре станций, хотя их можно было поставить узкой стороной вдоль оси! Сейчас невозможно даже художественно сфотографировать наше знаменитое метро"

Более того, эксперты также отметили неблагоприятные изменения в состоянии и содержании станций московского метрополитена, напомнив, что метрополитен так и не оформил охранные обязательства на станции, признанные памятниками (а их в нашем метро – 42). Для них не определен и «предмет охраны». Так, «Маяковская» долгие годы разрушалась под действием воды и коррозии. Но и после проведенных в 2007-2010 годах работ на станции продолжаются периодические течи.

Следующим примером невнимания к содержанию наследия метрополитена стала станция "Красные ворота". "Мраморное покрытие станции разъедает влага. Вместо того, чтобы устранить течи, на проблемные участки, нанесли синтетические пленки, после чего появился грибок, – продолжает Душкина. – Так что сейчас уже речь идет не о реставрации, а о полной реконструкции этой станции. Такая же ситуация сложилась и на «Новокузнецкой», на многих других".

Еще одним примером горе-обращения с московским метрополитеном является "Новослободская", а именно недавняя история с уникальными витражами станции.

"Во время работ ушло много старинного рижского стекла. Кроме того, когда разгерметизировали витражи, обратно поставить точно их не смогли, – говорит Душкина. – Но главное – за ними установили мощные лампы, образовалось электростатическое поле, которое при не герметично установленных витражах засасывает всю пыль со станции, и она изнутри налетает на красочные стекла черными оспинами. Теперь витражи надо регулярно чистить".

Четыре года назад Государственная дума направила письмо о включении метрополитена в список кандидатов на всемирное наследие, но этого не произошло. «Метрополитен всеми силами сопротивляется этому решению, — резюмирует Наталья Душкина. — Даже страшно представить, что будет с нашим достоянием, когда начнут «пробивать» исторические станции — «Кропоткинскую», «Сокольники» и другие — для новых пересадочных линий».



Партнеры