Сбор налогов — одна из главных «священных коров» любого государства. Минимизация налогов или уход от них — тоже «корова», и такая же почти священная для любого платежеспособного гражданина.
Налоги с физических лиц — немаловажная статья доходов государства. А налог на землю — основа основ существования любого сельского поселения. Моя семья владеет «кусочком Родины» площадью в 12 соток в славном Одинцовском районе.
В течение 10 лет исправно платил за свой кусочек. Но с 2007 года квитанции с суммой налога приходить перестали. Я обеспокоился и стал выяснять, почему так происходит. Выяснил. Идет процесс инвентаризации земель, и очень скоро все нормализуется. Еще пару лет исправно заглядывал в налоговую инспекцию, чтобы узнать, когда же я смогу исполнить свой гражданский долг и заплатить то, что должен государству. Стандартный ответ: «Вашего участка нет в базе данных. Ждите. И вины в этом вашей нет. Вы абсолютно законный владелец. Эту проблему должны решать соответствующие государственные структуры».
Ждал до 2012 года. В базе данных участок так и не появился. А в бюджете моей родной деревни постоянно не хватает денег. И я не мог с законной гордостью сказать, что в корявой деревенской дороге закопан и мой налог на землю. В общем, принял решение не уходить от налогов, а пойти им навстречу. Поехал в кадастровую палату.
Все культурно, по талонам. Через час я уже у заветного окошечка. Так и так. Хочу, но не могу заплатить налог. Проверили. Все в порядке. На кадастровом учете участок стоит. Но в налоговой инспекции этих сведений нет по причине отсутствия информационной связи между двумя этими структурами. Предложили за 400 руб. взять «кадастровую выписку об объекте недвижимости». Может быть, сгодится. Я отказался. Показалось абсурдным, что за желание исполнить гражданский долг я должен еще и заплатить сверх положенного налога.
И еще. Сейчас модно трындеть, что чиновники работают по самым современным технологиям: электронные услуги, электронное правительство. Короче, все для блага народа. Какое благо? В XXI веке между двумя соседними конторами нет информационной связи.
В качестве «информационной связи» еду из кадастровой палаты в налоговую инспекцию. Вновь стандартный ответ: «Вашего участка нет в базе данных». Беседую с разными чиновниками в инспекции. Суммирую все разговоры с ними. Они работают строго в рамках закона. Есть в базе данные — начислят налог. Нет — не начислят. И вообще, в проблеме повинна… регистрационная палата. Направляюсь в регистрационную палату. Беседую с заместителем начальника отдела. «Есть такая проблема», — признает он. Но ничего поделать не можем, так как не имеем сведений из кадастровой палаты.
Ответа на вопрос, что мешало получить сведения из кадастровой палаты целых шесть лет, я так и не получил. Единственное утешение заключалось в том, что я — законопослушный владелец земли — как не платил налог, так могу и дальше не платить.
Причины такой ситуации объясняются бессмертным черномырдинским афоризмом — «хотели как лучше, а получилось как всегда». В соответствии с новым Налоговым кодексом органы учета Росреестр и кадастровая палата должны собирать данные о земельных участках. Все архивы были переданы в Росреестр, и получилось так, что фактически документы как лежали в архиве, так и лежат. Росреестр должен был актуализировать архивные данные.
Раньше сбором земельного налога занимались сельсоветы. Теперь ситуация изменилась. Но администрация поселений должна быть заинтересована в увеличении налоговых сборов. Теоретически — да, а практически…
В итоге, чтобы заплатить налог, мне пришлось включить административный ресурс и использовать свои журналистские навыки. В порядке исключения мне начислили налог сразу за три года, и я вернулся в ряды законопослушных граждан. Но моя проблема — только верхушка айсберга, хотя таких, как я, неучтенных граждан, которые рано или поздно заплатят земельный налог, тысячи и тысячи.
Есть статистика более печальная и пессимистичная. Подмосковье ежегодно недополучает около 10 млрд руб. налогов из-за того, что земельные участки не поставлены на кадастровый учет. Всего в области не было поставлено на кадастровый учет около 250 тыс. участков.
В то же время надо отметить, что областные структуры прилагают максимум усилий для пополнения бюджета за счет расширения налоговой базы. По информации УФНС России по Московской области, ситуация в регионе складывается следующая.
По состоянию на 1 мая 2013 года дополнительно к налогообложению привлечено более 8,5 тыс. земельных участков. Это земли, в отношении которых ранее не рассчитывалась кадастровая стоимость. Приняты решения о механизмах межведомственного взаимодействия для привлечения к налогообложению 52,6 тыс. земельных участков, по которым не рассчитана кадастровая стоимость.
Кроме того, для завершения мероприятий по внесению в базы данных налоговых инспекций сведений о нормативной цене земельных участков, используемой для расчета налога (если кадастровая стоимость участков не определена), налоговым органам Московской области будет поручено во II квартале 2013 г. на основании документов о нормативной цене из территориальных отделов Управления Росреестра завершить внесение в базы данных сведений о нормативной цене.
В результате данных мероприятий по состоянию на 24.05.2013 г. поступления земельного налога в консолидированный бюджет Московской области составили 6,8 млрд руб., что на 120% больше уровня аналогичных поступлений прошлого года, несмотря на фактор выпадающих доходов от передачи части территории Московской области в состав города Москвы. Средневзвешенное значение земельного налога в доходах муниципальных бюджетов составляет 18%.