В первом круге

ГЕРМАН ЕЛЯНЮШКИН, ЗАМПРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖКХ: «Среди руководителей муниципалитетов есть настоящие хозяйственники, а есть такие, кто не спешит пробуждаться от спячки. Таким пора освободить дистанцию»

Список дел в его ежедневнике огромен. Направления, которые он курирует в правительстве, все первой важности. А проблемы, будь то аварийное жилье, ЖКХ или градостроительные нормы жилой застройки, при ближайшем знакомстве с ними порождают такое количество самых противоречивых путей решения, что выбрать единственно верное, на мой взгляд, практически невозможно. Итак, знакомьтесь: Герман Елянюшкин, заместитель председателя правительства Московской области. В его ведении стройкомплекс и жилищно-коммунальное хозяйство Подмосковья.

ГЕРМАН ЕЛЯНЮШКИН, ЗАМПРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖКХ: «Среди руководителей муниципалитетов есть настоящие хозяйственники, а есть такие, кто не спешит пробуждаться от спячки. Таким пора освободить дистанцию»

— С чего начинается день зампреда правительства?

— Наверно, как у всех — с завтрака. (Улыбается.)

— Хотите сказать, что в вашей жизни не бывает авралов и вам никогда не приходится отходить от привычного распорядка дня?

— Наоборот, у нас очень часто все планы меняются по ходу пьесы. Но я считаю, что жизнь не должна превращаться в сплошной аврал. Хотя, тут вы правы, первый круг общения главы региона Андрея Воробьева должен реагировать на его поручения моментально. Как все это сбалансировать — запланированные дела и внезапно возникшие проблемы — вопрос профессионализма команды.

— Какой вам дается срок на исполнение губернаторских поручений?

— Смотря что за вопрос. Если горячую воду нужно подключить или тепло пустить в квартиры зимой — сутки, от силы двое. В противном случае самому становится «горячо». В такие моменты все дела бросаешь и едешь руководить восстановительными работами.

— Прошедшей зимой аварий на теплотрассах было довольно много.

— Тем не менее Подмосковье заняло 1-е место среди субъектов Федерации по прохождению зимы. Учитывая все экстремальные ситуации и то, каким образом мы с ними справились, Минрегионразвития посчитал, что мы справились с этими нештатными ситуациями лучше других. Положительная динамика видна и в показателях за первое полугодие 2013-го: рост объема оказываемых жилищно-коммунальных услуг по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 8%. За последние 10 месяцев не зафиксировано ни одного нового случая банкротства среди управляющих компаний. Кроме того, мы решили отложить введение в действие новых нормативов потребления коммунальных услуг до 1 января 2015 года, это позволит сохранить стабильную социально-экономическую обстановку и не допустить резкого роста платежей граждан за услуги ЖКХ.

— Это была ваша первая зима в Подмосковье в этой должности, дальше, наверно, будет проще работать?

— Дальше будет только сложнее. Проблемы в системе ЖКХ с каждым годом накапливаются. Чтобы остановить разрушение отрасли жилищно-коммунального хозяйства, необходимо менять 7% сетей в год. А меняются менее 1%. Причем даже не меняется, а ремонтируется, а где-то просто латаем дыры. Поэтому с каждой зимой количество аварий и отказов оборудования будет нарастать.

— Какой выход?

— Мы собираемся принять государственную программу модернизации ЖКХ, в рамках которой планируется строительство новых котельных, очистных сооружений, водозаборных станций. До 2018 года в ЖКХ Московской области будет инвестировано порядка 400 млрд руб. Причем вся экономика программы уже посчитана, расписана построчно, с адресами, составлена «дорожная карта».

— Откуда возьмете такие огромные деньги?

— Средства будут консолидированы из областного бюджета, из муниципалитетов и от частных инвесторов. Прежде всего вложиться в строительство инженерных сетей и других объектов ЖКХ обещали крупные банки.

«...первый круг общения главы региона Андрея Воробьева должен реагировать на его поручения моментально».

— Эти затраты потом лягут на тариф?

— Наоборот, реконструкция инфраструктуры должна в большинстве случаев привести к снижению тарифов. Чем эффективнее мы используем сети, тем дешевле выходит стоимость одной гигакалории или одного кубометра воды. Потому что снижаются потери в сетях.

— Откуда тогда берутся безумные суммы в платежках ЖКХ?

— Все оттуда же: сети изношены. Мы тут недавно проверяли в одном из бывших военных городков трубы, по которым подается горячая вода. При диаметре трубы 10 см свободный просвет составляет чуть более 1 сантиметра. Остальное пространство занимает ржавчина, осадок. Представляете, какие теплопотери в этом поселке? А у нас еще есть древние котельные, которые работают на угле, там 1 гигакалория вообще стоит 4000–5000 рублей. В то время как в современных котельных она обходится в 1300 руб.

— Но согласитесь, что дело не только в изношенных сетях. Как говорил классик, в России воруют. Разве это определение не относится в полной мере к управляющим компаниям?

 — Среди них разные есть. Хорошие, плохие, с криминальным подтекстом. Вот свежий пример: на днях отключили от горячего водоснабжения 22-й микрорайон в Балашихе. Ситуация проста до идиотизма. Тариф на горячую воду в Балашихе составляет 1614 руб. за гигакалорию. А управляющая компания «Белый парус» выставляла жителям платежи из расчета по 1376 руб. У них получился кассовый разрыв. В итоге «Межрегионгаз» отключил за долги поставку газа. А управляющая компания произвела перерасчет, чтобы покрыть кассовый разрыв, и повесила долги на жителей. Получилось до 17 000 рублей с одной квартиры. Но нам удалось развязать этот гордиев узел, деньги нашли, долги погасили, в субботу горячее водоснабжение жилых домов будет восстановлено.

— Опять область одолжила деньги?

— Нет, решили вопрос на муниципальном уровне.

— Раз вы в правительстве курируете стройкомплекс, значит, вы либо лоббируете интересы застройщиков, либо жителей, у которых в адрес строителей накопилось огромное количество претензий. Так за кого вы: за белых или за красных?

— Я и лоббист, и арбитр в одном лице. Лоббирую, когда вопрос касается развития строительной отрасли. Например, нам нужна индустрия дешевых и вместе с тем качественных стройматериалов. Значит, нужно помочь бизнесу оформить земельные участки под производство, решить вопрос с подключением к инженерным сетям и так далее. А если вопрос касается сбалансированности застройки — жилья и социальных объектов, тут в приоритете интересы жителей. Хотя взвешенный подход нужен во всем. Нельзя с бизнеса драть три шкуры, социальная нагрузка должна быть взвешенной. Но вместе с тем необходимо и контролировать работу строителей, следить, чтобы все было качественно, соблюдались сроки сдачи социальной инфраструктуры.

— Можете перечислить самые злободневные сегодня вопросы для стройкомплекса Московской области? Знаю, что в некоторых муниципалитетах плотность жилой застройки стоит на повестке дня очень остро.

— А еще там нужно ограничить высотность, сменить инженерные сети, разбить парки, построить детские садики, перинатальные центры, ФОКи.

— И можно идти на бал…

— До бала еще, конечно, далеко, но кое-какие результаты работы отрасли обнадеживают. Взять хотя бы объекты здравоохранения. За первые 6 месяцев построена поликлиника на 500 посещений в смену в городском поселении Андреевка (Солнечногорский район), хирургический корпус на 230 коек с пищеблоком, ЦСО, клинико-диагностической лабораторией в г. Долгопрудный. А до конца года планируется приступить к строительству трех перинатальных центров: в Коломне, Наро-Фоминском и Щелковском муниципальных районах, а также родильных домов в Сергиево-Посадском и Раменском муниципальных районах. Я уж не говорю о том, что в 2013 году область построит 85 детских садов — это действительно грандиозная программа.

— Что за этими цифрами стоит?

— Надо было землю найти и оформить, проекты подготовить. Они разрабатывались в течение трех месяцев. А раньше 11 месяцев. Раньше проект из пяти перинатальных центров стоил 750 млн рублей, а сейчас — 150 млн рублей. Мы нашли компанию, благодаря которой уже сэкономили более 600 млн рублей.

— А снижение себестоимости не пойдет за счет качества?

— Проектированием занималась одна из лучших компаний в этой области, мировой лидер. Вообще хочу сказать, что строительство — основная фондообразующая отрасль в Подмосковье, через нее проходят практически все инвестиции, вкладываемые в развитие региона, более 60%.

— Чем Московская область так привлекательна для строительного бизнеса?

— Прежде всего темпами своего развития. Они сейчас намного выше, чем во многих других субъектах Федерации. Приведу хоть и разные, но, на мой взгляд, показательные примеры. Газопровод в Сергиевом Посаде — его не могли провести несколько лет, а мы ввели в строй за 60 дней. Или коллектор в Оболенске, пять лет люди мучились, а тут построили за месяц, и уже все забыли, какая это была проблема.

— Согласна, если все эти планы будут реализованы, жители будут вас на руках носить.

— На этот счет я не обольщаюсь. К сожалению, удовлетворить все желания людей невозможно. Тем более разные группы населения подчас требуют прямо противоположных решений. Андрей Юрьевич Воробьев несколько раз встречался с жителями микрорайона Новой Трехгорки. Люди умоляли навести порядок, построить хоть какие-нибудь соцобъекты, почистить улицы. Мы выполнили практически все их пожелания. Вместо того чтобы сказать руководителю области спасибо за то, что в течение 6 месяцев выполнено все, что не делалось годами, они продолжают жаловаться, потому что не удалось решить один-единственный вопрос. Мы не смогли отменить строительство одного из жилых корпусов. Потому что все квартиры там выкуплены, и в противном случае появилось бы сразу 900 обманутых дольщиков. И вот сидит в зале одна группа жителей, которая требует: «Не надо строить!». А другая, напротив, кричит: «Вы что делаете, вы нас жилья лишаете?». В результате у нас шесть различных инициативных групп жителей, каждая из которых требует свое.

Знаменитые субботние объезды, часть рабочей недели Германа Елянюшкина.

— Давайте теперь поговорим о чем-нибудь приятном. Например об архитектуре.

— Говорят, что архитектура — это застывшая музыка. Так вот у нас она даже до собачьего вальса не дотягивает.

— Чем это объяснить? Застройщики в погоне за прибылью экономят на всем чем можно, в том числе и на хорошем вкусе?

— И это тоже, хотя затраты на архитектурное решение в общей смете строительства занимают очень небольшой процент. Прежде всего причина в том, что в регионе не сформировалась градостроительная культура. Во многих подмосковных городах отсутствует даже практика утверждения фасадных разверток. У нас на одной улице могут стоять два жилых комплекса, архитектура которых абсолютно не сочетается. В новых градостроительных нормах проектирования, которые мы собираемся представить на общественное обсуждение в рамках «Строительной недели Московской области», которая пройдет с 6 по 8 августа 2013 года в «Крокус-Экспо», будут четко отражены все эти требования. Там же мы собираемся провести «круглый стол» с участием мировых и отечественных архитекторов. Тема — как должна развиваться урбанистика при строительстве современных городов. А вообще такой информационный обмен должен идти между членами архитектурного сообщества постоянно.

— Что еще интересного ожидается на строительной неделе?

— Она будет очень насыщена событиями. Я уже сказал, что там будут представлены новые градостроительные региональные нормы проектирования. В их основе главный принцип — создание комфортной среды обитания. Глава области проведет деловой завтрак с двадцаткой крупнейших застройщиков. Еще мы вручаем всем семьям, имеющим семь и более детей, сертификаты на приобретение жилья.

— Сколько таких мегамногодетных в области?

— 49 семей получат сертификаты. А семья Бычковых, у которых 13 детей, получит ключи от квартиры.

— Наверное, на «Строительной неделе» и новые проекты будут представлены?

— Обязательно. Мы хотим устроить презентацию проекта нового города, который планируем построить с нуля, причем все проектировочные решения должны соответствовать мировым стандартам. Запроектированы не только жилые кварталы, но и деловая часть, общественная зона, предусмотрена вся необходимая социальная инфраструктура, парковки для жителей.

— Вы какой-то идеальный город нарисовали. А среди существующих подмосковных городов какой-то особо выделить можете?

— Пожалуй, Коломну. Чистый, ухоженный город. Может, это еще и не Европа, но уже очень близко по безопасности, чистоте, комфорту.

— А как обстоят дела в Сергиевом Посаде? Там ведь скоро большие торжества намечаются по случаю 700-летия Сергия Радонежского.

— Ситуация пока сложная, из всего, что намечено, выполнено не более 1%. Но хорошо уже то, что есть движение, мы пошли от нуля вверх, в сторону плюса. Правда, не обошлось без кадровых перестановок.

— Кадровые перестановки становятся уже чем-то обыденным в жизни муниципалитетов Московской области. Хотя накануне выборов разве не опасно так часто снимать глав районов?

— Как сказал один генерал, коней на переправе не меняют, а ослов нужно и должно менять. Шансы есть у всех, но, если один из десяти не гребет, какой резон его везти? Среди руководителей муниципалитетов есть настоящие хозяйственники, а есть такие, кто не спешит пробуждаться от спячки. Таким пора освободить дистанцию.

— Есть ли при такой загрузке время для семьи, свое личное пространство?

— Конечно. Воскресенье полностью отдано семье.

— Как проходят выходные?

— С детьми играю.

— Сколько им лет?

— У меня трое сыновей: два с половиной года, пять и семь с половиной лет. Так что я еще молодой отец.

— Живете в городской квартире или в своем доме?

— Живу за городом. Считаю, что надо жить ближе к лесу, на земле. А большой город крадет здоровье. У меня арендованное жилье. Поэтому ни в доме, ни на участке ничего делать не приходится: газоны пострижены, кусты посажены.

— А желание возиться с землей есть, что-то сделать своими руками, например, построить свой дом?

— Дом уже построен, но он в Санкт-Петербурге.

— Переезжали в Подмосковье с легкой душой?

— Конечно. Интересный регион, работа насыщенная. И климат лучше.

— Однако Москва уступает Питеру по количеству культурных достопримечательностей, тех же музеев.

— У меня два самых любимых музея: Русский и Третьяковская галерея. В этом смысле я от переезда мало потерял.

— После переезда в Питере были?

— С сентября по май регулярно туда езжу раз в неделю. Во время учебного года семья живет в Петербурге, и я стараюсь их навещать по выходным. Современные технологии помогают: четыре часа — и ты дома.

— Почему семья не перебралась в Подмосковье?

— Жена — коренная петербурженка, ей тяжело расстаться с родным городом.

— А вам?

— Я родился в Самаре, в Питере прожил только 15 лет. Кроме того, объездил много разных мест и считаю, что у нас очень красивая страна, поэтому привязаться на всю жизнь к одному городу мне сложно.

— А в Подмосковье что вам больше нравится?

— Водохранилища. Потрясающие виды. Особенно на Клязьминском. Просто завораживающая красота.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру