Ты косил тут — это дело, так пойди же «попляши»

В Шатурском районе нашли отличный способ, как избавиться от единственного фермера в городском поселении

Пока в Подмосковье десятки тысяч отборных сельхозугодий зарастают бурьяном, находятся-таки местечки, где на учете буквально каждый квадратный сантиметр сельхозземли.

Правда, таких заповедных уголков, где к крестьянскому труду относятся с особым почтением, в регионе раз-два и обчелся, они скорее исключение из правил, чем сами правила.

Судя по истории в шатурской деревне Кузнецово, где на крохотном клочке земли ютится фермер Нариман Азизов, государственное вспоможение таким кормильцам в повестке дня властей пока еще не значится...

В Шатурском районе нашли отличный способ, как избавиться от единственного фермера в городском поселении

До недавнего времени на 30 сотках земли (!) Азизов умудрялся содержать 3 высокоудойных коровы, 5 коз, небольшое стадо овец, в хозяйстве есть еще куры. Конечно, он никакой не волшебник, и чтобы прокормить такую животину, нужно иметь солидную кормовую базу. А 30 соток хватает разве что для одной козы.

Как быть? Рядышком с фермерским огородом была брошенная земля, которая зарастала высокой густой травой. Семья Азизовых:

а) скашивала траву на сено и закладывала на зимовку в сенной сарай;

б) в весенне-летний период выгоняла стадо на пастьбу. Земля-то все равно ничейная!

Потом соседи по деревне подсказали: с такой скотиной (3 коровы, 5 козочек, плюс овцы!) он имеет полное моральное право оформить пустующий луг если не в собственность, то в долгосрочную аренду. Ведь за его молоком, мясом приезжают дачники из самой Москвы, у которых участки в Черустях. Он же народ кормит, власти должны идти навстречу!

Сказано — сделано: движение души фермера (он написал заявление о дополнительном выделении под развитие животноводства 0,5 гектара) активно поддержали в городском поселении. По двум причинам: Азизов — он чуть ли ни единственный фермер в Шатуре, его, стало быть, нужно холить и лелеять.

Второй момент: люди в далних подмосковных районах знают цену тяжелого крестьянского труда...

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: землей в пределах городского поселения распоряжается глава Шатурского района. Такой юридический парадокс. Согласно 131-му ФЗ «О местном самоуправлении», если городу нужна площадка под какой-то объект, чтобы выполнить свою программу, за землей следует идти к руководителю района. Таков закон.

Cледуя закону, была организована специальная комиссия по проверке фермерского хозяйства Азизова, в нее вошли в том числе и чиновники райадминистрации. Приехали, пересчитали всю животину по головам, посмотрели огород, где от картошки, капусты, морковки и прочих корнеплодов яблоку упасть негде. Словом, все точно, без приписок, настоящий фермер, который на 30 сотках творит настоящие чудеса!

И составили челобитную главе района Андрею Келлеру. Что так, мол, и так, такому фермеру не грех и помочь — выделите ему 0,5 га пустующей земли, что рядом с его огородом!

Было это еще в 2010 году.

■ ■ ■

Собственно, вопрос решался элементарно. Эта пустующая, всеми позабытая и позаброшенная территория уже больше 20 лет специально предназначена для выпаса и прогона скота. На сей счет существует даже постановление Шатурского районного совета депутатов, принятое в 1991 г. Разрешенный вид пользования земли — сельхозназначение, и никто эту категорию не менял. В свое время, в 90-е годы, у Азизова к четырем дойным коровам было еще 10 бычков, все они кормились с этого участка, и еды хватало.

Получается, что даже в те времена, в «лихие 90-е», фермеру было малость полегче, чем сейчас, когда отечественная экономика вроде как на подъеме, а в стране успешно реализуется программа «Развитие АПК».

Долго ли, коротко ли, но вскоре на послание комиссии в районной газете появилось короткое объявление: 10 соток земли (входящих в те самые полгектара, о которых хлопотал фермер) выставились на продажу, на аукцион. Кто купит участок, тот может пасти там скотину, а может и дом себе забабахать! Хозяин — барин!

Делать нечего: Азизов подал документы на участие в аукционе. Но от стартовой цены у него потемнело в глазах: 160 тыс. рублей за 10 соток, однако! Таких денег у пенсионеров (хозяйство он ведет с женой) сроду не было.

— Конечно, я мог продать два трактора, — говорит Нариман. — Но как тогда буду заготавливать корма? Мне 65 лет, сил, чтобы косить вручную, у меня уже нет…

В общем, конкурс выиграл какой-то москвич. И уже построил на участке дом.

Таким образом, места для прогона скота на пока еще свободном луге не осталось. Обидно, конечно, фермеру за такое решение районной власти, ведь под Шатурой земель очень много, и под коттеджную застройку можно было бы подобрать подходящий участок в другой деревне. Вот как теперь выгонять скот на пастьбу? Смежный участок — уже частная собственность… К тому же раньше два свои трактора он ставил рядом с забором, поближе к дому, теперь и их уже нужно отгонять к задам огорода, почти в лес.

Ну да ладно, решил фермер, в конце концов, на ничейной земле осталось свободное место — может, им будет распоряжаться фермерская семья?

Правда, выгонять туда скотину уже придется через собственный огород, где буквально все цветет и пахнет и где даже хозяину пройти сложно, чтобы не наступить на какие-нибудь посадки. Коровы, которые ходят «широко» и не особенно разбирают дороги, по узенькой тропинке ходить не смогут, это факт. Двух из трех буренок Азизову пришлось продать: «сердце кровью обливалось, ведь каждая по 2 ведра молока в день давала…»

В принципе ситуацию еще можно спасти: на задах его огорода осталось несколько соток ничейной площади. Туда можно выгонять коз и овец. А в теории это хорошая площадка под заготовку сена на зиму.

Но похоже, что ничейной той земле «гулять» недолго. Глава района Андрей Келлер и ее выставил на аукцион: кто предложит большую сумму, тот и будет победителем. Объявились и участники тендера, один из них — житель Орехово-Зуевского района. С ним пытались поговорить по-человечески: мол, зачем тебе земля именно в этом месте? У тебя же нет никакого хозяйства!

— А я куплю лошадей и буду в своем прицепе из Орехова-Зуева привозить их сюда пастись, — был ехидный ответ.

Словом, Азизову, который снова подал документы на участие в торгах (они должны вот-вот состояться), опять ничего не светит.

■ ■ ■

Стоим на его подворье, где, как я сказал, яблоку упасть негде. Каждый клочок земли, каждый квадратный сантиметр чем-то засажен. Ведь одним сеном корову и коз кормить не будешь. Что это будет за молоко?! Тут нужен специальный рацион питания: и кормовая свекла, и морковка, и картофель.

Из-за затопления в Шатурском районе торфяников почва в огороде еще очень сырая, картофель до сих пор не сажали. Но! Поскольку обводнение торфяников — всерьез и надолго, сроки посадки корнеплодов сдвигаются на 2, а то и на 2,5 месяца (на некоторых деревенских огородах в Кузнецове грядки еще даже не вскапывали — туда просто не зайдешь!), Азизовы решились на одно ноу-хау, о котором еще никто в мире не знает. В виде эксперимента на крохотном пятачке они просто разложили семенные клубни и укрыли их слоем сена. Вдруг что-то вырастет?

Не поверите: под сеном уже появилась ботва, а картофелины сами влезли в землю! По осени можно будет сравнить этот метод с традиционным, когда нарезают гребни и сажают картофель в почву.

Нынешний год в Шатурском районе выдался невероятно богатым на комаров, мошкару и слепней. Скорее всего, влияют глобальное изменение климата и заболачивание этих мест. В огороде Азизовых стоять невозможно: комары и мошки нас просто пожирают.

Заходим в загон, где содержатся оставшаяся одна корова и козы: ни одного комара! Хлев хозяин обрабатывает аэрозолями — насекомые сюда не летят.

— Покупатели из Москвы пошли грамотные, очень придирчивые, — поясняет он. — Они обязательно смотрят, в каких условиях находятся животные, чисто ли в загонах, проверяют прививки. Мы все делаем по форме, на животных есть медицинские книжки, два раза в год — прививки и пр. Но на свежем воздухе животные сейчас находиться не могут: насекомые их облепляют, и они с ужасом бегут в хлев — надои малость упали.

Не исключено, что пресловутая «кривая», отражающая успехи района в сельском хозяйстве, тоже будет идти на снижение. Ведь Азизовы планировали увеличивать поголовье: и желание, и силы есть. Им помогают дочка с зятем и даже внуки.

Но вместо увеличения пришлось хозяйство урезать.

— Мы рубим сук, на котором сидим, — считают в подмосковной фермерской ассоциации. — Это пахарь, который кормит превосходными натуральными продуктами и жителей района, и москвичей. Отдали землю какому-то застройщику. Но дачники едут сюда отдыхать, они кормить население не будут. А мы пьем и едим белорусское, бразильское, а на своих производителей — наплевать…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру