ПОЧЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ?

29 марта 1999 в 00:00, просмотров: 428

Нет ничего прибыльнее, чем бороться за "национальные интересы". Прошло уже два года, как генерал Лев Рохлин в одном из своих докладов в Госдуме раскрыл аферу с незаконными поставками оружия в Армению. По оценкам генерала, в обход всех разрешительных процедур в Армению было поставлено оружия по рыночным ценам на миллиард долларов. Причем танки, чтобы избежать процедуры перехода границы, перебрасывались "Русланами", а до этого их гнали составами на самый юг аж из Омска. За эти два года, несмотря на множество постановлений, несмотря на давление, которое президент Алиев пытался оказать на наше руководство, вопрос удалось по сути "замотать". И хотя формально комиссия работает, в конечном результате в Москве никто не заинтересован. Ведь ясно, что, как ни крути, а бесплатно такие подарки не делаются — решение чего-то стоит (даже за перегон составов из Омска получатели платили наличными). Но если межправительственная комиссия ни к каким выводам не пришла, то Счетная палата подготовила отчет, из которого становится ясно, какие прямые убытки понесла Россия под лозунгом "Геополитические интересы прежде всего". Прежде всего в отчете указывается на то, что поставки вооружений и военной техники (ВВТ) осуществлялись без распоряжения правительства Российской Федерации, только по закрытым директивам Генштаба. Формально — это преступление, только надо понять, кто за него должен отвечать. В этой связи особый интерес специалистов Счетной палаты вызвал тот факт, что все документы были уничтожены в сентябре 1997 года по акту, составленному отделом секретного делопроизводства Администрации Президента, как "утратившие практическое значение и не имеющие исторической или иной ценности". То есть весной 97-го года начался скандал. Все первичные документы были истребованы в Контрольное управление Администрации Президента. А, видимо, уже к сентябрю все стало ясно, и эти документы были уничтожены. Непонятно, правда, почему так долго работают всевозможные комиссии по этим фактам и как они работают, если документы уничтожены. Специалистам Счетной палаты пришлось восстанавливать события буквально по отдельным сохранившимся бумагам. Но и из них вырисовывается грандиозная картина подпольной работы. Суммы, приводимые в отчете, не рыночные, а балансовые. То есть те, которые существуют в официальных переписях, — какова остаточная стоимость, например, танка такого-то года выпуска. Итак, в 94-м году по директиве начальника Генштаба Колесникова Армении было передано 25 танков Т-72 (сумма ущерба 140,646 млн. рублей). В 95-м году поставлено уже 55 танков Т-72 на общую сумму 285,626 млн. рублей, причем 50 единиц были поставлены из Сибирского военного округа. Сначала эти 50 танков хотели везти до порта Новороссийск по железной дороге, а там на судах до Поти, а дальше снова по ж/д (Россия не имеет с Арменией общей границы). Но в связи с тем, что правительство РФ не выпускало никаких постановлений, таможня не дала "добро". Тогда было решено сделать некоторый финт. Не отменяя своей же директивы "о безвозмездной передаче", все тот же Колесников издал директиву о "дообеспечении" 102-й военной базы, находящейся в Армении, сибирскими танками. По этому приказу танки гнались до Ахтубинска железной дорогой, а оттуда переправлялись в Армению самолетами. Военно-транспортной авиацией выполнено 22 рейса, израсходовано 1378 тонн авиационного топлива. Только на эти расходы бюджет Министерства обороны потратил 4,613 млн. рублей (опять-таки не по рыночным ценам — получить за такие деньги "Руслан" в гражданских перевозках невозможно, это стоит в десятки раз дороже). За провоз по железной дороге представителем Республики Армения было внесено наличными 632.606 рублей. Но, согласно данным Центрального управления военных сообщений Минобороны, стоимость этой перевозки составила, с учетом погрузки и выгрузки, стоимости проезда караулов и т. д., 1,158 млн. рублей (тоже по военным ценам). Значит, дополнительно было списано еще 524.400 рублей. Кроме того, в Республику Армения было поставлено еще несколько учебно-боевых танков, бронетанковое имущество, 50 БМП-2 и многое-многое другое. Ракетно-артиллерийского вооружения и боеприпасов — на 70,607 млн. рублей. Опять-таки, гнали эшелонами. Но это не все. Гулять так гулять — вообще без распоряжения Правительства Российской Федерации, не имея полномочий, руководитель Группы войск Закавказья Федор Реут передал снаряжения еще на 6,490 млн. рублей. Общий ущерб от незаконных поставок составил 622,999 млн. рублей в ценах 1997 года. Учитывая, что большая часть документов либо уничтожена, либо не была предоставлена Счетной палате, цифра кажется совершенно грандиозной. Хорошо известно, что ни один танк не сдвинется с места без санкции военной контрразведки, местных органов безопасности, ни один воинский эшелон не тронется без соответствующих приказов в армейской железнодорожной службе и т.д. и т.п. Раз все это было сделано, значит, все эти службы получили приказы непосредственно от своих начальников. Только для закупки керосина для самолетов, осуществлявших переброску танков, были организованы специальные фирмы, в которых принимали участие все те же генералы. Оправдание миллионных трат одно — национальные интересы. Якобы в интересах России поддерживать бесконечные войны в Закавказье и тем самым держать регион. Правда, политика, начатая в Карабахе и Абхазии, закончилась Чечней. И очень похоже, что для многих высокопоставленных военных и штатских начальников национальные интересы часто совпадают с интересами собственными. Чтобы получить такие "безвозмездные" директивы, надо очень заинтересовать большое количество людей, которые принимают решения (недаром были уничтожены все бумаги). В итоге Россия имеет колоссальный международный скандал. Она является одним из посредников на азербайджано-армянских переговорах и в то же время подпольно вооружает одну из сторон. Об отношениях с Азербайджаном даже и говорить не приходится. Впрочем, теперь по сути те же лица определяют нам новые национальные интересы — по их расчетам, они лежат в Сербии.



    Партнеры