МОСКВА КАССИОПЕЯ МОСКВА

24 мая 1999 в 00:00, просмотров: 758

Как быстро мы забываем свое кино... Порой кажется, что все в Россию завезено "оттуда". И продукты, и одежда, и мысли. И, конечно, кино. Уверен, нынешние тинэйджеры считают, что фантастические приключения в космосе могут снимать лишь в Голливуде. Наверное, они в чем-то правы. Блокбастеры с бластерами лишили нас памяти. И мы позабыли советскую добрую кинолегенду о путешествии на далекую Кассиопею... Судьба по-разному отнеслась к героям юношеских грез сегодняшних хозяев жизни. Оглушительный прорыв середины 70-х стал их звездным часом. Достичь чего-либо подобного им уже больше не удалось. Однако они запомнили эти годы на всю жизнь. Обрушившуюся на хрупкие детские души звездную болезнь пережить удалось не всем. Кто-то взял себя в руки и сумел-таки пробиться в актеры, а кто-то, плюнув на все, ушел в себя. Их путь по этой жизни оказался таким разным, но они до сих пор ждут друг от друга звонка и хотят хоть на несколько часов возвратить навсегда ушедшую юность. В то время как весь советский народ выполнял и перевыполнял очередные социалистические обязательства, отечественная кинопромышленность не на жизнь, а на смерть боролась с суровым орудием американского империализма — Голливудом. Весть о снимающихся в США "Звездных войнах" лишила сна бдительных стражей коммунистической идеологии. Партия решила достойно ответить вконец обнаглевшим янки. Но как?! Был написан сценарий фантастического путешествия советских подростков к неизведанным планетам — "Москва — Кассиопея". Впоследствии из-за обилия материала фильм разделили на две серии "Москва — Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Полет в никуда Стали искать режиссера. Интересно, что поначалу высоким заказчикам было весьма проблематично отыскать человека, готового взяться за эту практически невыполнимую и жутко дорогостоящую работу. Мало кто верил, что в нашей стране вообще способны достойно воплотить в жизнь столь невероятный замысел. Но в конце концов оправдать высокое партийное доверие и утереть нос американцам взялся известный отечественный режиссер Ричард Николаевич Викторов. На святое дело денег не пожалели. На все про все Викторову выделили 1,5 миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч. Консультировать картину вызвался Герой Советского Союза космонавт Береговой. Он возил съемочную группу в недоступный простым смертным Звездный городок, приобщая таким образом детей к космической романтике. Кстати, специалисты-астрономы посоветовали режиссеру изменить название фильма. Дело в том, что некогда в созвездии Кассиопеи произошел взрыв, поэтому теоретически лететь туда было невозможно. В качестве достойной замены ученые предложили киношникам звезду Тау. Однако Викторов настоял на Кассиопее. Режиссеру пришлось потратить массу энергии и сил, дабы превратить заполненный идеологическим мусором сценарий в нечто удобоваримое. Например, по изначальной задумке авторов, прилетевшие на далекую планету Альфа ребята должны были ездить по ней чуть ли не на тачанке. Трудно сказать почему, но цензура весьма благосклонно восприняла фильм. Единственное, к чему придрались блюстители социалистической нравственности, — это к недостатку в "Кассиопее" патриотических атрибутов. Пришлось в спешном порядке отправлять героев прощаться с Землей на Красную площадь, а во время встречи ребят с инопланетянами устанавливать на столе красные флажки. Кроме того, в нескольких эпизодах участвовавший в фильме Лев Дуров оказался слишком похож на Ленина, поэтому эти сцены были пересняты заново. Смоктуновский — космический чекист Отсмотрев "Кассиопею", советский зритель мог без труда познакомиться визуально с отпрысками отечественных кинозвезд. В самом, пожалуй, выдающемся советском детском фантастическом фильме снялись сыновья Василия Меркурьева и Владимира Басова Петя и Володя и дети режиссера Ричарда Викторова Аня и Коля. Тем не менее главных героев, отправившихся покорять космические дали и распространять на далеких планетах светлые коммунистические идеалы, отбирали в простых московских школах. В поисках наиболее колоритных типажей сквозь отборочное сито было пропущено гигантское количество подростков. Кино- и фотопробы длились почти полгода. В результате утвердили трех девчонок и четырех парней. 13—14-летних охламонов поставили в супержесткие рамки. На все время съемок их никто не освобождал от учебы. Когда выезжали снимать в Ялту или Крым, то они должны были ходить в местную сельскую школу за несколько километров от базы. По воспоминаниям Ричарда Викторова, однажды ночью он пошел к морю и совершенно случайно застал там вовсю отрывающихся на ласковой морской волне юных "космонавтов". Эти заплывы едва не стоили им ролей. Лишь под серьезным давлением директора фильма, упиравшего на финансовые трудности замены основных актеров, режиссер сменил гнев на милость и позволил провинившимся деткам продолжить работу. Вообще порядки на съемочной площадке были спартанские. У семерки практически не было свободного времени. Оттянуться ребяткам удавалось крайне редко. До сих пор мало кто понимает, каким образом двоим из них удалось найти время на то, чтобы влюбиться. Говорят, что Викторов прилагал все возможные усилия, дабы внезапно вспыхнувшее между Ирой Поповой и Вовой Савиным нежное чувство не приобрело серьезного размаха и не поставило бы под угрозу судьбу его детища. Эти старания возымели успех. Парочка стала более осторожной, и остальные ребята догадались обо всем лишь к концу съемок. Больше вроде бы никто не влюблялся. Если не считать, конечно, Оли Битюковой, которой, по ее словам, очень нравились зеленые, с длинными ресницами глаза Саши Григорьева. Удивительно, но, по словам почти всех юных героев фильма, они вполне спокойно относились к присутствию на съемочной площадке таких маститых звезд, как Иннокентий Смоктуновский, Лев Дуров, Наталья Фатеева. Кстати, Смоктуновского, сыгравшего в картине роль представителя органов, пришлось очень долго уговаривать, прежде чем он дал свое согласие на участие в съемках, а Дуров относился к "Кассиопее" весьма скептически и не верил в ее успех. Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект. Кроме того, неподалеку была сооружена уникальная декорация невесомости. Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы этой суперконструкции. Невесомость снимали в просторной вращающейся трубе. Одного героя привязывали к неподвижной пластине, которая крутилась вместе с трубой, а другой бежал на месте где-то рядом по примеру белки в колесе. Таким образом создавалась полнейшая иллюзия настоящей невесомости. Все трюки выполнялись без дублеров самими ребятами. Однажды из-за очередного прокола техников сыгравшему капитана корабля Мише Ершову пришлось провисеть привязанным к пластине вниз головой целых 20 минут. При съемках разного рода технических наворотов режиссер столкнулся с неожиданной проблемой — все, что хоть как-то было связано с космическими полетами, представляло собой страшную государственную тайну. Киношники в любой момент могли стать государственными преступниками. Из-за непонятно кем изданного распоряжения операторам запретили снимать старт настоящей космической ракеты. Пришлось в срочном порядке применять монтаж. Весь антураж межпланетного корабля был составлен из устаревших или вышедших из строя приборов. Использованные в фильме тренажеры позаимствовали из запасников конструкторского бюро им. Королева и Звездного городка. Линяющий скафандр Не стоит воспринимать "Кассиопею" как краткое пособие по астрономии и космической технике. Некоторые сценарные идеи открыто противоречили науке. Остановить корабль с помощью гвоздя, как это сделал один из героев, настоящему космонавту было бы весьма проблематично. Еще более сложно покинуть Землю молодым и вернуться через много лет в том же возрасте. Действительно, чем выше скорость полета, тем медленнее течет время, но при приземлении скорость падает, и время все же берет свое. Мало кто знает, что щеголяющие на протяжении всей картины в великолепных серебряных костюмах юные покорители Вселенной были не в восторге от этого чуда отечественного портняжного искусства. Костюмчики были сшиты из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым она была покрыта, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета. Но это еще не все. Костюмеры не предусмотрели одного малопримечательного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались не один год, и, естественно, детки росли. Директор фильма пришел в ужас, когда спустя некоторое время обнаружил, что ребята не могут влезть ни в один из положенных им костюмов и придется раскошелиться на новую экипировку. К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический прибамбас — реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девчонкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени. Кстати, именно из-за костюмов "Кассиопею" и "Отроков" часто путают с фильмом по сценарию Сергея Михалкова "Большое космическое путешествие" (та лента, где героев вместо космоса отправляют под землю и в конце концов они вылезают на свет Божий из водопроводного люка). Эта лента была отснята спустя год после выхода на экраны дилогии. В ней использовались те же самые костюмы и декорации. Неприятную историю удалось замять лишь благодаря Ричарду Викторову, который, питая известное уважение к Сергею Михалкову, спустил скандал на тормозах. СУДЬБА КОСМИЧЕСКОЙ СЕМЕРКИ Володя Савин (Миша Копаныгин) Кроме Иры Поповой, он был единственным из всей семерки, кто снимался еще до "Москвы — Кассиопеи". Об их романе с Ирой шушукалась почти вся съемочная группа. Все началось с романтических посиделок на берегу Черного моря, а спустя пять лет закончилось свадьбой. Вова поступил в МГУ на геологический факультет. После расставания с Ирой он закончил Академию внешней торговли по специальности экономист-международник. В настоящее время Володя работает начальником аналитического отдела российского "Красного Креста". Ира Савина (Попова) (Катя Панферова) Ира оставила фамилию первого мужа, Володи Савина, расставшись с которым она снова вышла замуж. Ира играет в Театре им. Ермоловой, иногда работает на озвучании фильмов. Когда начались съемки, Ирине уже исполнилось 14 лет, и она оказалась старше всех остальных девочек. Может быть, именно поэтому ей удалось завоевать сердце Володи Савина. По окончании работы в фильме Ричард Викторов посоветовал ей поступать в театральный. Долгое время Ира снималась в кино, но в конце концов выбрала театр. В данный момент в силу профессии она продолжает тесно общаться с Владимиром Басовым, который сыграл в "Кассиопее" и "Отроках" отвязного Лба. Ольга Битюкова (Варвара Кутейщикова) Олю отобрали на роль последней из всей семерки. Наверное, она была самой непосредственной из всей компании. Когда после выхода "Кассиопеи" ее стали узнавать на улицах, она думала, что мир создан только для нее. Однако судьба быстро поставила на место. Неудачи стали преследовать Олю одна за другой — провалы при поступлении во ВГИК и институт культуры, сплошные разочарования на фотопробах, ни одного предложения со стороны режиссеров! Мечты об актерской карьере пришлось на время оставить. Лишь потаскав несколько месяцев тяжеленные диссертации в Ленинской библиотеке, Оля получила приглашение на роль. Потом она работала в кино и параллельно училась на конструктора одежды. После развала отечественного кинематографа Битюковой, как и другим, приходилось искать побочный заработок. С некоторым смущением она сообщила, что работала дилером в одной из известных компаний. Сейчас Оля снимается в студенческом сериале у режиссера Игоря Шавлака, играет декана факультета. Надя Овчарова (Юля Сорокина) Выбрала для себя другое амплуа и пошла в певицы. Одно время она пела в хоре Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Пару лет назад Наде и ее мужу (тоже певцу) дали квартиру, и ее связь с остальными ребятами прервалась. Новая жилплощадь пришлась Наде как нельзя кстати. Шести Надиным карапузам будет где порезвиться. Дима Ледогоров (Агапит) Сыгравший колоритного лысого инопланетянина, Дима, отучившись в свое время в школе-студии МХАТ, несколько лет назад уехал в Новую Зеландию. По словам иногда общающейся с ним по телефону Ани Викторовой, он играет в тамошнем театре и преподает актерское мастерство. Саша Григорьев (Паша Козелков) Одни говорят, что он не выдержал испытания славой, другие, что просто сделал свой выбор. Прослужив в армии, он пропал из поля зрения своих прежних друзей. Однажды Дима Ледогоров ехал домой с какой-то встречи. Поймал такси, открыл дверцу, и вдруг из машины раздается: "Садись, Лысый!" Шофером такси оказался Саша. Он и по сей день водит машины с шашечками на бортах. Его жалеют, но, кто знает, может быть, профессионально крутить баранку все же лучше, нежели играть в эпизодах. Михаил Ершов (Виктор Середа) Миша выделялся среди остальных мальчишек. Взрослые сильно удивлялись его необычному поведению: он относился к роли как вполне профессиональный актер, очень серьезно воспринимал свою работу и был чуть ли не единственным из ребят, для кого съемки в кино не были сопряжены с двойками в школе. Более раскованные и хулиганистые Савин, Григорьев, Басов и Ледогоров часто его доставали, но он на них не обижался. Миша Ершов попал на съемки совершенно случайно. На репетиции парада, посвященного дню рождения доблестной пионерии, к Ершову подошла ассистент режиссера. Приняв ее поначалу за злобную тетю, которая собирается заставить его нести тяжелые плакаты, мальчуган хотел тут же рвануть прочь. Однако ушлая женщина все же успела всучить ему приглашение на фотопробы. О работе в "Кассиопее" у Миши остались самые теплые впечатления. Он до сих пор помнит, как Смоктуновский пожалел проголодавшегося мальчугана и заботливо протянул ему уже очищенный апельсин. Казалось бы, вполне обеспеченная блестящая кинокарьера у Ершова не сложилась. В силу определенных личных причин он решил оставить кинематограф. Миша закончил обыкновенный технический вуз и сейчас работает в Московском метрополитене, обеспечивая его нормальную жизнедеятельность.



    Партнеры