Транспортная суперстройка нового века

Официальные лица утверждают: у России, помимо сырья, существует и неисчерпаемый мощный ресурс – географически наша страна является естественным мостом между Европой и Азией. Поскольку она занимает более 30% Евроазиатского континента, она просто обязана зарабатывать деньги на транзитных перевозках. Трансконтинентальный транспортный коридор «Север-Юг» (Шри-Ланка, Индия, Арабские Эмираты, Иран, Каспийское море, Россия, Украина, Белоруссия, страны Балтии) – один из трех суперпроектов века, который позволит странам-участникам стать законодателями правил игры в мировой торговле и увеличить доходы от перевозок на миллиарды долларов.

Генеральное соглашение о создании коридора «Север-Юг» было подписано еще в 1999 году. Речь идет о строительстве целого комплекса транспортного хозяйства, включающего в себя железнодорожные ветки, автомагистрали, линии электропередач, телекоммуникаций, а также всю сопутствующую инфраструктуру (терминалы, заправочные станции, гостиницы и т.п.).
Считается, что идея строительства транспортного коридора «Север-Юг» принадлежит владельцам Суэцкого канала – главной на сегодняшний день «трубы», через которую проходят все морские грузы из Европы в Азию. Но, как заметил Павел Бородин, «Суэцкий канал действительно похож на трубу, вот только любая труба имеет тот недостаток, что она не расширяется».
Министерством транспорта России подсчитано: использование коридора «Север-Юг» позволяет в два раза сократить сроки доставки грузов. Странам-участникам это обеспечит занятость огромного числа специалистов и выведет на новый уровень использование информационных технологий.
Объемы торговли между Европой и Азией сейчас достигают $600 млрд. в год. Общий объем перевозок грузов в контейнерах между Западной Европой и Восточной Азией превышает 6 млн. единиц в двадцатифутовом исчислении (TEU) при общей стоимости товарной массы $250 млрд. Но перевозятся грузы преимущественно морем – через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море, либо по азиатским железнодорожным магистралям. При этом Россия ежегодно получает от транзита по своей территории немногим более миллиарда долларов. Для сравнения: транзитные доходы Советского Союза достигали $15 млрд.
По предварительным оценкам, развитие инфраструктуры российских международных транспортных мультимодальных коридоров до 2010 года потребует инвестиций в размере около $20 млрд. При этом среднегодовой объем финансирования из российского бюджета составит всего около $0,5 млрд. Все остальные работы будут финансироваться за счет собственных и привлеченных средств предприятий. Российские власти рассчитывают и на привлечение иностранных инвестиций в размере $220–250 млн. в год, а также льготных кредитов Европейского инвестиционного банка.
Доходы за счет развития транзита только в России составят к 2010 году порядка $8–9 млрд. в год. Помимо всего прочего, загрузка транспортной инфраструктуры будет способствовать стабилизации тарифов. Ожидается, что к 2010 году объем перевозок экспортно-импортных грузов увеличится на 30–35% и составит около 650 млн. тонн.
Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что «в перспективе отечественный транспорт должен идти хотя бы на шаг впереди остальных секторов экономики». По прогнозам экономистов, рост мировой торговли будет все сильнее опережать рост мирового производства. При этом наиболее быстрое увеличение товарообмена произойдет в треугольнике «Северная Америка – Европа – страны Азиатско-Тихоокеанского региона». По словам министра транспорта Сергея Франка, «даже беглого взгляда на глобус достаточно, чтобы оценить естественные преимущества России как кратчайшего моста между Европой и Азией. Грузопотоки, соединяющие Европу с Японией, Китаем, Индией, другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, имеют очевидное тяготение к российским транспортным коммуникациям. Международный транзит через российскую территорию – это огромный, но пока недостаточно полно реализованный национальный ресурс России. Общая цена рынка евроазиатских перевозок составляет не менее $5 млрд. И у России есть все предпосылки к тому, чтобы успешно его освоить».
Как свидетельствуют аналитики, преимуществом транзита через Россию и Белоруссию является и то, что для его осуществления нет необходимости разворачивать в колоссальных объемах строительство новых коммуникаций – железных дорог, автомагистралей, портов, пограничных переходов и терминалов. У имеющихся есть достаточный запас пропускной способности. Подсчитано, что только по российским железным дорогам в транспортном коридоре «Север-Юг» в ближайшем будущем смогут перевозить не менее 10 млн. тонн грузов ежегодно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру