Темные лошадки

Наступивший год, руководствуясь астрологическим гороскопом, положено считать годом Черной Лошади. Где черные, там же и темные лошадки, от которых никогда не знаешь, чего ждать. Грозит ли нам в 2002 году повстречаться с «темной лошадью» – на этот вопрос отвечают российские политологи.

Валерий ФЕДОРОВ, директор Центра политической конъюнктуры России:
«Я советовал бы присмотреться к нескольким молодым политикам, которых, по моему мнению, ждет при Путине большая карьера. Это, прежде всего, Борис Грызлов – министр внутренних дел, реализующий широкомасштабную реформу ведомства. По ее итогам, не исключаю, Грызлова ждет дальнейший должностной рост, благо министр обладает бесценным опытом публичной политической деятельности.
Земляк Грызлова, Александр Беспалов, в декабре стал председетелем Генерального совета Всероссийской партии «Единство и Отечество». Его задача на 2002 год – быстро провести слияние «Единства» и «Отечества», очистить партию от балласта, подготовить ее к парламентским выборам 2003 года. Если эту задачу удастся решить, думаю, «старшие товарищи» с радостью уступят Беспалову место единого лидера центристов.
Многообещающим выглядит будущее Сергея Миронова, недавно ставшего спикером Совета Федерации. Он уже зарекомендовал себя как политик, способный к выдвижению неожиданных, даже эпатажных инициатив. Миронов проанонсировал свое нежелание мириться с ролью «штамповщика» решений, принятых в Думе, и намерение превратить верхнюю палату в альтернативный и равноправный орган законотворчества. С учетом состава новых членов СФ интрига обещает быть напряженной и интересной. Новый год покажет, сможет ли победить в ней Сергей Миронов.
Единственный не петербуржец, от которого я ожидаю мощного карьерного роста в новом году, – Сергей Кириенко. Это, на мой взгляд, единственный полпред, который не ограничивает свою работу «инвентаризацией» подотчетной территории, а всерьез пытается влиять на ситуацию внутри каждого из регионов. Своей активностью на посту полпреда Кириенко создает себе отличные возможности для кадрового продвижения на федеральном уровне. Его повышение открыло бы новую страницу и для всего корпуса полпредов – станет понятно, на что рассчитывать «генерал-губернаторам» в будущем.
Ну а главным призом в 2002 году для всех «темных лошадок» станут три почти одинаково статусных для России поста: главы Центробанка, премьер-министра и руководителя президентской администрации».

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:
«Год пройдет в ожидании «темной лошадки». Из-за того, что политика государства и, в первую очередь, экономическая политика правительства не направлены на решение ключевых проблем, которые реально стоят перед обществом, 2002 год будет годом проедания накопленного запаса прочности и все более наглядного приближения страны к экономическому, политическому, системному кризису.
А когда общество видит, что стоит на пороге кризиса, то инстинктивно начинает искать новых вождей, ту самую «темную лошадку», на которую можно будет поставить и которая, в конечном итоге, вывезет. В процессе этого поиска общество будет очень много обманываться и ошибаться, но лошадка обнаружится в совершенно неожиданном месте.
Самое интересное, что такой «темной лошадкой» может оказаться действующий президент. Ведь сколько мы о нем два года назад знали, столько мы о нем знаем и сегодня. За прошедшее время стало очевидно только одно – он блестящий интуитивист. И главная его сила в этом. Может случиться так, что система рухнет – а Путин останется.
Так что любителям поискать «темную лошадку» я советую чаще оглядываться не на Березовского, Гусинского, Лебедя, да и на никому неизвестных патриотов или коммунистов, а на прекрасное здание на Красной площади, которое виднеется из-за Кремлевской стены».

Игорь БУНИН, генеральный директор Центра политических технологий:
«В 2002 году никакой экономической угрозы для России я не ожидаю. Некоторые прочат нам аргентинский вариант, однако на нынешнюю Аргентину мы были похожи до кризиса 1998 года. Сейчас же ситуация поменялась радикально.
В будущем году нас ждет не меньший, а даже больший экономический подъем, который мы пережили в прошлом году. Даже колебание цен на нефть не представляет для нас особой угрозы. Перед Россией открылась перспектива партнерских отношений в этой сфере с США. Америка желает диверсифицировать свои нефтяные связи, и на этом поприще мы вполне можем посоперничать с Саудовской Аравией. В Россию приходят такие уже борющиеся за наши нефтяные корпорации компании, как BP и Shell.
Можно слепо следовать в фарватере американской стратегии, можно иногда проявлять фронду а-ля Шарль де Голль 60-х, можно, как Китай, попытаться создать свою региональную мини-империю.
Сами США, видимо, не сделали свой окончательный выбор и колеблются между наплевательским отношением к России и поддержкой последней. Пока нет стопроцентной уверенности в том, что победит вторая точка зрения, но скорее всего это произойдет. И тогда США будут стремиться если не сделать Россию предсказуемым постоянным партнером, внешнестратегическим союзником, то, по крайней мере, вовлечь в некий прозападный курс.
Пожалуй, единственная «темная лошадь», которая способна проявиться на нашем пути в светлое будущее, – это кадровая политика, которая выражается в пристрастии президента Путина к своим людям. В этом нет ничего плохого, если бы не одно «но». Путин в отличие от своих новобранцев прошел трансформацию и адаптацию. Часть же его команды, в той или иной пропорции сменяющая ельцинский призыв, страдает комплексом «дежа вю» из-за того, что в 90-е годы находилась на обочине политического и социального процесса. Этим людям необходимо приложить еще много усилий для того, чтобы адаптироваться к новым политическим и экономическим реалиям. Например, я не уверен, что фигуры, альтернативные Александру Волошину, который отстаивает прозападный курс, будут требовать этого также жестко».

Сергей КАРАГАНОВ, председатель президиума Совета
по внешней и оборонной политике :
«Темной лошадки» не будет, а принудительных обстоятельств, с которыми обычно связывают это понятие, будет немало. Главным образом потому, что Россия еще не стала «усевшей», стабилизировавшейся страной.
Хотелось бы, чтобы события в большинстве своем были светлыми. Однако 2001-й был самым лучшим годом для России за последний период. Конечно, надеюсь на продолжение этой тенденции в 2002 году. Но, если брать в расчет происходящие социальные и экономические изменения, в это мало верится. Скорее всего, 2002-й будет не лучшим в истории России».

Андрей РЯБОВ, политический аналитик Московского центра Карнеги:
«Для появления «темных лошадок» нет причин. Возможных вариантов развития ситуации в стране всего два. Либо будет сохранена нынешняя полуельцинская модель, в которой верховная власть тесно сотрудничает с политическими и бизнес-элитами на основе признания интересов последних и сложившегося в предшествовавшие годы социально-экономического типа развития страны. Либо нас ждет попытка выйти за пределы этой модели и радикальная структурная реформа экономики, изменение баланса сил, существенное сокращение влияния олигархов на реальные механизмы принятия решений».

Георгий САТАРОВ, президент фонда «ИНДЕМ»
«Для российской политики характерно появление «темной лошадки» в год зеленого осла».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру