Мы должны уйти в мыле!

Игорь Нетто никогда не отдавал мяч на авось

  Перечисление всех его достижений заняло бы не одну страницу. Приведу самые-самые значимые: заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, 5-кратный чемпион СССР, 3-кратный обладатель Кубка СССР, обладатель Кубка Европы 1960 года, победитель Олимпийских игр 1956 года, капитан сборной СССР 1954—1963 гг. Это — Игорь Нетто. Сегодня ему исполнилось бы 72 года. Не столь уж важно, круглая ли это дата. Важно другое — его помнят. И верю: не забудут никогда...
    
     В советском футболе можно смело насчитать десятки выдающихся полузащитников европейского и даже мирового уровня. Но и среди них связка Парамонов—Нетто вне конкуренции.
     “Игорь, — рассказывает другой великий спартаковец Никита Симонян, — в совершенстве владел скоростной техникой: обыграть соперника, рвануться вперед, нанести удар, выложить партнеру идеальную передачу — вот это была его игра. Но характер у Игоря был тяжелый. Он никому не прощал ни малейшей оплошности в игре, грыз всех нещадно. Он, например, мог комментировать действия великого Сальникова: “Ты что, для кухарок играешь?..” Или Тищенко: “Хохол, куда лезешь, что делаешь?!” Тренер Гуляев дает тренировочное задание — следует реплика Нетто: “Этой ерундой мы заниматься не будем”. Вмешивается Старостин, отстаивая правоту тренера, а Нетто в ответ: “Нам нужно играть в футбол, уйти в мыле, а нам предлагают монотонные упражнения. Это футбол прошлого века”. Гуляев предлагает Нетто чаще использовать длинные передачи и слышит в ответ: “Я всегда буду отдавать мяч своему, а не на авось. В деревенский футбол “бей-беги” играли в ваше время”. Тренер возражает, а Нетто — свое: “Не говорите глупости”. Да, человеком он был сложным, но “Спартак” 11 лет подряд избирал его капитаном команды...”
     Николай Петрович Старостин вспоминал: “Игорь никогда не помышлял о том, кому достанутся аплодисменты, кто забьет. Он исключительно честно относился к тяжелейшему труду футболиста. Именно этим и объяснялась его беспощадная требовательность к себе и партнерам”.
     Один год спортивной карьеры Нетто работал начальником хоккейной команды “Спартак”. В 1969 году три недели мы жили в одном номере стокгольмской гостиницы “Континенталь”. Игорь был молчалив, порой замкнут. Но вот о своем “Спартаке” мог говорить часами. Однажды я спросил: “Что для футболиста важнее — команда или семья?” Игорь надолго задумался, а затем ответил: “Смотря какая команда и смотря какая семья... Для меня “Спартак” — это мой дом, моя семья, мой Николай Петрович Старостин”. Но тем не менее каждый раз через день, ровно в 23 часа, ждал звонка из Москвы от жены Ольги Яковлевой, народной артистки России. Я специально уходил из комнаты, но, вернувшись, находил его в приподнятом настроении, улыбающегося.
     Последние годы жил он одиноко, больше в больнице. Колоссальными усилиями Симоняну и Парамонову удалось пробить ему квартиру, и двойной обмен позволил Нетто жить в любящей и заботливой семье брата Льва Александровича. Я посещал корпус №6 больницы имени Боткина, когда неизлечимая болезнь — рассеянный склероз — приняла ужасающую форму. Погулять отпускали только с посетителями, потому что он уже путал имена друзей и знакомых, все время искал какие-то предметы и не мог найти свой корпус. Но и у столь больного человека случались просветления. Как же тепло, вдохновенно, по-сыновьи любовно говорил он у гроба Николая Петровича Старостина!
     Вчера состоялся традиционный матч ветеранов памяти Игоря Нетто, а сегодня на Ваганьковское кладбище придут сотни людей, могила утонет в живых цветах. И конечно, его помянут добрыми, от сердца идущими словами, традиционной чаркой водки на морозе. А потом по традиции все его друзья соберутся в доме Игоря Александровича...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру