Премьерный семьянин

Режиссер Дмитрий АСТРАХАН: “Я стеснительный человек, с кучей комплексов”

  Есть режиссеры, репутацию которым создает критика, а есть те, кому славу приносят исключительно зрительские симпатии. После очередного фильма Дмитрия Астрахана журналисты не устают негодовать в его адрес — мол, очередная сказка с предсказуемым концом, примитивные ходы и шутки, все это плоско и неумно, а спектакли “блещут” отсутствием драматургии и режиссуры. Но народ продолжает утирать слезы над его фильмами, а на спектаклях Астрахана всегда переаншлаг.
     Дмитрию Ханановичу 44 года. За это время он успел пять лет отработать худруком питерского театра комедии им. Акимова, снять более десяти художественных фильмов и поставить около сорока театральных пьес.
     В канун Нового года у Астрахана прошли еще две кинопремьеры — “Желтый карлик” и “Леди на день”.
“Приглашая Збруева на главную роль, я не помнил его лица”
     — Вы часто ошибались в первоначальном выборе актеров?
     — Бывало. Например, первоначально на роль урядника в фильме “Изыди” я взял одного известного актера. Он хорошо играл, все правильно, но что-то меня не устраивало, причем я сам не мог определить, что именно. Когда весь материал был отснят, я постоянно ругал себя за то, что впервые неудачно подобрал актера. По счастливой случайности весь этот материал оказался бракованным. Пришлось переснимать. Я обрадовался, потому что нашелся предлог для смены актера. Я тут же вызываю из Москвы другого артиста (съемки проходили в провинциальном городе. — Авт.). А в это время мой второй режиссер Витя Михайлов (главная роль в “Окне в Париж”. — Авт.) ушел в запой. Причем пил он так, что спаивал всю съемочную группу и вел себя совершенно неадекватно — постоянно кричал, шумел. И вдруг ночью меня осенило, что мой урядник должен быть как Витя — вечно пьяным и орущим. Я тут же даю отбой в Москву, а Михайлова приглашаю в свой гостиничный номер. “Витя, ты должен сыграть эту роль”, — говорю ему. На что он радостно воскликнул: “Я знал, что ты талантлив, но не думал, что настолько”.
     — В итоге вы его вывели из запоя?
     — Ничего подобного, свою роль он исполнял вдрызг пьяным. Он ведь утром, когда понял, в чем дело, дико испугался. Перед каждым кадром он опрокидывал стакан водки и только после этого начинал играть. Он всегда держал себя в градусе. А однажды произошла такая ситуация — Витя выпивает стакан и бежит в кадр, и тут оператор говорит: “Ждем пять минут, облачко появилось”. И так повторилось три раза. В итоге Витя закричал: “Да хрен с этим облачком, из меня градус выходит, пока ждем”. А если серьезно, я не приветствую во время съемок пьяных актеров. Исключение сделал только для него.
     — Случалось, что актер отказывался сниматься?
     — Ничего подобного в моей практике не было. Иногда актер не очень хорошо понимает сценарий, считает, что данная роль не для него, но я обычно убеждал его в обратном.
     — Почему на главную роль в фильме “Ты у меня одна” был приглашен именно Александр Збруев?
     — Долго шел поиск на эту роль. Нужен был образ человека, который в 60-е годы был романтическим героем, а спустя 20 лет стал трогательным ранимым неврастеником. Мы пробовали всех известных артистов. И совершенно неожиданно мой сценарист вспомнил про Збруева. Парадокс заключался в том, что я никак не мог вспомнить его лицо. В итоге мы пригласили его на пробы. Он, как школьник, внимательно читал сценарий, а потом сыграл пробу на полную катушку. Этим Збруев окончательно покорил меня. Мы не прогадали. В этом актере было удивительное сочетание мужчины и ранимого подростка, казалось, в нем жил этот закомплексованный инженер-неудачник, и при всей его голливудской внешности в нем есть какая-то трогательная беззащитность.
     — А где нашли девочку, сыгравшую молодую Неелову? По фильму она казалась прямо-таки копией известной актрисы.
     — На самом деле в жизни она совершенно не похожа на Неелову. У нее другие глаза, короткие волосы. Но вот когда я увидел этот рот, подвижный живой рот, сомнений не осталось. Ей надели парик, очки, и получилось то, что получилось. А вот вторая девочка, исполнявшая роль молодой Рябовой, действительно один в один похожа на нее. Она тоже не профессиональная актриса, а дочь моего старого приятеля.
“Со своей третьей женой я познакомился по пьяни в метро”
     Все газетные интервью и телевизионные программы с Дмитрием Астраханом похожи одно на другое. Удачливый режиссер, счастливый семьянин, красивая жена, трое детей... Однако...
     — Я терпеть не могу подобные love-story. Я всегда стараюсь быть честным с самим собой. Мне стыдно за немногие свои поступки. Например, я даже предположить себе не мог, что в моей жизни будут три жены. Раньше я всегда осуждал такие семьи. Мои родители прожили всю жизнь вместе, мои братья женились один раз и навсегда. Я не сомневался, что повторю их путь. А потом сам ушел из семьи. Моей второй жены Ольги (Ольга Беляева, сыгравшая роль жены алкоголика в фильме “Все будет хорошо”. — Авт.) теперь нет в живых. Я вспоминаю, что очень тяжело уходил от нее. На тот момент я уже познакомился с нынешней супругой Леной. Развелся официально, уже когда у нас с Леной родилась дочь... Меня до сих пор мучает чувство вины. Потому что Оли нет в живых.
     — Сколько лет вы прожили вместе с Ольгой?
     — Девять лет. Причем нам пришлось пережить очень многое — смерть нашего первого ребенка, потом Пашка родился... А потом я в самом нетрезвом виде ехал в метро и по уши влюбился в Лену. После третьей встречи с этой девушкой я бросил жену с ребенком. Мне стыдно за это, так нельзя.
     Ольга Беляева погибла несколько лет назад. В доме, где жили Оля с сыном Пашей, на лестничной клетке случился пожар. Они выбежали из квартиры и попали в самое пекло. Им чудом удалось выбраться из подъезда. После случившегося Оля прожила неделю. У семилетнего Паши ожог составлял 80% поверхности тела. После этого Дмитрий Астрахан сразу принял решение — Паша будет жить в новой семье.
     После трагедии друзья Дмитрия Астрахана нашли в Америке госпиталь, бесплатно лечащий ожоги у детей. Лена оставила двух совсем еще маленьких детей (Маша — 4 года, Наташа — около года) и вылетела в Соединенные Штаты. Три месяца она провела у Пашиной постели. К тому моменту у мальчика практически не было кожи. Частично на лице, на спине и на груди. Сейчас организм Паши почти полностью восстановился.
     — У вас трое детей, самому старшему восемь лет, он понимает, что за фигура его отец?

     — Пока еще не совсем. Хотя недавно на одном светском мероприятии у меня взяли автограф. Пашка посмотрел на меня многозначительно и восторженно протянул: “О-о-о-о”.
     — Дмитрий Хананович, вы познакомились с нынешней женой Еленой в метро? Вы до сих пор остаетесь романтиком?
     — Да, как видите, и в моем возрасте можно быть романтиком. В тот день я поздно возвращался из театра, уставший и выпивший, вероятно, поэтому и решился подойти к девушке. Ведь для меня это нехарактерная ситуация, до этого момента я никогда не знакомился в метро. Я начал приставать к ней с какими-то дурацкими вопросами, и мне побыстрее хотелось сообщить ей про мою профессию, что вот я такой известный. Когда я представился, она рассмеялась: “Этого не может быть!”
     Домой они вернулись только под утро...
     — А на следующий день я захотел ее увидеть. Сложил в голове информацию — про Кировский театр, про балет, плюс фамилию я уже знал — Елена Громова — и подумал, что сейчас поеду к ней. Приехал, позвонил по служебному телефону, ее долго искали... Часа полтора я ее ждал. Потом ее позвали. Я сказал, что, мол, ехал мимо театра — решил заглянуть... Третий раз мы встретились в магазине.
     А через четыре месяца Дмитрий ушел от жены.
 
    — В начале разговора вы говорили о своей застенчивости...
     — Я действительно очень стеснительный человек, с кучей комплексов.
“Меня сильно огорчает, что наши кинокритики меня не признают”
     — За короткий срок вы сделали больше десяти фильмов, пользующихся популярностью. Однако до сих пор отношения с киношными журналистами, мягко говоря, не складываются.
     — Конечно, как любому нормальному человеку, мне неприятно. Меня злят и обижают ваши материалы. Я привык, стараюсь не обращать внимания на подобные отзывы и продолжаю вкалывать как проклятый. Мне никто никогда ничего не приносил на блюдечке, мне никто ничего не дарил в этой жизни, я всего добивался сам. У меня даже никто из родных не был связан с театром. Родители — историки, а четыре брата — физики-математики. И фамильных сбережений у меня никогда не было.
     Однажды, в Питере, меня послали ставить спектакль в один театральный институт на самый провальный курс, на котором давно поставили крест по причине профнепригодности и непрофессионализма студентов. Я ставлю спектакль, после которого двое ребят становятся лучшими молодыми актерами года. Я не знаю, почему к моим работам так относятся критики, ведь они знают, что мои фильмы смотрят миллионы, а на моих спектаклях всегда аншлаг. Например, после показа фильма “Ты у меня одна” те же журналисты утирали слезы со словами: “Нет, так снимать нельзя!”.
     — Кинокритики называют вас режиссером, чьи фильмы запросто можно предсказать. Например, почти все они достаточно просты по сюжету и всегда заканчиваются хеппи-эндом?
     — А я считаю, что все мои фильмы, кроме “Перекрестка”, имеют трагическую развязку. И насчет простоты сюжета вы ошибаетесь. Например, фильм “Все будет хорошо” — далеко не простой фильм. Тот постулат, который нам вдалбливали с детства — “Надо быть хорошим человеком, и ты будешь счастлив”, здесь губится на корню. Мы все разные, и у нас разные способности, и каждому в этой жизни — свое. Одному — смерть на проходной завода, другому — карьера и девушка. В итоге главный герой приходит к полному краху. Он понимает, что бездарен, у него нет мечты, его бросила любимая девушка. Его никогда не полюбит принцесса! Это очень сложный фильм.
     — Но остальные-то герои счастливы?
     — Но основа фильма строится на главном герое. Такая же ситуация в фильме “Ты у меня одна”. Страна менялась в эпоху перемен, за бортом оказались миллионы чудных людей, они не виноваты, что прожили жизнь в другой стране. Когда все изменилось, они не смогли перестроиться. Збруев из чувства порядочности остается с женой, при том, что она уже несчастлива, потому что поняла, что он мог уйти к другой. Почему популярен сериал “Зал ожидания”? Потому что это фильм про капитализм. Кто-то прыгнул в поезд под этим названием, а кто-то нет. А в конце поезд переезжает мальчика, который погибает. Страшно...
     — Дмитрий Хананович, несмотря ни на что, вы создаете впечатление благополучного, счастливого человека, у которого сбылись все мечты. И все-таки есть что-то такое, о чем еще остается мечтать?
     — Я хочу, чтобы все мои фильмы пережили меня и остались любимы. Я знаю несколько супружеских пар, которые были на грани развода. После просмотра моих спектаклей и фильмов они забирали заявления. Единственное, что огорчает, — ни один мой фильм не был представлен на профессиональную премию. Лишь однажды, после фильма “Ты у меня одна”, были номинированы Збруев и Неелова, а про режиссера и сценариста так никто и не вспомнил. Я до сих пор не знаю, почему так происходит.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру