Штирлиц - автомат

Жареный петух для Масхадова

21 января 2002 в 00:00, просмотров: 300
  По тревоге поднимают экипаж военного самолета. Командир экипажа:
     — Штурман! Карты взял?
     — Да! Две колоды! Вчера купил...
     — Я спрашиваю про летные карты!
     — О, черт! Забыл!
     — Ну вот! Опять по пачке из-под “Беломорканала” лететь...

     Командиры военного экипажа, штурманы и пилоты скоро могут остаться без работы (только не надо в меня кидаться камнями — шучу, конечно). А вот то, что совсем недавно изобрели беспилотный самолет-разведчик “ГрАНТ”, — чистейшая правда. Нашумевший когда-то самолет-разведчик “Пчела” беспилотного комплекса “Строй-П”, обнаружившая не одну группировку бандитов в Ведено, — отдыхают. Для сравнения: “Пчела” весит 140 кг, продолжительность полета не превышает двух часов, а радиус боевого применения достигает 50—60 километров. “ГрАНТ” же весит всего лишь 20 килограммов, летает на расстояние 70 километров, продолжительность его полета — почти четыре часа, а максимальная высота подъема — 5 тысяч метров. А площадь охвата территории — три тысячи квадратных километров!
     Испытания “ГрАНТа” сейчас проходят на территории аэродрома Егорьевского аэроклуба. Миниатюрный самолетик со звериным ревом взлетает в воздух, делает разворот и еще долго кружит над нами. А потом мягко приземляется на глубокий снег.
     — На траву он садится помягче, — ухмыляются офицеры. — Только вот же беда: там, где он будет приземляться, — одни камни...
     Самолет, естественно, ведет только тактическую разведку, поэтому совсем отстранить людей от работы не может. “ГрАНТом” управляет всего один человек. Он в реальном времени на дисплее видит местность, над которой летит этот самолет, и с точностью до метра получает координаты элементов цели. Дешифровка идет вручную, а программа полета задается перед стартом.
     “Пассивный пилот” может регулировать скорость и направление полета, а также включать камеры — переднюю, боковую или перпендикулярно смотрящую под самолет. А то и все три одновременно! Управление на старте и посадке — ручное. Пилот непрерывно получает телеметрическую информацию в течение всего полета. А потом может сколь угодно долго рассматривать сделанные снимки. Его задача — с помощью этой чудо-машины обнаружить скопления боевиков, склады и машины для дальнейшего их расстрела.
     Кстати, этот самолет с большим успехом можно использовать и на “гражданке”. Например, во время лесных пожаров в пожароопасных районах, которые на машинах не объездишь. Пять литров 92-го бензина на четыре часа полета — копейки по сравнению с арендой вертолета для тех же целей. А еще “ГрАНТ” можно использовать при мониоринге газопроводов, водоемов и поиске полезных ископаемых.
     — Как судно назовешь, так оно и поплывет, — рассказывает главный конструктор самолета Николай Чистяков. — Конструировали мы красавца месяцев восемь. Сначала хотели назвать его “Танка”, но с таким именем далеко не уедешь. Был другой вариант — “Макар”, но и его тоже забраковали. Остановились на “ГрАНТе” (гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный). Окрестили его гражданским самолетом, чтобы военные умники указания не давали. И все же, — шепотом добавляет Николай Валерьевич, — это незаменимое средство для тактической воздушной разведки в Чечне.
     Хорошо, если “сверху” прислушаются к его словам. Но не исключено, что верхушка может решить так: дешевле отправить роту солдат на разведку (читай — на верную гибель), чем запустить такой самолет. А если собьют?..
     Действительно, самолет-разведчик — удовольствие не из дешевых.
     Но это уже не денежный вопрос, а скорее престижный.
    


    Партнеры