Триумф русских амазонок

У нашей живописи есть женское лицо

25 января 2002 в 00:00, просмотров: 292
  Феминистки могут быть довольны. В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открылась грандиозная выставка, посвященная исключительно женскому творчеству, — “Искусство женского рода. Женщины-художницы России XV—XX веков”.
     Более 200 отборных произведений собраны из крупнейших музеев страны. Здесь и “Московский Кремль”, и фонды самой Третьяковки. Свои закрома открыли Исторический и Русский музеи. Несколько интереснейших работ поступило из Музея изобразительных искусств Карелии. Наряду с музейными монстрами в выставке участвуют самые продвинутые наши галереи и частные собрания. Судя по всему, это первая такая попытка представить феномен женского творчества с момента его появления в русском искусстве до наших дней. Кстати, выставка на Крымском — лишь часть проекта. В начале февраля в залах Третьяковской галереи уже в Лаврушинском переулке откроется раздел женской графики, где будет представлено более 300 листов.
     Но вернемся на Крымский. Экспозицию открывают примеры фантастического мастерства древних русских золотошвей. Самые ранние из них — пелена “Рождество Богоматери” (1510 год) и ювелирно расшитое золотыми нитями и бисером полотно “Христос во гробе” мастериц из царицыных палат Ирины Годуновой . Вообще, вышивка была основным женским занятием древних веков. И лишь в XVIII веке в России появились первые непрофессиональные художницы. Можно даже назвать самую первую. Это императрица Мария Федоровна , жена Павла I, которая оставила истории вполне профессиональные натюрморты, написанные ею в конце того века. А ее дочь, великая княжна Елена Павловна , как оказалось, всерьез увлекалась восковыми барельефами на стекле.
     А вот и образец, как бы мы сказали, первого промоушна. В 1854 году девица Софья Сухово-Кобылина первой среди женщин была награждена золотой медалью Академии художеств. Сие действо она со всеми подробностями запечатлела на полотне. На самом деле открытий на выставке действительно много. Впервые можно увидеть работы многочисленных женщин-художниц уже XIX века. И только сейчас убеждаешься, что Ольга Лагода-Шишкина писала пейзажи не хуже своего христоматийного мужа. Весьма неплохая живопись была и у дочери не менее хрестоматийного Венецианова — Александры .
     Возможно, следующие разделы известны публике больше. Речь, конечно, идет о русском авангарде. Выставка “Амазонки авангарда”, проходившая несколько лет назад в этих же залах, с оглушительным успехом прокатилась по миру, что, возможно, и дало повод к нынешней экспозиции. Огромное полотно “Венеция” Александры Экстер открывает этот раздел, где представлены все — от Поповой до Гончаровой. Следом за авангардом — ярчайшие образцы сталинского официоза. Мускулистые женщины-радистки, работницы ферм и рыбных заводов — основные персонажи этих работ. Но как написаны!
     Фанерные персонажи Татьяны Назаренко из ее известной серии “Переход” — на лестничном пролете. С лестницы попадаешь уже в настоящее. На нижнем уровне — буквально вакханалия современного женского искусства. Айдан Салахова с видеоинсталляцией, проект Нины Котел , которая собрала фотографии мам и бабушек всех своих знакомых “художественных” девушек, феминистская фотосерия Людмилы Горловой “Как я люблю” — всем этим жанрам, освоенным женским коллективом не хуже современных художников мужского пола почему-то очень тесно. По сравнению с верхними “академичными” залами, где царит простор. Но это все, по большей части, ерунда. Главное сказано. Женское искусство было, есть и будет.
     Выставка “Искусство женского рода” продлится в Третьяковке на Крымском по 31 марта.
    


    Партнеры