Было 25 апреля. В 1997 году этот день пришелся на Страстную пятницу, когда распяли Христа. В сатанинском календаре Страстная пятница называется “праздником освобождения”.
Труп 16-летнего Рената Сибаева (фамилия потерпевшего изменена. — Авт.) с перерезанным горлом обнаружили рано утром 25 апреля рядом с железнодорожным полотном. Возле тела нашли окровавленные осколки бутылки. Картина вырисовывалась такая, будто Сибаев покончил жизнь самоубийством, разодрав себе горло бутылочной “розочкой”. Милицию Северо-Задонска, небольшого городка в Тульской области, эта версия вполне устраивала. А то убийств им только и не хватало!
Правда, в эту версию много чего не вписывалось. Например, выводы судмедэкспертов, которые не обнаружили в ране трупа следов стекла, а значит, горло было располосовано не бутылкой, а совсем другим предметом, предположительно — “лезвием режущего орудия”. Кроме того, версия самоубийства не вязалась с показаниями матери Сибаева, которая накануне, 24 апреля, встретила сына с приятелями вечером у дома 20 по Железнодорожной улице. У Рената, по ее словам, было хорошее настроение, и умирать он вовсе не собирался. Наоборот, обещал, что скоро придет домой. Только в гости зайдет... Кстати, рядом с вышеуказанным домом оперативники обнаружили “лужу жидкости, похожей на кровь” (как записано в протоколе).
В доме 20 по Железнодорожной улице проживала старушка — божий одуванчик, 73-летняя бабка Зина, Кузина Зинаида Петровна. В городе ее знали и уважали. Благообразная бабуля, пережившая войну и поднявшая на ноги троих детей. Старший сын, Валерий, шахтер, жил здесь же. Дочь и младший сын Сергей со своими семьями проживали отдельно.
Несмотря на преклонный возраст, бабка Зина, на зависть всем, была бодра и здорова. Она сама вела хозяйство и делала всю работу по дому. С соседями была приветлива, но в подружках у нее числилась только одна приятельница — бабка Ульяна, седовласая согбенная старуха, не чета живчику Кузиной. Но только ей и позволяла Зинаида Петровна переступать порог собственного дома.
...Оперативники постучали в дверь: надо же было выяснить происхождение “жидкости” у дома. Подождали. Постучали снова, уже настойчивее.
— Чего надо? — услышали незваные гости неприветливый фальцет бабки Зины. — Чего ходите? Чего вынюхиваете?
Одним словом, не пустила тогда Кузина милиционеров в свой дом. А те особо и не настаивали. Самоубийство так самоубийство. Им же лучше. А “лужу жидкости, похожей на кровь” дождем смоет — и делов-то.
Кто мог совершить такое злодейство в тихом провинциальном городке?
Это выяснилось довольно быстро. В тот же день по подозрению в убийстве задержали двух приятелей Левина, с которыми Глеб гулял накануне.
16-летний Артем Забродский и его ровесник Иван Куратов долго не отпирались. Забродский как бы между прочим сообщил оперативникам, что у него с приятелем были серьезные основания расправиться с Левиным, ведь тот... не верил в Сатану. Более того, когда Глеба привязали к дереву и потребовали отречься от Бога, он даже под страхом смерти не отрекся. Пришлось убить...
Показания Забродского и Куратова походили на бред. Сыщики решили, что подростки специально “косят” под психбольных, и продолжили допрос. Забродский подробно рассказал, как они привели Левина в лес, как привязали, как требовали, чтобы Глеб отрекся от Бога, как достали нож, как воткнули его в сердце распятому парню, как потом отрезали правое ухо...
— Это было жертвоприношение Сатане, — оптимистично закончил свой рассказ Забродский. — Но, правда, все было не совсем по ритуалу. Вот Сибаева мы убивали как полагается...
— ???
— Как раз на Страстную пятницу, в доме бабки Зины, — продолжали неожиданное признание подростки. — Она все заранее приготовила, и жертву мы заранее подыскали...
— Кто это “мы”? — поинтересовались опешившие оперативники.
— Да много нас там было. Человек 10... И сын бабки Зины...
Вторичный визит оперативников в дом 20 по Железнодорожной улице был подкреплен санкцией на обыск. 73-летняя хозяйка, в очках и чистеньком платочке, на этот раз была более благосклонна к представителям власти. Она провела их в дом, показала безупречные иконки, тщательно разложенные молитвы и акафисты... Одним словом, домик имел вполне благопристойный вид. Вот только запах смущал. Был он здесь какой-то специфический и преследовал гостей буквально во всех комнатах.
— Зинаида Петровна, а что вы делали вечером 24 апреля? — поинтересовались у старушки визитеры. — Точнее, в ночь на 25-е?
— Ась? На 25-е? Так ведь к Пасхе готовилась. 24-го — Чистый четверг, пасочки пекла...
Это была ложь! 24 апреля Кузина пекла не “пасочки”. Она готовила совсем другое блюдо, совсем для другого праздника...
“В апреле 1997 г. (более точная дата не установлена) Забродский, Куратов и Гуркин на почве служения Сатане пришли к Кузиным, где Кузин В.А. предложил совершить жертвоприношение Сатане накануне православного праздника Пасхи с целью “нагадить Богу”.
К “празднику освобождения” бабка Зина подготовилась по всем сатанинским правилам. На окна повесила черные занавески, на стол постелила черную скатерть. Даже свечи черного цвета где-то раздобыла. В общем, получилось как в детской страшилке: в черном-черном доме стоит черный-черный стол...
Подростки, подтянувшиеся в дом Кузиных ближе к вечеру, даже не ожидали, что все будет так “торжественно”. Хотя восемь из девяти пришедших гостей знали, что здесь будет происходить. В неведении был лишь один — 16-летний Ренат Сибаев. Его позвали в гости к бабке Зине “пропустить по маленькой” по поводу предстоящей Пасхи, и он ожидал увидеть накрытый стол. Интерьер же в мрачных черных тонах его заинтриговал. Но не испугал. Не дрогнул он и тогда, когда бабка Зина раздала его приятелям треугольные, как у куклуксклановцев, балахоны. А приказ “раздевайся!” принял за шутку...
Из приговора: “Присутствующие, действуя по предварительному сговору, совместными усилиями раздели Сибаева, полностью обнажив его, принудительно привели его к столу, объявив ему о намерении принести его в жертву Сатане. После этого положили его на стол лицом вверх так, что ноги ниже колен свисали со стола, и стали удерживать против воли...”
Держали его крепко. Вокруг расставили горящие свечи — по числу участников обряда. Бабка Зина начала бормотать какую-то сатанинскую молитву...
То, что переживал Ренат в последние минуты жизни, вряд ли возможно описать. Подростки, участвовавшие в этом страшном обряде, говорили потом на допросах, что Сибаев в тот момент “просил его не убивать”.
За этими сухими показаниями — беспомощные слезы, мольбы о пощаде, застывший ужас в глазах, страх перед неотвратимой смертью... И надежда... До последнего мига... Даже когда достали кинжал...
Из приговора: “С началом чтения молитвы Кузин В.А. нанес удар лезвием ножа в шею Сибаева, после чего передал нож Забродскому, который так же нанес ему один удар лезвием ножа по шее. После этого поочередно все присутствующие нанесли по одному удару лезвием ножа в шею Сибаева, углубляя и расширяя ранее причиненную рану. Кузина З.П. в это время читала молитву...”
Ренат умер не сразу. Он долго хрипел. Из его горла хлестала кровь, которую бабка Зина заботливо собирала в банку. Когда же Сибаев затих, она перестала бормотать заклинания и велела всем сатанистам хлебнуть из банки по глотку. Пока “кубок” шел по кругу, Кузина проворно забралась на стол и взгромоздилась на мертвеца. Прыгая и приплясывая, старуха заголосила что-то непонятное, а оставшиеся внизу “куклуксклановцы” пошли вокруг стола хороводом. То был танец поклонения Сатане.
Но на этом обряд был не закончен. Дальше полагалось одеть труп и вынести его из дома. Но не через калитку, а через дырку в заборе.
Подростки выломали доску и сквозь проем пропихнули труп Сибаева. Рядом с проломом на земле нарисовали пентаграмму — сатанинский знак — полили его все той же кровью из банки, затем поднесли к пентаграмме труп и допили — каждый по глотку — оставшуюся кровь. Это означало открытие ворот в ад...
Вот теперь обряд был завершен. Труп своего бывшего приятеля сатанисты отнесли к железнодорожному полотну, рядом разбросали осколки от бутылок, предварительно испачкав их кровью — авось примут за самоубийство — и разошлись по домам.
Прежде чем их арестовали, прошло 2,5 месяца.
Удалось также перехватить письмо Забродского, которое он адресовал своим родным. В послании говорилось, что, мол, в случае моей смерти положите меня в гробу вниз лицом и ни в коем случае не носите в церковь.
Кстати, о родных. По словам прокурора Галины Жилинской, многие родители прекрасно знали об “увлечениях” своих детей. Знали, что те часто собираются для странного времяпрепровождения на территории местного детского сада. Да и литература в их домах появлялась своеобразная. Но почему-то никто на это не реагировал. Родители относились ко всему этому с потрясающим равнодушием. Зато потом били себя в грудь, дескать, мой ребенок такого совершить не мог, и при этом активно поддерживали версию самоубийства Сибаева. Нашлись даже свидетели того, как Сибаев самостоятельно шел вдоль железной дороги, весь в крови, с бутылкой в руках. Это в суде под присягой подтвердили аж 6 человек. К версии самоубийства подключили и местную прессу, после чего на стене прокуратуры появилась сатанинская пентаграмма.
Но ни прокуратура, ни судьи угроз не испугались. Всех подсудимых признали виновными и назначили разные сроки наказания: от 8,5 до 9,5 года лишения свободы. Повезло только бабке Зине. Суд учел, что “Кузина З.П. непосредственного участия в убийстве не принимала (т.е. ударов ножом не наносила. — Авт.), ее преклонный возраст и состояние здоровья”. В результате — всего 5 лет лишения свободы.
Что ж, гуманно. Старость надо уважать.
С учетом того, что большую часть наказания Кузина отсидела во время следствия, в неволе ей осталось провести всего ничего. На свободу она выйдет уже нынешним летом — 17 июля...
В Северо-Задонске ее ждут. И, по всей видимости, не только там.
По мнению специалистов, “сатанинский кружок” в тульском городке — всего лишь часть огромнейшей организации, корни которой находятся в Москве. По данным МВД, в столице сейчас действует до десяти тысяч организованных сатанистов, и число их, к сожалению, растет...