Уж замуж невтерпеж

реки Сунгари

  Гражданский брак (согласно словарю Даля — сожительство) сегодня стал распространенным явлением. молодые (и не очень) мужчины и женщины все реже идут в загс, чтобы “окольцевать” друг друга, а охотнее ложатся в общую постель без юридического документа, не обременяя себя ни материальной, ни моральной ответственностью, ни детьми. Семья “без статуса”. Так ли уж безобиден этот, как правило, временный союз, хотя и обрамленный благородным определением “гражданский”? В чем проигрывает он традиционной росписи в загсе и венчанию? Ответить на эти вопросы мы попросили специалистов разных областей науки: ученых, медиков, юристов, социологов...

ДОБРО ПИЛЯТ ПОРОВНУ

     Вячеслав ФОКИН, кандидат юридических наук:
     — Увы, в гражданских браках, в абсолютном большинстве, девушки оказываются “страдательной” стороной. Я это знаю как юрист. Закон не защищает женщину в “свободном браке” ни с материальной, ни с юридической точек зрения. Она может полагаться лишь на порядочность “неофициального мужа”. Ни Гражданский кодекс РФ, ни Семейный кодекс РФ не предусматривают статей, защищающих женщин в гражданском браке.
     Далее, только в официальном браке есть понятие — общая собственность супругов, которая при разводе делится поровну. (Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ст. 256). Наследство, если “гражданский супруг” умирает, тоже надо доказывать. (Третья часть Гражданского кодекса РФ, ст. 1148).
     Еще сложнее с детьми. Начиная от установления отцовства, в том числе в судебном порядке, и заканчивая алиментами.
     Александр СИНЕЛЬНИКОВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры социологии социологического факультета МГУ:
     — К гражданским бракам отношусь нормально. Но их преобладание — было бы явлением нежелательным, так как привело бы к кризису брака как такового. А незарегистрированных браков сейчас очень много. Значительно больше, чем фиксируется статистиками официально.
     Исследования ВЦИОМ репродуктивного здоровья российских женщин показали, что незарегистрированных браков 1996 году было 22 процента, а в 1999-м — уже 30 процентов. Причем чем моложе были респонденты, тем больше было среди них неофициальных жен и мужей.
     Сегодня выборочные исследования говорят о том, что в гражданском браке живет едва ли не каждая третья молодая пара.
     Этот тезис подтверждает и статистика в отношении детей, рожденных в незарегистрированных браках. Если в 70-х их было всего 10—11 процентов, в 80-х — 13—14 процентов, то в 1999-м — 27,9 процента. Если быть точным, из 339 тысяч детей 152 были зарегистрированы на основании совместного заявления обоих родителей, а 187 тысяч — по заявлению одной матери. Как видим, явление стало масштабным.

КУХОННЫЙ КОМБАЙН

     А теперь от сухих цифр перейдем к психофизическому благополучию “необраченных”.
     Ольга Львовна САВОСТЬЯНОВА, психиатр, кандидат медицинских наук:
     Гражданские браки помолодели. Некоторые девушки начинают жить с мужчинами (как правило, старше себя), с 14—16 лет, не задумываясь о своем здоровье. Далеко не все знают, что при наступлении беременности до 18 лет “шансы” умереть в родах почти в пять раз выше, чем у беременных женщин 20—25 лет.
     Другая беда. Члены незарегистрированных семей чаще употребляют алкоголь и наркотики, имеют болезни с половым путем передачи. Отчасти это связано с низкой “моральной” ответственностью “супругов” друг перед другом. Отчасти — с уже упомянутым розовым возрастом.
     По поводу ответственности хочу заметить вот еще что. Не так давно в Европе и США были проведены широкомасштабные исследования психического здоровья населения. Среди молодых мужчин и женщин до 25 лет число психических расстройств было примерно одинаковым. Но с возрастом у одиноких мужчин психических заболеваний становится больше, чем у женатых.
     У женщин, правда, ситуация обратная: количество депрессивных состояний у замужних с возрастом возрастает в три раза по отношению к незамужним и разведенным. Однако эти цифры больше соотносятся не со статусом “семейной дамы в семейной драме”, а с родом занятий. Подавляющее число депрессий регистрируется в семьях, где женщине отведена исключительно роль домохозяйки.

ЧИЖИК-ПЫЖИК, ЧЕЙ ТЫ БЫЛ?

     Мониторинг московских семей, проведенный Научно-исследовательским центром Московской гуманитарно-социальной академии, показал следующее: замужних и женатых среди опрошенных — 66%; живут вместе, но не состоят в официальном браке — 7,6%; разведены — 16,2%; в первом браке живут — 75,4%; во втором браке — 18,7%; в третьем браке — 2,4%; детей имеют — 93,1%; неполных семей, где детей воспитывает, как правило, одна мать — 75 тысяч.
     Тамара Алексеевна ИСТОМИНА, заместитель председателя Комитета по делам семьи и молодежи правительства Москвы:
     — Цифра — 7,6 процента опрошенных — “живут вместе, но не состоят в официальном браке”, думаю, не соответствует действительности. Просто у нас не принято афишировать внебрачные связи, и “длительные отношения”. Даже если они вполне благополучны. На самом деле таких значительно больше. Об этом говорят те же матери-одиночки: их едва ли не третья часть среди молодых матерей детородного возраста.
     Я за семью в традиционном понимании этого слова. В гражданских браках (знаю это по долгу службы) возникает очень много проблем, трудностей при установлении места жительства “гражданских детей” и их родителей, отцовства, обязанностей. И нравственная сторона скользкая. Финансовая и юридическая незащищенность матерей, неопределенность в отношениях, необязательность, свобода (в кавычках) влияют на психику матерей. В результате — рождаются нездоровые дети.
     Это не только мое мнение. Такой вывод прозвучал из уст специалистов в ноябре 2001 года на II Всероссийском конгрессе “Мир семьи”, прошедшем в Москве.
     Вдумайтесь: только в Москве, только за один 1999 год, только в возрастной группе малолетних матерей (от 15 до 19 лет) по заявлению матери (это когда вообще не указывается, кто отец ребенка) зарегистрировано 1063 малыша. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: безотцовщина, отсутствие гармоничного воспитания, ухода (в том числе и за больным ребенком), внимания и т.д. Да и государство пока слабо заботится о семьях, не зарегистрированных в официальном браке.

О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ!

     Как видим, гражданские браки стали массовым явлением, приметой нашего времени. Но государство ведет себя так, будто ничего этого нет и в помине.
     Во всяком случае ни один государственный орган — будь то Минздрав или МВД, — не фиксирует последствия такого сожительства. Нет статистики, говорящей о том, сколько “незаконных браков” становится законными, сколько отцов признает своих детей и сколько мам с детьми, рожденными в гражданском браке, обеспечены жильем... И т.д. и т.п. Государство просто отдало на откуп самим “неофициально брачующимся” все их проблемы: материальные, юридические, морально-этические, вплоть до криминальных.
     Не успевает и право за быстро меняющимся сознанием современников, их новой логикой жизни. Все это не способствует нормальному развитию новых “ячеек” общества, здоровью нового поколения, составляющего едва ли не треть нации. Общественное мнение сегодня достаточно снисходительно относится к альтернативным формам семьи. И то слава богу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру