Женсовет Федерации

Личная жизнь сенаторш близка к “Санта-Барбаре”

  К женщинам, вдруг попавшим в большую политику, многие обыватели почему-то относятся примерно так же, как к дамам за рулем — настороженно-скептически. Это притом что автомобилисток в нашей стране несравнимо больше, чем женщин-политиков... В Думе их сейчас 34. А вот в Совете Федерации до недавних пор царил практически полный патриархат — сугубо мужскую компанию разбавляла только губернатор Корякского округа Валентина Броневич.
     Теперь феминистки могут порадоваться: дам-сенаторш стало целых пять. Но в отличие от коллег-мужчин, “засвечивающихся” в прессе чуть ли не каждый день, они пока находятся в глубокой тени. Мы решили восстановить справедливость...

    
     АНЕКДОТ ДНЯ: — Когда состоялись первые российские выборы?
     — Когда бог поставил Еву перед Адамом и сказал: “Выбирай себе жену”.

ЛЮБОВЬ ОРЛОВОЙ

     “Ох, не выходи замуж за моряка, поматросит и бросит!” Наверняка лет двадцать назад подобную мораль не раз приходилось выслушивать будущему сенатору от Кемеровской области, а тогда просто веселой и беззаботной студентке Светлане Орловой.
     С широкоплечим красавцем Виктором она познакомилась в гостях у друзей в канун старого Нового года. От нового знакомого веяло какой-то бесшабашной свободой, а в глазах его, казалось, отражается море. Виктор все застолье глядел только на Свету, а потом то ли в шутку, то ли всерьез сказал друзьям: “На этой девушке я женюсь”. И — женился!
     “У нас с Витей — вечная любовь”, — смеясь, рассказывает корреспонденту “МК” сенатор Орлова. Сейчас это уверенная в себе, энергичная дама в ярко-алом деловом костюме, на котором вместо сенаторского значка красуется легкомысленная брошка-цветок... Когда отзвучал Мендельсон и белоснежное платье заняло законное место в шкафу, Светлана на деле поняла, что такое быть женой моряка. Молодой супруг месяцами жил в море, лишь изредка наведываясь домой. Но жена времени даром решила не терять и стала подниматься по карьерной лестнице. Педагог по образованию, она довольно быстро перебралась из владивостокской школы-интерната в кабинет крайкома партии. А в 93-м ее избрали депутатом Госдумы от “Женщин России”. “Это было так неожиданно! — вспоминает Светлана Юрьевна. — Я тогда была в Корее, в командировке. Смотрю в номере телевизор, и вдруг в объявлении по Си-эн-эн слышу, что прошла в российскую Госдуму, представляете?”
     Так Орлова поменялась с мужем ролями. Он перешел работать в порт, она уехала в столицу. А те несколько дней в месяц, что проводила во Владивостоке, обычно были забиты депутатскими обязанностями. Так что внимания семье доставались лишь крохи... Сейчас супруги наконец-то “встретились” — Виктор трудится в Москве в крупной “морской” фирме. “За эти годы мы так мало бывали вместе, что теперь стараемся каждое свободное мгновение проводить друг с другом. Покататься в субботу-воскресенье на лыжах или хотя бы просто поужинать вдвоем после работы”, — откровенничает Светлана Юрьевна.
     Бывало в жизни Орловой и такое, что она бросала любимую политику. Например, два года назад вдруг переключилась на... спутниковую связь и цифровые технологии, став вице-президентом крупной фирмы. Но предложению стать сенатором противиться не смогла. “После шести депутатских лет я чувствую себя в политике как рыба в воде, — утверждает Светлана Юрьевна. — И могу сравнивать: например, выступления в Совете Федерации по закону о лизинге были более экономически грамотны, чем в Думе”. До таких тонкостей, согласитесь, не всякий мужской ум дойдет...
     Как жена моряка, Орлова обожает море и владеет всеми водными “науками”. Как-то: ловит на удочку рыбу, плавает, ныряет с яхты, управляет катером. А зимой любит покататься на горных лыжах и снегоходе. Рецепт бодрости у Светланы Юрьевны простой: “Я призываю бизнес-леди и других независимых дам: “Женщины, не бросайте мужчин!”

САМОЛЕТ НАД ГЛАДИЛЬНОЙ ДОСКОЙ

     Гул самолетных двигателей, объявления диспетчеров о взлетах-посадках... До недавнего времени представительница от Амурской области в СФ Галина Буслова о том, чтобы стать чиновницей, даже не хотела слышать. Она фанатка авиации. А началось это совершенно случайно. Галина Семеновна по образованию тоже учительница. Сеяла в колхозной школе знания о предлогах, глаголах и великих русских писателях. Но когда родились два сына (оба, кстати, стали летчиками), устроилась в справочное бюро аэропорта: график “два через два” позволял проводить больше времени с мальчишками. Потом стала билетным кассиром, начальником смены... И, наконец, решила поступать в Академию гражданской авиации. Кто не знает — женщин в этот вуз принципиально не берут. Кроме выпускниц Ленинградского авиаучилища с “красным” дипломом. Но Буслову это не остановило: получила в итоге два диплома, погоны полковника и должность начальника контрольно-ревизионного управления гражданской авиации.
     “В те времена я привыкла к долгим командировкам — приходилось проверять все 38 управлений “Аэрофлота”. Может быть, поэтому сейчас жить в московской гостинице мне не тяжело”, — поведала Галина Семеновна. Но все же призналась, что как-то одомашнить свой быт пытается и вчера даже сделала первые шаги в этом направлении — купила гладильную доску, тазик и порошок.
     Когда “Аэрофлот” начал “мутировать”, Буслова решила действовать на свой страх и риск — арендовала в маленькой гостиничке Благовещенска две комнатушки и договорилась об аренде нескольких самолетов. “Через некоторое время я стала амурской знаменитостью, — смеется она. — Потому что возродила в регионе воздушное сообщение — до этого добраться до столицы можно было, только сделав внушительный крюк на поезде через Хабаровск”.
     Стать сенаторшей Галина Семеновна, по ее словам, решила потому, что чувствовала себя на прежнем месте “как в распашонке, из которой выросла”. Но и в “новом костюме” ей пока не совсем уютно. Во-первых, она очень скучает по сыновьям, на которых в Благовещенске остался авиабизнес. “А еще в Совете Федерации я себя чувствую какой-то ненужной, как будто бы я бежала-бежала и вдруг остановилась”, — жалуется Буслова. Еще бы — работать в Совфеде с его двумя заседаниями в месяц любому практику покажется какой-то халявой. “Я уж записалась в три комиссии, в комитет, — говорит Галина Семеновна, — ну а выходные так вообще не знаю, чем занять — два дня просидела в гостинице, читала регламент, законопроекты, новости смотрела, вот и весь досуг”.
     “Ну а как же с личной жизнью?” — задали мы нескромный вопрос. “Я вышла замуж восемнадцатилетней девчонкой и прожила с мужем довольно долго. Но потом наши пути разошлись. А сейчас... Пока я об этом не задумываюсь!”

КАРТОШКА ПО НАУКЕ

     Возможно, даже Егор Строев и Сергей Миронов знают о верхней власти меньше, чем сенатор от Ненецкого автономного округа Татьяна Коновалова. Она единственный в России автор кандидатской диссертации по Совфеду. Присутствовавшие на той защите в Академии госслужбы вспоминают, что выходили из зала уже полумертвыми от усталости — свое трехсотстраничное произведение под названием “СФ как субъект принятия политических решений” будущая сенаторша защищала шесть часов.
     Тогда еще Коновалова не предполагала, что через несколько лет сама окажется в сенаторском кресле и будет воплощать теорию в практику. Но в верхнюю палату Татьяна Ивановна пришла вовсе не из науки: “Я никогда не скрывала, что моим последним местом работы была Администрация Президента. Там я была советником Главного управления внутренней политики”.
     “Покладистость — это не мое качество”, — признается Коновалова. Причем это распространяется и на частную жизнь. Она счастливо прожила с мужем двадцать девять лет, вырастила сына и... начала жизнь заново, одним махом разрушив устоявшийся уклад. К удивлению супруга, подала на развод, и теперь встречается с любимым человеком.
     С последней работой Татьяна Ивановна распрощалась столь же решительно, как и с супругом. Не поставив в известность начальство, “сорвалась” на север, в Нарьян-Мар — убеждать местных депутатов назначить ее своим представителем в Совфед. “Конечно, я поехала туда далеко не случайно — с 88-го по 93-й я курировала этот регион от Верховного Совета и надеялась, что там остались люди, которые меня помнят”, — пояснила она.
     Среди друзей и знакомых Татьяна Ивановна считается хорошим советчиком. И не только по деловым вопросам. Как рассказала корреспонденту “МК” ее близкая знакомая, “конек” Коноваловой — психология личной жизни. “И что интересно, ее советы всегда себя оправдывают”, — загадочно улыбнувшись, добавила девушка.
     А еще Татьяна Ивановна — великолепная кулинарка. Правда, часами колдовать у плиты не стремится, главная задача для нее — сделать все вкусно, но быстро. В число фирменных блюд входят: картошка-фри, “блины за 10 минут”, плов, манты. “Везде есть свои секреты. Например, если готовишь картошку во фритюре, нужно после чистки и мытья обязательно ее высушить салфеткой или чистым полотенцем. И после резки сделать это снова”, — это только одна из коноваловских хитростей...

С БАЛА — К ТЕРРОРИСТАМ

     В биографии сенатора от Хакасии Валентины Петренко есть один эпизод, о котором она предпочитает не распространяться. В декабре 93-го, еще до начала первой чеченской войны, в Ростове-на-Дону несколько террористов захватили автобус с шестнадцатью школьниками и учителями. Договариваться с бандитами тогда пришлось миниатюрной женщине — советнику министра иностранных дел. Преступники не желали идти ни на какие уступки. Наставники из последних сил успокаивали детей, измученные и перепуганные школьники жались друг к другу в душном автобусе, рыдающие родители в панике пытались прорваться через оцепление... Тогда парламентерша предложила террористам обменять детей на себя. Те отказались, потребовали дать военный вертолет. История закончилась счастливо — в Минводах, где вертолет вскоре приземлился, “гостей” уже ждали. Заложников благополучно освободили, преступников препроводили в СИЗО. А спустя пару месяцев, уже в Москве, Валентина Петренко стояла перед Борисом Ельциным в Екатерининском зале Кремля — президент вручал ей орден “За личное мужество”...
     А начиналась карьера Валентины Александровны сугубо мирно — опять же с преподавания в школе. Биологии и химии. Потом она, как и ее нынешняя коллега Светлана Орлова, ушла на партработу — и понеслось...
     В Совфед Петренко попала... прямо из Совфеда. Последние три года проработала в управлении по организации работы СФ. Поэтому перезнакомилась почти со всеми губернаторами. В том числе с хакасским, Алексеем Лебедем. Он и предложил сенаторство.
     В жизни сенатор Петренко похожа на актрису — стройная, с безупречным макияжем и маникюром, с “фирменной” кокетливой прядкой у лица. “Наверное, в каком-нибудь фитнесс-клубе занимаетесь?” — “Да нет, просто занималась художественной гимнастикой, да еще и бальными танцами увлекалась, отсюда и фигура, — рассказывала Валентина Александровна за чаем. — А теперь просто стараюсь сохранить имеющееся достояние”. И действительно — даже сахар в чай она не положила.
     Петренко, похоже, готова всерьез бороться за права дам-политиков. Очень она, к примеру, возмущается таким случаем. Пришла однажды на комиссию по родовспоможению при Минздраве, состоящую из одних мужчин. Они долго спорили о том, когда нужно обезболивать роды и что чувствует женщина в “процессе”. Притом спросить мнения единственного человека, действительно компетентного в этом вопросе, даже не удосужились...
     “Женщине тяжело войти во власть, — признается Валентина Александровна. — Но когда у меня сложности или неприятности, я каждый раз вспоминаю свой первый поход в цирк — в первом классе. Знаете, что меня там поразило? Джигиты, делавшие разные трюки на лошадях, много раз падали, но снова и снова поднимались и повторяли упражнения. Только сильный человек может упасть и потом подняться. Ему придется сдерживать слезы или реветь под душем, но этого никто никогда не увидит”.
     Сейчас Валентина Петренко, ко всему прочему, и заместитель главы МВД Грызлова — в свежесозданной комиссии по борьбе с беспризорностью. Так что найдется о чем погрустить под душем...

КОРОВЬЯ ДИЕТА

     В отличие от остальных полубездомных членов Совфеда посланнице от брянской облдумы Валентине Деминой удалось стать счастливым жильцом депутатского дома, что на Улофа Пальме, — еще в прошлом году остатки думского жилья раздали двадцати сенаторам. Так что по крайней мере квартирный вопрос не мешает ей работать...
     “А начинала я с самых низов — с должности зоотехника-селекционера в сельском районе”, — гордится Валентина Сергеевна. Тогда будущая сенаторша следила за “воспроизводством стада”, а проще говоря, занималась разведением буренок. Приходилось нелегко — иногда молодая специалистка выступала в роли своеобразной “полиции нравов”. Племенных быков-производителей в колхозе было раз-два и обчелся, а “прекрасного пола” — целый гарем. Половина “дам” приходилась сестрами, дочками и прочими родственницами тем самым бычкам. Поэтому за черно-пестрым племенем приходилось глядеть в оба, дабы не допустить ненужных “романов”. А еще Демина следила за их “формой” и разрабатывала специальные диеты — для старшего и младшего поколений прописывала свои... комплексы витаминов-минералов.
     Потом Демина была и председателем колхоза (аж 10 лет!), и депутатом Верховного Совета РСФСР, а последние семь лет провела в брянском Законодательном собрании. Валентина Сергеевна полушутя жаловалась, что дочка и сын уже так привыкли видеть ее в подобных учреждениях, что, когда узнали о сенаторстве, даже не удивились. Глядя на Демину, трудно представить, как она “разгоняла” нетрезвых мужиков в колхозе. Это с таким-то мягким, даже немного нерешительным голосом? “Так зачем же приказывать диктаторским тоном? Свою правоту я доказываю, убеждаю людей. Ну, еще и можно улыбнуться в нужный момент...”
     Кстати, во время колхозной жизни Валентину Сергеевну занимали не только общественные урожаи и удои. Как полагается, в деревне у нее было свое собственное подсобное хозяйство, включающее корову, поросят, кур-несушек. Плюс огород в 30 соток для картошки, морковки и прочих агрономических радостей.
     А в Совфеде сенатора Демину интересует в основном социалка. И еще — то, как принятые Думой и СФ законы действуют в жизни. Выполняются они, по ее мнению, хуже некуда. “Я убедилась в этом на своем опыте, еще когда была депутатом облдумы, — говорит Демина. — Мы решили посмотреть на местах, как действуют положения закона о медицине — о платной, бесплатной, и устроили рейд по больницам и поликлиникам. Результаты оказались ошеломляющими...”
     А еще Валентина Сергеевна возмущается “половой” статистикой в органах власти: соотношение по чиновникам, которые работают в ранге министров, выходит примерно 8 дам к 92 мужчинам...
    
     Вот такие они, женщины-сенаторы Совфеда. Работают совсем недолго, а планов у них — громадье. Удастся ли их реализовать уже не в региональном, а в федеральном масштабе — покажет время. Но, по крайней мере, лишний “убедительный аргумент” — женское обаяние — у них всегда найдется.
    
     P. S. На последнем заседании члены СФ утвердили полномочия еще одной дамы — представительницы от Госсовета Татарстана Ирины Ларочкиной.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру