БРЕМЯ СОБСТВЕННОСТИ

Реформа ЖКХ: всем состоятельным москвичам предлагается стать партнерами

8 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 300
  При слове “реформа” большая часть населения нашей страны по традиции нервно вздрагивает. Далее следует ассоциативный ряд: реформаторы, распродажа госсобственности, грабительская приватизация и т.д. Слово “реформа” дискредитировано донельзя. И все-таки многие реформы необходимы и неизбежны. Одна из последних — реформа жилищно-коммунального хозяйства столицы.
     Начало ей было положено еще в 1997 году, но шла она настолько мягко, что не легла на плечи жителей тяжким бременем. И все же начавшийся в январе этого года очередной этап реформы — 100%-ная оплата услуг ЖКХ — вызвал у части москвичей настороженность пополам со скепсисом: будет хуже?
     Да, хуже будет. Но только в том случае, если систему ЖКХ оставить в прежнем виде. Поскольку она прогнила насквозь. Помимо долгов и хронического недофинансирования, износ коммунальной инфраструктуры — 60%. А значит, модернизация системы — насущная необходимость.
     С чего же начинает столица? Рассмотрим некоторые исходные данные. Сейчас москвичи оплачивают только 44 процента реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг, остальное дотируется из городского бюджета. По данным управления городского заказа Москвы, общая стоимость ЖКУ, оказываемых москвичам, — 45 миллиардов рублей в год. Из этой суммы 16 миллиардов оплачивает население, 23 поступает из горбюджета за счет дотаций и еще 6 покрывается перекрестным финансированием между ресурсопоставляющими организациями.
     Мэр Москвы высказался вполне определенно: “Сейчас реформа представлена москвичам совершенно примитивно. От горожан мы слышим: реформа — это сто процентов платежей. Эта информация идет даже от руководителей. Я же говорю о том, что реформа — это изменение системы обслуживания москвичей жилищно-коммунальными организациями, изменение принципов обслуживания. Стопроцентная оплата может быть отдаленным результатом этой реформы”. Высказывался мэр и более конкретно: в ближайшие 5—6 лет и речи не может быть о стопроцентной оплате населением услуг. Доходы большинства москвичей не позволяют пока идти на такой радикальный шаг. В чем же тогда смысл реформы?
     Прежде всего в кардинальном изменении системы дотирования услуг. Мэр считает нерациональной, неэффективной практику, при которой бюджет оплачивает коммунальным организациям услуги, предоставляемые ими населению. Эти деньги (порядка 20 миллиардов рублей) отныне предполагается направлять в форме субсидий на личные счета низкооплачиваемых категорий граждан. Те, в свою очередь, создают товарищества собственников или арендаторов жилья, выбирают себе на конкурсной основе обслуживающую организацию и строят с ней отношения на чисто рыночных принципах: услуга — оплата. В перспективе такие отношения неизбежно приведут к повышению качества услуг и снижению их стоимости А нужны ли услуги, скажем, консьержа — пусть решат сами жильцы.
     Особенность московской реформы ЖКХ — ее щадящий характер. Лужков еще пять лет назад обратился к президенту и настоял на том, что Москва будет проводить реформу по принципу: рост коммунальных платежей должен отставать от роста благосостояния людей. Этот принцип является главенствующим и сегодня. Да, квартплата неизбежно будет постепенно расти, но те семьи, чьи коммунальные платежи превышают 13 процентов от совокупного дохода, по-прежнему будут получать субсидии — таких семей сейчас в Москве 350 тысяч.
     По разным данным, от 20 до 25 процентов москвичей могут стопроцентно оплачивать услуги без особого ущерба для кошелька. К слову сказать, эти наши состоятельные сограждане, живи они на Западе, платили бы за квартиру до 30 процентов семейного бюджета. А тут городской бюджет вынужден за них раскошеливаться.
     Правительство Москвы в деликатной форме предлагает нашим богатым гражданам социальное партнерство. А через полгода выяснится, стали ли они партнерами. Если нет, возможно, им будет сделано уже не столь мягкое предложение. Между прочим, в Гражданском кодексе РФ есть такая статья — “Бремя содержания собственности”. Это бремя должен нести собственник. Тем более если он — состоятельный. А государство должно нести лишь бремя помощи малоимущим.
    



Партнеры