Семь версий гибели “Курска”

До сих пор не ясно, какая из них правдива

  “Торпедная версия” остается основной в деле по расследованию причин гибели АПЛ “Курск”. Впрочем, как заявил Генеральный прокурор России Владимир Устинов, в ходе следствия были получены доказательства того, что с борта “Курска” велось наблюдение за пятью внешними объектами.
     Это более чем интригующее заявление оставляет обширное поле для всякого рода фантазий и предположений. Конкретных же данных о том, что это были за объекты и на каком расстоянии от субмарины они находились, пока нет.
     С “торпедной версией” солидарен и главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. А его заявление о том, что этот тип торпед будет снят с вооружения подлодок, сделало ее фактически определяющей.
     Гибель “Курска” в августе 2000 года породила огромное число версий трагедии. Их авторами были как специалисты, имеющие прямое отношение к подводному флоту, так и просто дилетанты, упражняющиеся в фантазерстве. Тем не менее как версии все они имеют право на жизнь. Как версии они живут и до сих пор.
     Существуют следующие версии гибели АПЛ “Курск”:
     1. Столкновение с неизвестным подводным объектом. Чаще всего называют американские подводные лодки “Мемфис” и “Толедо”, а также британскую субмарину “Сплендид”.
     2. Столкновение АПЛ “Курск” с тяжелым крейсером “Петр Великий” либо другим кораблем.
     3. Нештатное поведение торпеды: либо она имела конструктивные недостатки, либо члены экипажа не справились с экстремальной ситуацией.
     4. Человеческий фактор. Слова генпрокурора: “Трагедия “Курска” высветила многие наши проблемы, в том числе и типичное российское разгильдяйство” — для причастных к гибели субмарины должностных лиц прозвучали как приговор.
     5. Подрыв “Курска” на мине времен Второй мировой войны.
     6. Потеря управления — в результате взрыва в первом отсеке взрывная волна дошла до центрального поста.
     7. Теракт. Версия приобрела актуальность после найденных в ходе зачистки в Старых Атагах документов: чеченские боевики действительно планировали захват атомной подводной лодки.
     Истинные причины трагедии сейчас, возможно, легче узнать по косвенным признакам, нежели по заключению ГВП. Например, после снятия с должностей верхушки Северного флота вряд ли можно всерьез говорить о том, что “Курск” погиб в результате столкновения с миной или иностранной подлодкой. С другой стороны, если имели место человеческий фактор или теракт, то снятием командования флота дело не ограничится. Должно быть возбуждено уголовное дело. Против кого? Возможно, как раз сейчас этот вопрос и решается. Судя по всему, генпрокурор не говорит всего, что знает. Не пришло еще время?..
     Между тем в поселке Росляково готовятся к транспортировке “Курска” на судоремонтный завод “Нерпа”, где будет проходить его утилизация. Лодку будут уничтожать в три этапа. На первом из реактора выгрузят отработанное ядерное топливо, которое затем спецэшелоном отправят в Челябинскую область на перерабатывающий комбинат “Маяк”. На втором — из субмарины вырежут блок из трех отсеков с реакторным посередине и поместят в хранилище на Сайдинской губе. В завершение на гигантской гильотине остатки корпуса “Курска” разрежут на мелкие части, которые после дезактивации пойдут на переплавку. Утилизация займет от шести до восьми месяцев. Стоимость работ составит около 700 миллионов рублей, что почти в три раза выше стоимости аналогичных работ на других атомоходах.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру