Куй “железо”, пока горячо!

“Компьютерные” деньги идут в карман чиновников

6 марта 2002 в 00:00, просмотров: 383
  Мощные “Пентиумы”, быстрый Интернет, качественное периферийное оборудование уже не экзотика, а привычные атрибуты школьных классов. Стоят эти чудо-машины вместе с обслуживанием, программным обеспечением и прочими прибамбасами прилично. Деньги на закупку (и немалые!) выделяются из федерального и местного бюджетов. Вот и возникает у чиновников и “фирмачей” соблазн погреть руки на выгодном заказе...
    
 
    Корреспондент “МК” встретился с Алексеем Владимировичем (фамилию свою он просил не называть), учителем информатики одной из столичных гимназий, который прекрасно знает, куда и кому идут “компьютерные” деньги.
     — Преподаватели информатики часто спорят, какие платформы нужно изучать в школе (Win, MacOS, Linux). Ответ предельно прост: все! Неизвестно, с чем столкнутся ученики нынешнего 7-го класса после окончания 11-го. Соответственно, и техника должна комплектоваться с учетом этого. Но откуда взять деньги? Минимальная стоимость класса из 10 компьютеров (“Пентиумов” или “маков”) плюс оборудование — около 8 тысяч долларов. В школе нужно два таких класса. Поддержка — примерно 150—180 долларов в месяц, или 1800—2200 баксов в год. Деньги на обслуживание, может быть, и не большие в масштабах школы, но они не заложены в бюджет. Компьютеры закупят, поставят, а на поддержку средств нет. Через полгода интенсивной эксплуатации техника превращается в мертвое железо. И никто не следит за эффективностью ее использования: учатся ли на ПК школьники, или “комп” украшает кабинет директора.
     Зачем тогда, спрашивается, поставлять “писюки” и “маки” в школу? Ответ прост — это выгодный бизнес: компьютерные фирмы наваривают большие деньги. Посудите, что прибыльней: возиться с одним привередливым клиентом, уговаривая его взять машину подороже, или поставить в школу сразу 10—20 комплектов (системный блок, монитор, колонки, доска, мышка и пр.)? Конечно, за заказ приходится “отстегивать” тем, кто выделяет деньги на закупку, — чиновникам из управлений образования. Они тоже люди, им нужен свой маленький “гешефт”... Величина “отката” (обычно 5—10%) зависит, естественно, от выгодности заказа. В среднем в карман чиновника идет от 500 до 1000 долларов за компьютерный класс.
     Фирмы стараются всячески экономить, пытаются всучить машины, образно говоря, не первой свежести: пригодные к работе, но морально уже устаревшие. Причем цену за них назначают как за крутейшие “Пентиумы-4”. Контроль за поставкой осуществляют “свои” люди в управлении, они “подсказывают” директорам школ, с какими фирмами нужно сотрудничать. Подобные заказы, на мой взгляд, нужно распределять не кулуарно, а через открытые тендеры. Кто предложит меньшую цену при лучшем качестве — тот и должен компьютеризировать школу.
     Другой вопрос: содержание уроков. Допустим, имеется несколько методик обучения математике или физике с помощью ПК. Одни из них широко известны, учебные программы поставляются во все школы, другие (отнюдь не худшие!) спросом не пользуются. Кто-то, получается, опять решает за учителей, чему и как они должны учить. Нужно дать возможность самим школам участвовать в выборе и аппаратного, и программного обеспечения, включив их представителей в конкурсную комиссию и сделав их голоса решающими. В противном случае деньги (и немалые!) будут выброшены на ветер. А жаль.
     Вот такой крик души. Действительно, деньги в околошкольной компьютерной среде вертятся немалые, и каждый “фирмач” стремится урвать кусок казенного пирога. Для этого все средства, как считается, хороши: деньги ведь не пахнут... А страдают школьники: портят зрение за старыми мониторами, лишаются возможности освоить современную технику. “МК” предлагает директорам школ, учителям, ребятам продолжить разговор о компьютерных проблемах школы. Пишите нам письма или посылайте сообщения на электронный адрес.
    


Партнеры