С добром — пожалуйте

Теперь завещания у нас будут писать, как на Западе

  Этой весной москвичам скучать не придется. События, касающиеся их напрямую, так и сыплются из законодательного рога изобилия. На этот раз час перемен пробил в сфере наследства. С 1 марта вступила в действие третья часть Гражданского кодекса. Жить стало еще “веселей”. Умирать — интересней.
     Теперь можно смело идти к нотариусу с запечатанным конвертом. Нет, не с деньгами, а с написанным от руки завещанием. Причем завещание отныне нотариусу можно не показывать. Главное — отдать его при двух свидетелях. И получить документ, что ваша последняя воля удостоверена нотариально. Такое завещание называется закрытым. Его наши законодатели скопировали с Запада. Но столичные нотариусы этому подражанию, мягко говоря, не рады.
     — С одной стороны — хорошо: никто не будет знать, что написал завещатель. А с другой... После его смерти, когда вскроют конверт, может начаться ужасная неразбериха, — в один голос твердили они корреспонденту “МК”.
     А люди часто ошибаются, составляя завещание. Например, 2/3 квартиры отписывают сыну и еще 2/3 — жене. Раньше на такие просчеты указывал нотариус. Теперь этого сделать будет нельзя. Меж тем даже незначительная описка (например, неточность в написании имени: “Алефтина” или “Алевтина”) делает последнюю волю завещателя невыполнимой. В таких случаях за дело берется суд. А его решение может не совпасть с волей завещателя.
     Нотариусы советуют москвичам не увлекаться закрытыми завещаниями. Впрочем, не исключен вариант, что пришедшему подавать закрытое завещание гражданину нотариусы просто дадут от ворот поворот. Потому что Минюст до сих пор не определился с формой документа, который нужно выдавать завещателям в обмен на закрытый конверт.
     Есть в кодексе и другие законодательные нововведения. Например, в критических случаях, когда что-то угрожает жизни, граждане могут теперь составить завещание и без нотариуса, написав его от руки даже на клочке бумаги. Главное — чтобы при сем присутствовали два человека. Если наследователь умрет, такое завещание будет считаться действительным (при условии, что критичность случая признает суд), если останется жив — автоматически аннулируется.
     Если же завещания нет, наследовать имущество теперь могут не только дети, родители, супруги, родные братья-сестры, бабушки-дедушки, но и любые родственники до восьмого колена. С одной стороны — это хорошо. С другой — доказать родство будет непросто. В итоге дело может закончиться судом. Впрочем, готовиться к судебным баталиям родне восьмого колена рано. Порядок вступления в наследство остается прежним: сначала наследники первой очереди, потом — второй, третьей и так далее. Причем как только дает о себе знать хоть один наследник первой очереди, остальные родственники могут попрощаться с наследством. Конечно, если нет завещания, отписывающего имущество конкретно им.
     Никто не спорит: новое законодательство прогрессивно. Но ясно и то, что в нем опять много белых пятен. Например, не до конца прописаны статьи, касающиеся наследования земли, долей в хозяйственных и жилищных товариществах, потребительских кооперативах. А как разделить унаследованное предприятие? В законе сказано: предпочтение надо отдавать зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя наследникам. Почему? Ведь можно зарегистрироваться предпринимателем и торговать семечками, а можно и без регистрации иметь и образование, и профессию.
     В общем, нотариусы уповают на то, что жизнь заставит Госдуму внести в закон новые изменения. Потому что после такого нововведения наши суды задохнутся от спорящих наследников.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру