НИКТО НЕ ЗАМЕТИЛ ПОТЕРИ БОЙЦА

  С одной стороны, россиян в очередной раз обманули и вместо заявленного в афишах Джона Лорда в составе Deep Purple привезли другого. Но с другой — никакого обмана не было, об уходе Лорда из DP было известно почти два года назад, и фанаты знали, что Джон в Москве и последующих городах тура по постсоветскому пространству не появится.
     10 лет назад появление вокалиста Джо Линн Тернера (о нем вы могли прочитать в “Джокере” от 10 марта) в DP казалось кошмарным сном, вряд ли у кого хватило бы тогда фантазии, чтобы представить себе группу под названием Deep Purple, в которой не было бы ни Блэкмора, ни Лорда. Теперь там нет ни того, ни другого.
    
     Оказалось, что жизнь после Блэкмора таки есть. Тем не менее возможная перспектива ухода Джона в отставку маячила на горизонте как неизбежный конец DP. Уход Блэкмора все же психологически было пережить немного проще, в конце концов один раз уже такое было — появился молодой американский парень, который, в общем, неплохо вписался, сохранив как фирменное звучание DP, так и привнеся собственную искорку. Другое дело — Лорд, бессменный участник всех составов DP со дня основания группы.
     Травма Джона и последовавшее потом объявление о временной (оказавшейся потом постоянной) его замене Доном Эйри стали для меня шоком. Знатоки тут же почесали репу и выдали на-гора исторические сведения о том, что таки да, был в начале 70-х эпизод, когда Джон заболел во время гастролей по Велокобритании. Один концерт был сыгран вчетвером, вообще без клавишных. Последующие концерты пришлось, естественно, отменить. Ответ на вопрос о том, можно ли полноценно заменить Джона в DP, напрашивался сам собой. И дело даже не в том, является ли Эйри достаточно профессиональным музыкантом (в этом-то как раз никто и не сомневался), а в том, сможет ли он вписаться в более чем 30-летнюю традицию DP так же органично, как это в свое время сделал Стив Морз.
     Смог. Техника Дона Эйри оказалась выше всяких похвал. Его понимание сути происходящего на сцене — тоже. Слушая его соло и дуэли со Стивом, трудно было поверить, что в группе он играет всего несколько месяцев. А если принять во внимание, что в последние несколько лет Джон уже не так регулярно проявлял на сцене былые энергию и энтузиазм, то появление Эйри даже можно считать поворотом к лучшему. Подобно Стиву, Дон не пытался копировать лордовские соло, а играет свои собственные, которые тем не менее очень удачно вписываются в картину.
     Представлять читателям Дона Эйри — крайне неблагодарное занятие. Его послужной список выглядит как справочник “Кто есть кто в роке”. Дон участвовал в записи более чем ста альбомов и гастролировал с известнейшими командами, последней из которых волей злого случая стала Deep Purple. Попытаться рассказать о нем в рамках одной страницы — все равно что объять необъятное. Поэтому поедем галопом по верхам (если кто не понял — это была отмазка).
     Дон родился в г. Сандерленд на северо-востоке Англии в июне 1948 года. Его музыкальные вкусы сформировались под влиянием классической музыки (полный курс уроков на фортепиано) и живого интереса к року и джазу. Дон начал играть на Хаммонде на профессиональной основе, выступая в барах и кабаре родного города. Его музыкальное образование также не стояло на месте, он закончил Ноттингемский университет, а также получил диплом Королевского северного музыкального колледжа. В 1972 году Дон стал полностью профессиональным музыкантом и некоторое время ездил по свету, зарабатывая себе на жизнь игрой на круизных лайнерах и курортах в Африке, Флориде и на Дальнем Востоке.
     В 1974 году Дон переезжает в Лондон и становится участником команды Кози Пауэлла под названием Hammer. Гитаристом у Кози в то время был Берни Мардсен, впоследствии игравший в Whitesnake (многие считают тот состав “Белой Змеи” “золотым” — Ковердейл, Мардсен, Микки Муди, Нил Мюррей, Джон Лорд и Иан Пейс). Хаммеровцы выдали на-гора три хит-сингла и около года гастролировали, после чего на Кози Пауэлла положил глаз не кто иной, как сам Ритчи Блэкмор, который и пригласил его в Rainbow. Однако Дон Эйри недолго оставался без работы и вскоре оказался в рядах культовой британской фьюжн-команды Colosseum II, с которой записал три альбома: “Strange New Flesh” (1976), Electric Savage (1976) и Wardance (1977). Там же началось многолетнее сотрудничество Дона с Гэри Муром, а также с басистом Нилом Мюрреем (впоследствии — Whitesnake, Black Sabbath, Peter Green, Brian May и др.). В 1977 году Дон вместе с Гэри Муром и другими “колизейцами” принял участие в записи альбома Эндрю Ллойда Уэббера “Variations”. В этом же году Дон участвует в записи первого сольника Гэри Мура — “Back on the Streets”, в частности, сделав аранжировку темы под названием “Бискайский блюз”, которая вкупе со стихами Фила Лайнотта превратилась в знаменитую “Parisienne Walkways”. Сотрудничество Гэри Мура с Филом Лайноттом вылилось в то, что Мур стал постоянным участником Thin Lizzy, где он заменил Брайана Робертсона. На оборотной стороне медали оказался распад “Колизея-2”. Ненадолго Дон оказался и в рядах черносубботинцев — после альбома “Never Say Die” Оззи окончательно покинул команду, и Дон вроде бы снова остался на бобах.
     Тут последовал звонок от старого знакомого, Кози Пауэлла, с известиями о том, что Ричи в очередной раз ищет нового клавишника для “Радуги”. Дон вылетел в Нью-Йорк и в конце 1978 года стал полноценным участником группы. С “Радугой” он записал 2 альбома — “Down To Earth” (1979) и “Difficult To Cure” (1981), после чего в конце 1981 года Ричи начал очередной этап вливания в “Радугу” свежей крови — место за клавишными занял Дейв Розенталь. Еще во время работы в “Радуге”, урывая перерывы в гастролях, Дон записал клавишные для первого сольника Оззи Осборна “Blizzard of Oz”, успел отметиться на дебютном альбоме Michael Schenker Group (1980), на сольнике Кози Пауэлла “Over the Top” и на сольнике Берни Мардсена “And About Time, Too”.
     Сотрудничество с Оззиком не закончилось на работе над первым альбомом, и после окончания мирового турне “Радуги” в 1981 году Дон вылетел в Лос-Анджелес, чтобы уже всерьез присоединиться к “ОО-Бэнд” аж на следующие 3 года. С его участием был записан еще один альбом Оззи — “Bark at the Moon”.
     В 1985 году Дон возвращается домой в Англию, где продолжает работать в качестве сессионщика с Гэри Муром, Alaska (группа Берни Мардсена) и другими музыкантами. В 1987 году Дон записывает клавишные партии для самого успешного в коммерческом смысле альбома “Whitesnake’87”, после чего возобновляет гастрольную деятельность, на этот раз в составе другой легендарной команды — Jethro Tull, проведя с ними гастроли по Европе и Америке и записав альбом “Crest of a Knave”, известный также и тем, что неисповедимыми путями шоу-бизнеса он принес джетроталловцам премию “Грэмми” в категории “хард-рок и хэви-метал”.
     В начале 1988 года Дон заключил контракт с фирмой MCA и приступил к работе над долгожданным сольным альбомом “K2”, в записи которого летом того же года приняли участие Гэри Мур и Кози Пауэлл. Однако альбом потерпел полную коммерческую неудачу и вышел в 1989 году лишь ограниченным тиражом в Германии и Японии.
     Дон вернулся к сотрудничеству с Whitesnake и участвовал в записи их следующего альбома “Slip of the Tongue” (1990). Осенью 1989 года Дон возвращается в Лондон, чтобы снова присоединиться к Гэри Муру в работе над альбомами “After the War” (1989) и “Still Got the Blues” (1990), где он записал все партии Хаммонда и сделал оркестровки.
     В 90-х годах Дон продолжал записываться и гастролировать с Брайаном Мэйем (“Back to the Light”, 1993), Кози Пауэллом (“The Drums are Back”, 1992), Judas Priest (“Painkiller”, 1990), Гленном Типтоном (“Baptizm of Fire”, 1997), Микки Муди (“I Eat them for Breakfast”, 2000), Ули Джон Ротом (“Transcendental Sky Guitar”, 2000), G3 и многими другими. В 1997 году он даже отметился на фестивале “Евровидение”, где сделал оркестровку и дирижировал оркестром во время выступления Katrina & the Waves, занявших первое место.
     В последнее время Дон, видимо, ударившись в ностальгию по старым добрым временам, играет также в команде Company of Snakes вместе со старыми друзьями — Берни Марсденом, Микки Муди и Нилом Мюрреем. Играют они, ясен перец, вайтснейковские вещи конца 70-х — начала 80-х годов.
    
     P.S. Ну а пока Дон Эйри колошматит по клавишам в Deep Purple, остальные участники группы тоже не теряют времени даром, и, надеемся, наша информация окажется интересной для фанатов величайшей хард-рок группы.
     Роджер Гловер полностью закончил запись своего сольного альбома. Осталась работа по сведению материала, которая планировалась в Нью-Йорке. Рабочее название альбома — “Snapshot”. Возможно, оно сохранится, поскольку очень нравится самому Роджеру, хотя он с удивлением узнал от фанов Deep Purple, что в 2000 г. вышел архивный сборник Томми Болина под таким же названием.
     * * *
     Аргентинский гитарист Бето Васкес выпустил в свет компакт-диск под названием “Beto Vazguez Infinity”, в котором в качестве приглашенной певицы приняла участие жена Ритчи Блэкмора Кэндис Найт. Ее голос звучит на трех треках “Through Times Part II”, “Golden Hair” и “Through Times Part III”. Помимо Кэндис в проекте приняли участие такие музыканты, как Тарья из группы “Nightwish”, Йорг Майкл “Stratovarius”, Сабина Эделсбахер “Edenbridge”.
     * * *
     Ян Пейс собирается в большое турне с ветераном “барабанных палочек” Питом Йорком. В их гастролях примут также участие гитарист/вокалист Миллер Андерсон и вокалист/бас-гитарист Колин Ходкинсон. Пит и Йен являются фрэндами уже на протяжении 30 лет, и никто до этого никогда не видел их вместе на одной сцене.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру