Манеж не треснет, “Багратион” не обвалится

Москву завалят снимками со всего мира

2 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 240
  Не так давно отметив свое пятилетие, Московский дом фотографии открывает в эти дни четвертый по счету международный фотофестиваль. Теперь он превратился в биеннале и проводится раз в два года — видимо, чтобы публика подкопила силенок.
     Тайфун, что называется, подкрался незаметно. Сколько Ольга Свиблова, директор Дома фотографии, ни клялась и ни божилась, что не будет проводить огромное количество выставок, картина все та же. За два с половиной месяца нам предстоит посмотреть более 180 выставок и 6 тысяч фотографий со всего мира. Особая “тяжесть” ляжет на апрель, на который придется практически по пять-шесть вернисажей в день. Это великое множество, впрочем, поддается сортировке и классификации.
     Фотобиеннале—2002 охватывает на этот раз три глобальные темы: “Ландшафт”, “Тело и движение”, “Дети и детство”. Основные выставочные точки фотофестиваля — Московский дом фотографии на Остоженке, Малый манеж в Георгиевском переулке, центральный Манеж, мост “Багратион”, выставочный зал “На Солянке”, галерея “А3” в Староконюшенном. Уже сейчас открыто несколько выставок в Малом манеже. Это “Маленький трактат о пейзаже”, где представлены западные фотографии на пейзажную тему за последние 20 лет. Произведения доставлены из Национального фонда современного искусства Франции. Плюс большой проект одного из самых известных и модных фотографов Франции — Бернара Фокона, включающий в себя целых три выставки: “Большие каникулы”, “Возможная эволюция времени” и “Самый счастливый день моей жизни”, где Фокон выступал лишь организатором. Здесь фотографии снимали дети из 22 стран мира. Бернар Фокон известен тем, что первым ввел в фотографию манекены, причем делает он их, как правило, сам, помещая их в обычную человеческую среду. Вот они собирают урожай, вот за столом сидят. Иной раз и не отличишь — манекен это или живая модель, застывшая перед объективом не хуже манекена. Как и на прошлых биеннале, на нынешнем тоже весьма ощутимо чувствуется спайка Московского дома фотографии с французскими источниками (благо что муж директора МДФ — француз). И потому среди основных участников снова звучат крупные фотографические организации Франции: FNAC, Европейский дом фотографии, который базируется в Париже, Центр Помпиду, музей города Страсбурга... Тем не менее очень интересные экспозиции приехали из Германии и Чехии, и, наверное, впервые, на фестивале представлено очень много китайских фотографов, которые сейчас очень котируются в мире.
     “Чешское фото”... Для фотографов старших поколений название этого журнала звучит как пароль. В условиях цензуры журнал был единственным глотком воздуха, и обладание его подшивкой было символом продвинутости. 12 апреля в Манеже в рамках темы “Тело и движение” откроется своего рода ностальгическая выставка чешских “ню”. А сегодня на эту же тему вернисажи сразу у трех уже наших современных фотохудожников. Гоша Остецов, Герман Виноградов и Сергей Чиликов режут голую правду-матку в МДФ.
     Если два года назад приглашенной звездой фотофестиваля была знаменитая Анни Лейбовиц, то сейчас нам обещают не просто фотографа, а снимающего философа. 11 апреля к нам приедет один из самых знаменитых философов ХХ века Жан Бодрияр, который сам откроет свою выставку “Убийство Изображения” в выставочном зале на Солянке, а на следующий день в музее А.С.Пушкина прочтет единственную лекцию по фотоискусству.
     К чему еще готовиться? 5 апреля, надеемся, не обвалится пешеходный мост “Багратион”, который перекинут через Москву-реку от Кутузовского проспекта до будущего Сити на краснопресненской стороне. Здесь действительно будет обвал — в один день откроется сразу... 18 выставок, в том числе фотографий Александра Родченко из частного собрания. 12 апреля тоже станет очень напряженным. Кроме Манежа опять несколько открытий в МДФ. Это русская пикториальная фотография XIX — начала ХХ века, крайне интересные подборки фото на тему тела и движения классического французского фотографа Робера Дуано и снимки 20-х годов немца Герхарда Рибике из берлинской галереи Бодо Ниман.
     И, конечно, стоит упомянуть, что и московские музеи и галереи не остались в стороне от фотобиеннале. Сейчас в Музее архитектуры открыта потрясающая выставка “Рейхсканцелярия”, состоящая из трофейных фотографий. Галерея “Экспо-88” подготовила серию “Мосты” Владимира Обросова, а галерея “Люмьер” из ЦДХ — выставку известного фотографа Дмитрия Донского.
    


Партнеры