Плюс-минус детский мир

4 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 321
  Недавно у друзей со мной случился афронт. Их ребенок заказал телепузика на день рождения. Я и купила — синенького, самого симпатичного. “А-а, — орало нарядное дитя, — зачем тетя купила Тинки-Винки? Я хотела Ля-а-лю!!” Так что очередной заказ подругиного отпрыска пришлось записывать на бумажке. Значит так: желтый покемон, звать Пикачу...
 
   
     В начале марта в Кремле собрался Совет по культуре и искусству. Владимир Путин предъявил претензии к содержанию детских программ на ТВ, которые, по его мнению, “заполнили негативные персонажи и убогие сюжеты”. Народ своего президента поддержал. Так, согласно социологическому опросу, 13,4% москвичей считают, что хороших детских программ на нашем телевидении нет вообще, 31,7% полагают, что их нет почти. Суммарная доля детских передач на российском ТВ не превышает 3%, — подсчитали в ЮНИСЕФ. А ведь 20 лет назад они занимали ровно половину эфира.
     Человек становится телезрителем примерно в три года, считают психологи. Конечно же, все индивидуально: некоторые бутузы осознанно пялятся глазенками в экран годика в полтора, а кому-то и в четыре телек на фиг не нужен. Совсем по-другому оценивают ребячью зрительскую способность дяди-рекламисты. Во-первых, сопливая аудитория не так уж велика в нашей стремительно стареющей стране. Во-вторых, какие же из карапузов покупатели? Школьников еще можно соблазнить каким-нибудь батончиком “для тех, кто вправду крут”. К тому же, рейтинг у детских программ редко когда зашкаливает за пять пунктов, и это приводит рекламистов в полное уныние. Выходов два. Лучше всего вообще не делать программ для подрастающего поколения. А если уж приходится, то нечего ограждать праздных, жаждущих развлечений детишек от рекламы пива или смачных подробностей “свежего дыхания” небритого дяди. Как говорится, готовь потребителя смолоду. Благо и в федеральном законе о рекламе ничего не написано по поводу того, какой тематики должны придерживаться ролики, предваряющие собой детские передачи.
     Среди телеканалов наибольшую эфирную жертву детству и юношеству приносит “Культура” — целых 625 минут в неделю (данные на 1—7 апреля). Тут и классические мультики типа “Дикие лебеди”, и историческая викторина для старшеклассников “За семью печатями”, и новая игра для школьников 9—12 лет с несколько неполиткорректным названием “Перепутовы острова”, и сказки от Птушко и Роу. Но все же львиная доля этих самых десяти с лишним часов принадлежит мульт- и кинопоказу.
     Примерно равные доли детского времени — 475 и 400 минут в неделю — на каналах ОРТ и РТР соответственно. Вот только распределено оно по-разному. На Первом живет масса коротких 15-минутных детских программ на каждый день: “Возможно все!”, “КОАПП”, “100%”, “Что да как”, “Следствие ведет Колобков” и др. И, конечно, “Дисней-клуб” по выходным. РТР делает ставку на кинопоказ и снимает собственные сериалы для подростков: “Простые истины” (в этом году покажут уже пятый сезон), “FM и ребята”. Козырной картой Второго с недавних пор стал старожил детского телеэфира — программа “Спокойной ночи, малыши!”. И кому какое дело, что за время скитаний по каналам “спокушки” сократились с 15 до 7 минут. И, конечно, “Телепузики”. Общественность до сих пор в ужасе от “дебилообразных чебурашек”, а малышам нравится. Картинка — яркая, звуки — высокие и громкие, смех — бурно-радостный. “Телепузики”, сказки, реанимированные “Веселые старты” под оригинальным названием “Папа, мама, я — спортивная семья” — все это великолепие транслируют по РТР в уик-энды.
     Третий канал — 225 минут в неделю. По будням — чуть-чуть отечественных мультиков. По выходным — “Почемучка” для маленьких рано-рано утром, опять мультфильмы и старые сказки. И, наконец, на буржуазном НТВ детям уделили всего 145 минут в неделю. Мультфильмы, “Вкусные истории” и заслуженная “Улица Сезам”.
     Гораздо представительнее детское вещание выглядит на дециметре. “Первое развлекательное ТВ” СТС — 1810 минут; Рен-ТВ — 1645 минут; ТНТ — 1010 минут; М1 — 630; 7ТВ — 515; Дарьял-ТВ — 475; Столица — 430. Особенно впечатляющи достижения Рен-ТВ, заключившего договор с международным детским авторитетом — каналом “Фокс Кидс”, и блок “Джуниор” на СТС. В первом случае, на Рен-ТВ, это высокое качество полнометражных мультиков: “Питер Пэн”, “Мир Бобби”, “Футурама”.
     Спутниковое ТВ интересно, но, увы, мало кому доступно. Проще всего, конечно, разориться на НТВ-плюс “Детский Мир”. Еще можно поймать мультяшное детище Теда Тернера “Картун Нетворк” или скандинавскую версию “Чилдрен Ченнел”. Кстати, это самый популярный в мире канал для тинейджеров — у наших северных соседей его смотрит 45% всего населения. Тут и разговоры о музыке, о первой любви и взаимоотношениях с родителями, и мультфильмы. Вот только вещание — на шведском языке. “Чилдрен Ченнел” — основной мировой конкурент “Дисней Ченнел”, чье кредо — семейный канал для всех. Увы, на территории России “Дисней Ченнел” можно поймать только в Калининградской области. Зато все мы имеем шанс увидеть итальянский “Райзет-2”. Это стремительно развивающийся цифровой продукт, включающий в себя пакеты программ для малышей, школьников и тинейджеров. Любопытно, что почти все шедевры Уолта Диснея и MGM итальянцы переделали на свой лад. У них есть сериалы “Кот Билли” (римейк “Тома и Джерри”), “Вампиры Кетчуп” (вылитая “Семейка Адамс”) и дядюшка Скрудж-сицилиец. Нашему центральному ТВ, кичащемуся своим высоким, на уровне мировых стандартов, качеством, никогда уже не достичь этих “детских” вершин. Да оно и не нужно, считают в Останкино, — вот разбогатеет население — пусть купят себе тарелки и смотрят со спутника что хотят...
     Недавно подруга-психолог рассказала о 10-летней девочке, пришедшей вместе с мамой на прием. Она ассоциировала себя с героиней японского мультика “Сейлормун”, разговаривала с его героями и не замечала окружающих. Диагноз — шизофрения, мама — в шоке. Телевизор в этой семье больше не смотрят...
    


Партнеры