Хавьер Савиола: Зубастый кролик

Наследник Марадоны любит делать замечания тренеру

  Кроме шуток: для всех аргентинских инчадос (так там называют футбольных фанов) 19-летний форвард испанской “Барселоны” Хавьер Савиола не кто иной, как наследник великого Диего Армандо Марадоны. По крайней мере, от него тоже ждут, что он приведет национальную сборную к званию чемпионов мира...
  
  
     Мальчик вообще-то сам назвался груздем: в восемнадцать лет его признали лучшим футболистом Америки. Выходит, что место ему в том кузовке, где теснятся надежды на то, что аргентинцы станут наконец трикампеонами: южноамериканцы выигрывали Кубок мира в 1978-м и в 1986-м.
     Однако перспективы Савиолы показать классную игру в Японии и Корее не такие уж радужные. Конкуренты — Эрнан Креспо, Клаудио Лопес и все тот же Батистута — сильны и опыта имеют побольше. Но у Хавьера желания помочь своей сборной ничуть не меньше, чем у коллег по линии атаки. Савиоле хочется выстрелить не хуже англичанина Майкла Оуэна, который четыре года назад во Франции произвел фурор. Впрочем, вряд ли главный тренер аргентинцев Марсель Бьельса усадит на лавку молодую звезду.
     В сознании аргентинцев Савиола не только футбольная надежда, но и харизматическая личность. В конце прошлого года в южноамериканском государстве грянул жуткий кризис: чуть ли не каждую неделю менялись президенты, страна оказалась в хаосе. В этот тяжелейший момент сборная Аргентины выигрывает молодежный чемпионат мира. А Савиола устанавливает рекорд результативности, забив одиннадцать мячей. Победу он посвятил своему бедствующему народу.
     Политические страсти, кажется, улеглись. Но до сих пор болит сердце болельщиков “Ривер Плейт”. Они жалеют, что их Кролик (прозвище Савиолы, хотя в детстве у него было другое, более обидное — Крыса) покинул родную команду и перебрался в испанскую “Барселону”. С “Ривером” Хавьер дважды становился чемпионом Аргентины и побеждал в Кубке Либератодорес.
     За юного футбольного гения летом 2001 года “Барса” отдала 28 миллионов долларов, заключив с Савиолой шестилетний контракт. Начинались торги с 22 миллионов. Но даже за приличные деньги владельцы “Ривер Плейт” не хотели никуда отпускать Савиолу. Хавьер едва не приступил к изучению законов своего государства. Оказывается, что в Аргентине ребенок, не достигший 21-летнего возраста, вправе покинуть страну вместе с родителями.
     Даже если бы Савиоле наотрез запретили пересечь океан, то его отец непременно уехал бы в Испанию. “Барселона” долго обхаживала его талантливого сына. Впрочем, руководство испанской и аргентинской команд в конце концов ударили по рукам.
     Когда вся бумажная волокита закончилась, чуть не разгорелся скандал. Один из агентов Савиолы заявил, что тот вообще-то должен отстегнуть миллион долларов за столь удачную сделку. Но мальчик с непосредственностью, присущей юным гениям, парировал: “Ничего и никому я не должен...” Дело передали в суд, который пока так и тянется...
     Смелости в высказываниях и вольнодумства Савиоле, как и всякой талантливой персоне, не занимать. Например, Хавьера задевало то, что главный тренер “Барселоны” Карлос Рексач не так часто выпускает его в стартовом составе. “Зачем перед каждой игрой тасовать футболистов, словно они колода карт?” — жаловался журналистам Савиола. И при этом мечтательно рекомендовал Рексачу: мол, дела “Барселоны” пойдут лучше, если на поляне всегда будет он, Патрик Клюйверт и Ривалдо.
     Карлос Рексач невозмутимо прислушивался к колким замечаниям чудо-юноши. Но советы Савиолы влетали в одно ухо тренера, а из другого вылетали. Ну а если Рексачу передавали слова футболиста, то он отвечал, что выпустит Хавьера в основе в одном случае: если будет уверен на двести процентов, что молодой игрок сможет обеспечить результат... Этого, впрочем, никак не могут понять аргентинские журналисты: если Савиола не играет с первых минут, то в адрес Рексача звучат всевозможные обвинения. Например, в том, что ни черта не понимает в футболе и обижает мальчишку.
     Савиола забивает достаточно. Еще больше раздает голевых передач. Он все-таки не чистый нападающий. По его словам, ему все равно, на какой позиции играть, но он предпочитает быть вторым нападающим. В этом проявляется умение Хавьера реально оценивать свои возможности: “С моим небольшим ростом — 171 сантиметр — я вряд ли могу выигрывать в силовой борьбе с защитниками. В большинстве команд это очень высокие и крепкие футболисты...”
     И все же маленький рост — вовсе не помеха для того, чтобы находиться в центре внимания. Хотя Савиола никак этого не понимает. “Где-нибудь в кафе сидят парень с девушкой, мило болтают! Вхожу я — и молодой человек вдруг оказывается фанатом “Барселоны”. Бежит ко мне за автографом и забывает про свою красотку. Разве можно так обращаться с любимым человеком? Я бы так не поступил никогда”.
     Хавьер Савиола так говорит, потому что высоко ценит фразу, которую вроде бы сказал кумир его детства Диего Марадона: “Всякий раз, выходя на поле, думай о том, чтобы наслаждаться игрой, а уходя с поля, думай о том, как помочь своей семье”.
СБОРНАЯ АРГЕНТИНЫ
     Двукратные чемпионы мира, наследники Кемпеса и Марадоны, впервые называются главными фаворитами чемпионата мира. Не вслед за бразильцами, итальянцами, немцами или французами. И даже не в равной степени с ними. Акции Аргентины котируются сегодня выше. Даже после двух побед на чемпионатах мира к этой сборной относились с меньшим пиететом, чем нынче. Зато, если требовалось, ее убирали с пути под предлогом найденных в крови Марадоны запрещенных препаратов — таким образом, ходят слухи, всемогущий президент ФИФА бразилец Жоао Авеланж расчищал дорогу своим соотечественникам...
    
Но сейчас старик Авеланж ушел на пенсию, и вряд ли кто-то попытается вставлять аргентинцам палки в колеса. Да и бессмысленное это нынче занятие — если аргентинская машина разгонится, то любую палку перелопатит.
     Высочайший рейтинг Аргентины объяснить совсем нетрудно. Из всех участников предварительного раунда она легче, чем кто бы то ни было, выиграла квалификационный турнир. Досрочно, задолго до финиша. Но главное, что за несколько последних лет аргентинский футбол выдал такую россыпь талантов, какой не может похвастать даже Бразилия. Высокой оценки заслуживает тот факт, что весь, за редким исключением, аргентинский экспорт — товар качественный, самый дорогой в мире. Аргентинские игроки, даже вратари и защитники, играют ключевые роли в своих клубах.
     Поэтому у тренера Марселя Бьельсы голова идет кругом от одной мысли скорого заполнения заявки участников. Его друзья замечают, что Марселя стали часто подводить нервы, отчего он сделал уже несколько сенсационных, ошарашивших Аргентину заявлений. Вот убрал из команды “Ослика” Ортегу, вот предоставил “отдых” Верону, вот припугнул исключением из сборной Савиолу, хотя именно сейчас юный форвард проводит за “Барселону” лучшие матчи. Бьельса своенравен и непредсказуем — никто не знает, чего ждать от него в следующую минуту. В свое время он разругался в Барселоне с хозяевами “Эспаньола” и уже через несколько часов улетел на родину. Только его и видели…
     Так что к угрозам Бьельсы, касающимся того или иного футболиста, народ вынужден прислушиваться. А вдруг и впрямь не возьмет на чемпионат мира кого-нибудь из любимцев публики? Мест всего 22, а претендентов намного больше.
     В отборочном турнире Бьельса имел возможность тасовать состав, словно карточную колоду. Быстро создав необходимый задел в очках, он принялся за эксперименты. Но это были совсем не те эксперименты, которые подразумевают вальяжное отношение к товарищеским уже по сути играм. Бьельса и в “Ньюэллс Олд Бойз”, и в “Велес Сарсфилд”, и в других аргентинских клубах прослыл тренером, буквально выколачивающим результат из своих подопечных. Поэтому, когда прошлой осенью настало время играть с Бразилией, чрезвычайно в очках нуждавшейся, тренер выставил лучшие силы и выиграл принципиальный поединок. Хотя Бразилия рисковала остаться без финала…
     Последней жертвой аргентинской команды стали немцы, поверженные на их же, штутгартском, поле. При этом Бьельса не мог выставить травмированных Айялу, Креспо, Верона, Батистуту и Симеоне. Первые четверо поправятся, впрочем, в скором времени, а Симеоне в Японию скорее всего не поедет. Как, впрочем, и Дэвид Бекхэм. Поэтому в назначенном на 7 июня матче Аргентина—Англия им не придется, как четыре года назад, выяснять отношения в кулачном бою. Но в том, что в этот день в Саппоро будет настоящий футбольный бой, у меня лично сомнений нет...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру