На открытии нас угостили “старыми песнями о главном” по-французски

22 июня 2002 в 00:00, просмотров: 680
  “8 женщин” (2002 г., Франция, 104 мин.).
     Режиссер Франсуа Озон. В ролях: Катрин Денев, Изабель Юппер, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Виржини Ледуйен, Даниэль Даррье, Людивин Санье, Фирмин Ришар.
 
    Во Франции о фильме писали как о гламурном триллере, собравшем самых ярких звезд в один великолепный ансамбль, по достоинству оцененный на последнем Берлинском фестивале.
     Убийство в закрытой комнате — формула успеха классического детектива. Опасность и комфорт в одном флаконе. Идеальные условия для лабораторных наблюдений. Как всегда, в итоге виноват самый безобидный. Потреблять рекомендуется дома, чтобы не терять чувства комфорта. Или опасности. Тут все ясно. Смущает другое: зачем за такой старый материал берется модный режиссер? Ответ напрашивается из интервью: Озон хотел сделать римейк “Женщин” Кьюкора, но денег на права не хватило. Поэтому он взял пьесу подзабытого Робера Тома. Кстати, в России Тома не забыт.
     Вторичные фильмы делать выгодно: пока копируешь других, никто не обвинит тебя в самоповторе. Чем и пользуется Озон. Тем более что в наше время при копировании приходится проявлять дьявольскую изворотливость. Скажем, как можно сейчас копировать Хичкока, если уже два поколения режиссеров эксплуатируют его приемы нагнетать напряжение? Озону напряжение до лампочки, у него свои выверты: почему бы не заинтересоваться покроем платьев хичкоковских героинь? Еще прием — копировать тех, кем восхищался мастер. Озон так и делает: его путеводная звезда Фассбиндер вдохновлялся Дугласом Серком. Значит, возьмем у Серка персонажей, ядовитые цвета и вычурные наряды. Сойдет за энциклопедию поп-курьезов для тех, кто не в курсе, либо за ребус для тех, кто еще помнит классиков. Короче, что-то среднее между “Угадай мелодию” и “Старыми песнями о главном”.
     Со “Старыми песнями о главном” у “8 женщин” еще одно сходство. Некоторых звезд в новогодней передаче так и хотелось заменить. Представьте, какое шоу мог бы выдать Петр Мамонов в роли колхозного сторожа. Та же проблема у Озона. Уж чего-чего, но ансамбля в его фильме точно нет. Есть набор звезд, каждая из которых самодостаточна. Что тонко подметило жюри Берлинского фестиваля, вручив приз всем восьми актрисам, но не за ансамбль, а за индивидуальный вклад. Именно самодостаточность каждой звезды и подвела. Во время сеанса невольно начинаешь пересортировывать звезд. И тогда всплывают вопросы. А как же Жанна Моро, Анни Жирардо, Софи Марсо, Ванесса Паради, Жюльет Бинош, Эммануэль Сенье, Сандрин Боннер, Изабель Аджани, Анн Парийо? Почему в дочери Денев Озон не позвал Кьяру Мастроянни?
     Несмотря на то что Франсуа Озона сейчас без натяжки можно уже отнести к числу режиссеров с именем, он помнит, что первый прием его как значительной фигуры мирового кино оказали ему именно в Москве два года назад. Именно тогда арт-хаус-линия “Другое кино” представила в столице три его первых фильма. И потому Франсуа Озон, конечно же, не отказал нашему корреспонденту в коротком интервью по телефону накануне открытия ММКФ.
     — В вашем отношении к режиссерам прошлого трудно нащупать грань между ностальгией и симуляцией...
  
   — Я не думаю, что сейчас имеет смысл изобретать что-то новое. Мы живем в эпоху постмодернизма. Мне интереснее комбинировать.
     — В ваших фильмах большое внимание уделяется костюмам героев. Не боитесь, что, когда пройдет мода на определенный фасон, ваши фильмы утратят свое очарование?
  
   — Я не думаю, что мои фильмы могут из-за этого устареть. Возьмите костюмированные фильмы Эйзенштейна. Они не устарели. Я, конечно, не хочу сравнивать себя с Эйзенштейном, но…
    


Партнеры